— В марте в столице прошла вторая Московская неделя моды. Мероприятие уже вышло на международный уровень. Всего в эти семь дней было представлено 230 брендов из 11 стран. Ваш модный дом стал одним из участников масштабного события. Расскажите, как решились подготовить показ для Московской недели моды? С какими трудностями столкнулись?
— Да, Московская неделя моды проходит уже во второй раз. Отмечу, что не менее масштабное событие в мире моды также состоялось в столице в декабре — международный форум BRICS+ Fashion Summit. Поэтому за последнее время в России прошли уже два подобных мероприятия. Мы участвовали в такого рода показах неоднократно, около 15 раз наш модный дом представлял коллекции на Питерской неделе моды «Дефиле на Неве». Несколько сезонов ездили на Неделю моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Поэтому для нас это не ново.
Но Московская неделя моды стала действительно другой и приятно изменилась в нужную сторону. Ранее она представляла из себя коммерческое мероприятие, то есть с дизайнеров собирали деньги за участие. Соответственно, отбор шел не по талантам и идеям, а по финансовой составляющей. И именно поэтому, я думаю, многие ругали наши недели моды из-за того, что не было каких-то мировых трендов, достойных идей, не все дизайнеры соответствовали формату мероприятия. А в этом году Московская неделя моды приобрела совершенно другой статус и направление, она получила государственное финансирование. Соответственно, перестала быть коммерческим мероприятием, дизайнеров набирали на конкурсной основе, а участие стало бесплатным. Было подано более тысячи заявок от наших дизайнеров, создана комиссия из профессионалов модной индустрии, которые отбирали участников. То есть каждый дизайнер, который попал на эту Неделю моды, однозначно был достоин, имел какую-то идею, им было, что показать зрителю и профессиональному сообществу. И это огромный прорыв, я считаю.
Конечно же, попасть было сложно. Но, честно говоря, я даже не задумывалась об этом. Мы просто подали заявку, нам позвонили, сообщили, что мы прошли отбор. К тому же это большое достижение — устроить именно показ коллекции. 230 брендов — это общее количество участников, но это не значит, что все они были представлены на подиумах. Некоторые участвовали в маркете и выставляли свою продукцию в фойе, кто-то был представлен в шоуруме для байеров и оптовиков. Некоторые презентовали свои видеопроекты. Но показов, наверное, было не более 100. Причем это уже с зарубежными участниками. Поэтому отбор российских дизайнеров был действительно серьезный и качественный.
Могу сказать, что Неделя моды — это и плацдарм для начинающих дизайнеров, и прекрасная площадка для опытных специалистов. Сейчас она стала, наверное, главной модной площадкой, где вы можете познакомиться друг с другом, увидеть достижения коллег из России и зарубежных стран, обменяться опытом с профессионалами модной индустрии. А это очень важно в нашей сфере, ведь нужно постоянно исследовать ведущие тренды, успевать за актуальными новинками моды. Именно на подобных мероприятиях это можно сделать.
— А какие модные тренды на подиуме отразились наиболее ярко? Может быть, что-то часто встречалось в показах разных брендов, разных модельеров?
— Очень интересный вопрос. Неделя моды в 2024 году была другой. И мне это очень нравится. Она изменилась с точки зрения и идей, и трендов. Зарубежные недели моды в основном отдают предпочтение именно тенденциям, которые прослеживаются в социуме, например, на осознанное потребление и экологию, какие-либо привязки к последним политическим событиям. Есть специальные агентства, которые разрабатывают тренды на два года вперед, анализируют общество и его настроения. Аналитики предлагают актуальную карту цветов, определяют входящие в моду формы и фактуры. И поэтому на подиумах мы часто видим одну тенденцию, которую модные дома обыгрывают с разных точек зрения.
Наша Неделя моды не такая. Минус, наверное, в том, что с коммерческой точки зрения не каждая коллекция была такая уж продаваемая. Но с точки зрения идей мы переплюнули зарубежные недели. Совершенно разные задумки, совершенно разные истории — от национального костюма из северных народов до каких-то рыбацких историй, которые сейчас популярны в Париже и Нью-Йорке, присутствовали футуристические элементы, деконструктивизм, интересные перепевы национального колорита, офисные коллекции. И вот Московская неделя моды объединила всех. То есть коллекции были разные, и в каждой можно было увидеть какие-то новые идеи, решения, дизайн или крой.
