От первого лица , Черноземье ,  
0 

«В настоящее время ситуация на рынке труда сродни «идеальному шторму»

Депутат Липецкого горсовета Андрей Иголкин — как решить проблему дефицита кадров в экономике
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива Андрея Иголкина)
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива Андрея Иголкина)
Депутат Липецкого городского совета, генеральный директор ООО «Техносфера» Андрей Иголкин — почему в экономике возник кадровый голод и как его преодолеть.

— На бизнес-завтраке «Региональная экономика: создавая новое» в Калининграде вы выразили мнение, что сегодня главным тормозом развития экономики в стране становится дефицит кадров во многих отраслях народного хозяйства. Насколько эту мысль можно по праву считать главенствующей в вопросе текущего состояния рынка труда?

— Действительно, этот вопрос обсуждался участниками деловой встречи. Когда мы подводили итоги, акцентировал внимание, что проблема острой нехватки кадров — крайне важная тема как для экономики страны в целом, так и для развития отельных отраслей.

Ранее бытовало мнение, которое вызывала некоторые опасения, что активное внедрение искусственного интеллекта в различные секторы экономической деятельности приведет к постепенному вытеснению человека. Аналогичная идея обозначалась и ранее с развитием автоматизации и роботизации производственных процессов. Несмотря на это (опасения так и остаются опасениями), современные технологии не могут полностью заменить всех людей в производственных процессах.

В последние годы складывалась ситуация, когда непропорционально развивались отдельные участки экономики страны — производственный сектор сокращался в плане трудовых ресурсов, а сектор услуг, IT, наоборот росли.

Все сферы, которые связаны с повышением комфорта и безопасности людей демонстрировали неплохие темпы прироста, а исторически традиционные для страны отрасли — машино- и станкостроение, добыча и транспортировка всех видов ресурсов, ЖКХ, дорожное хозяйство, энергоснабжение и другие — к сожалению, на протяжении многих лет теряли кадровый потенциал.

Такая ситуация сейчас характерна и для строительной отрасли. Моя деловая жизнь в большей части связанна именно с этим направлением и IT, поэтому эта проблема мне хорошо знакома изнутри.

— А в чем тогда, на ваш взгляд, кроется одна из основных причин кадрового голода в экономике?

— Эта проблема имеет многофакторные причины. Во-первых, если смотреть в корень сложившейся ситуации, то она начала зарождаться еще в 90-е годы, когда начал формироваться перекос в экономике. Тогда так называемые «либеральные реформы» провозгласили новый курс развития страны — не производить что-то сложнее добытых ресурсов (ископаемых и наземных), продавать их, а за вырученные средства закупать за рубежом все необходимое. Этот подход оказался непросто неверным, а даже опасным.

При этом образовательная система страны, особенно профессиональное и среднее специальное образование, начали деградировать вслед за упадком промышленности. Это привело к «вымыванию» кадров, в частности инженерных, в целом ряде ключевых отраслей. За образованием «подтянулась» и наука — там деградация, по моему мнению, была даже в еще большей степени.

Соответственно, параллельно шла деградация материально-технической базы. За несколько десятилетий «невмешательства» (в ожидании, что рынок «порешает») получили «деиндустриализацию» целого ряда отраслей, время на развитие которых было упущено уже давно.

За последние десятилетия мы могли наблюдать, как выпускаются тысячи и десятки тысяч специалистов гуманитарных дисциплин, в то время как для экономики развития и роста требуются инженеры, строители, специалисты созидающих технических отраслей.

Косвенным подтверждением, на мой взгляд, является ситуация, когда большая часть выпускников-гуманитариев долго не работает по своей специальности, не развивается профессионально в своей области, а ищет «что-то получше» на рынке труда.

Ничего против гуманитарных дисциплин не имею, лишь пытаюсь объяснить, что рынок труда медленно и верно указывает на искаженную диспропорцию. Сейчас стране нужны кадры, способные создавать руками и головой не просто «добавочную стоимость» к чему-либо, а непосредственно «добавочный продукт» — нечто материальное.

Моя любимая фраза в связи с нынешней ситуацией: «Нам страну с кем строить?». Когда вижу сотрудников разных компаний из сферы услуг и сферы «легких материй», неуклонно возникает вопрос: «Ведь всех этих людей (в основном молодых мужчин) не хватает в сфере строительства нашей огромной страны».

Андрей Иголкин (Фото: из личного архива Андрея Иголкина)
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива Андрея Иголкина)

— Какие сегодня факторы влияют на ситуацию на рынке труда?

— В настоящее время ситуация на рынке труда сродни «идеальному шторму». Как бы это странно не звучало, но благодаря санкциям экономика страны стала ориентирована на внутреннее развитие. Реализуются десятки нацпроектов во всех регионах, строятся дороги, а также социальная, инженерная и логистическая инфраструктура, возрождаются и развиваются целые отрасли, связанные с самолето- и кораблестроением, приборостроением, в том числе высокоточным. Все это требует сотни тысяч и миллионов высококвалифицированных рабочих рук, управленцев и работников всех направлений, которых сейчас сильно не хватает. Это связано, в том числе с диспропорций в экономике «услуг» и соответствующим подходом в системе образования, сформированными годами и десятилетиями ранее.