— Вы уже упоминали, что государство сегодня уделяет большое внимание креативным индустриям. В чем это проявляется? На должном ли уровне находится государственная поддержка?
— Разговор о том, что креативным индустрия начали уделять большое внимание в правительстве и что государство выделяет средства на поддержку, велся уже очень давно, пять лет точно. Но особо она не ощущалась. Поддержка была точечная, несистемная, поэтому результаты этой работы были незаметны. Начинать всегда сложно. Например, главная задача большинства модных домов и дизайнеров — это продажа. Их волнуют вопросы, как наработать клиентскую базу, найти оптовиков, собрать контакты и увеличить объем продаж. И в эту сферу государство вкладывало много сил, но пока не был наработан опыт, задача не могла быть выполнена. Они не знали, где и кого искать, не до конца понимали специфику модной индустрии. А в модной индустрии очень большая специфика — это не только ценовая категория и целевая аудитория, но и стилистические предпочтения.
Сегодня мы начинаем видеть результаты. Правительство начало работать в симбиозе со специалистами креативных индустрий. Консенсус достигнут путем долгих переговоров, общения, узнавания друг друга, выслушивания проблем участников креативной сферы. И Московская неделя моды тому показатель. Туда были привлечены отечественные и зарубежные специалисты, байеры. Креативным индустриям нужны широкомасштабный пиар, большие мероприятия, где единомышленники встречаются, делятся опытом, узнают что-то новое. Потому что наша сфера — это своего рода искусство, прикладное и коммерческое, но искусство, и оно работает на широкие массы. Поэтому подобного рода мероприятия — это огромный прогресс. Все системно начинает работать. За это большое спасибо. Начало положено.
— Как вы оцениваете ситуацию в креативной индустрии в Воронеже и Воронежской области? Насколько сильно регион отстает от Москвы и Санкт-Петербурга?
— Я думаю, вы сами знаете ответ на этот вопрос. Могу сказать, что я нахожусь в активном переговорном процессе с нашим правительством по поводу развития креативных индустрий и созданию кластера креативных индустрий. И, конечно же, мы далеки от Москвы и Питера, того же Екатеринбурга или Новосибирска, которые развиваются в модной индустрии лучше. Но это не значит, что мы ничего не делаем. В Воронеже за последние полтора года было организовано множество мероприятий, посвященных нашей сфере деятельности.
Что касается небольшой проблемы. У нас в регионе есть несколько команд, которые пытаются развивать креативные индустрии. В этом есть плюс, потому что больше людей занимаются этой темой. Но в этом есть и минус, почему-то они конкурируют. Я считаю, что наша сила — в сообществе единомышленников, поэтому мы должны объединяться.
Нужно развиваться системно, выстроить определенный путь. Я со своим видением системного развития креативного кластера уже приходила к правительству, и, в общем-то, меня поддержали в этом. Конечно, здесь работа не одного месяца и даже года, но то, что идеи взяли в работу и сказали, что многое из этого возможно, это прекрасно. Я считаю, что у нас большое будущее, потому что регион богат специалистами, перспективными дизайнерами.
— Готовы ли просто жители Воронежской области, обычная публика к развитию креативных индустрий? Нужно ли им это вообще?
— Если ответить просто, то, конечно, да. Но я бы здесь пояснила свою точку зрения. Несколько лет назад к нам приезжал Антон Алфер (продюсер, эксперт fashion tech, много лет занимается проектами на стыке fashion и IT, является специалистом в области маркетинга, моды и международного модельного бизнеса. — Прим. ред.). Он как раз читал лекцию на мероприятии, которое я организовывала в гостинице «Мариотт». И тогда мы с ним обсуждали развитие нашей индустрии на 50 лет вперед. То есть они меряют не годом, двумя или десятью, а план минимум на 50 лет. И если мы представляем, что будет через 50 лет, то сможем правильно выстроить дорогу к этому будущему. Мы должны понимать: гораздо раньше исчезнут многие профессии, это уже ни для кого не секрет. И бухгалтеры, и юристы, и таксисты, и еще много кто будет заменен цифровыми технологиями, роботами и так далее. Тогда я у Антона спросила, что же будут делать люди, если многие профессии будут заменены, как мы будем развиваться, чем будем заниматься? И вот он сказал, что будущее за креативными индустриями. Творчество и креатив останутся за нами. Поэтому могу сказать, что, однозначно, жителям нашего города нужно развитие креативных индустрий.