Второй фактор, влияющий на ситуацию, — миграционный кризис. Число мигрантов, которыми пытались «заместить» в основном низко- и среднеоплачиваемые рабочие позиции, начало превышать определенные нормы. В итоге началось проявляться социальное напряжение в местах их скученного проживания, отсюда — множество конфликтов и повышение криминогенной обстановки. Как следствие — государство в последнее время взялось за ужесточение и наведение порядка в данной сфере, что «вымыло» из страны десятки тысяч уже существовавших рабочих рук. А на освободившиеся рабочие места местное население не спешит идти, поскольку рынок труда пока не может предложить им достойную оплату за этот порой тяжелый физический труд. Однако, данный фактор мы рассматриваем не с позиции миграционной ситуации (о ней можно отдельно немало написать), а лишь через призму математики рабочих единиц — «убыло» / «прибыло».

Еще один фактор — специальная военная операция. Серьезно выросло число открытых вакансий в оборонном секторе промышленности, причем с достойным уровнем оплаты. Естественно, кадры, в том числе рабочие и инженерные, «перетекли» в «оборонку». Также часть трудоспособных граждан ушла служить, защищать нашу страну. Здесь не попытка дать характеристику этому явлению, а попытка представить ряд объективных факторов, влияющих на кадровую ситуацию в стране.

Четвертый, самый, пожалуй, важный — демографическая яма, которая начала складываться в начале 90-х и оформилась в начале 2000-х из-за социальной катастрофы. В этот период наблюдался отток населения, падение рождаемости, смена социальных ориентиров — образ жизни несопоставимый с семьей и детьми. Поэтому спустя поколение получили «провал» в численности активного населения в возрасте 25-45 лет.

Сюда также можно отнести и «перетекание» рабочих ресурсов в сферу оказания услуг, отрасли, где нет необходимости получать специальное образование и тратить годы на профессиональный рост. Это сотни тысяч относительно молодых людей, работающих в такси, на бирже, в интернете и так далее.

В совокупности все эти факторы и еще ряд других, не столь явных, привели ситуацию на рынке труда к «идеальному шторму» в стране.

Андрей Иголкин (Фото: из личного архива Андрея Иголкина)
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива Андрея Иголкина)

— Как можно сегодня решить проблему нехватки кадров?

— На мой взгляд, необходимо комплексно менять подход к решению вопроса, причем на федеральном уровне: в системе образования, в науке, популяризации рабочих специальностей, в системе администрирования заработных плат, стимулировния через налогообложение и другом.

Это многоаспектная проблема, и какого-то однозначного верного решения трудно предложить. К примеру, поддерживая исключительно развитие молодежного предпринимательства, IT-сектора, мы «ослабляем» другие отрасли. Основной кадровый ресурс начинает перетекать туда, где наиболее существенные преференции, государственная помощь, перспективы. Главное — максимально «легкие» и относительно «быстрые» деньги.

Чтобы стать профессионалом в строительном, энергетическом секторе, ЖКХ, в медицине и других отраслях — необходимы годы учебы, постоянный профессиональный рост, вкладывание ресурсов в развитие самого себя. Только тогда спустя годы «рынок» по достоинству оценит человека как профессионала и предложит достойную оплату. Такая постановка вопроса с долговременным планированием своей жизни сейчас, к сожалению, устраивает далеко не всех.

Поэтому, думаю, как один из вариантов, государству необходимо создавать какой-то рабочий инструмент, по типу профильной межведомственной комиссии, которая будет учитывать интересы всех задействованных (прямо или косвенно) сторон, формировать необходимые рекомендации исполнительной и законодательной власти на всех уровнях для всестороннего решения данной проблемы.

Практика Костенки: от первобытной стоянки до международного туристического центра
Материалы выпуска
Инструменты В Воронеже обсудили алгоритм подключения предприятий к электросетям
От первого лица «В настоящее время ситуация на рынке труда сродни «идеальному шторму»
Практика Костенки: от первобытной стоянки до международного туристического центра
Компетенция Для белгородских семей разработают новые меры поддержки
Компетенция На саммите «Сильная Россия» обсудили инфраструктурное развитие России
Компетенция Курскую Коренскую ярмарку за три дня посетило более 12 тысяч человек
Компетенция Как в Воронеже благоустраивают сквер возле стадиона «Факел»
Компетенция Сергею Лукину вручили награду «За заслуги в развитии парламентаризма»
Решения В Липецке запустили систему для маломобильных граждан «Говорящий город»
Компетенция Дорожная инфраструктура и благоустройство города: что волнует воронежцев
Компетенция Воронежские студотряды готовы выполнять масштабные задачи
Содержание
Закрыть