От первого лица , Черноземье ,  
0 

«Интерес к агропромышленной конопле растет с каждым годом»

Основатель ГК «Коноплекс» Скигин отмечает рост интереса к технической конопле
Евгений Скигин (Фото: из личного архива)
Евгений Скигин (Фото: из личного архива)
Основатель группы компаний «Коноплекс» Евгений Скигин — о востребованности промышленной конопли, развитии отрасли, требующих решения вопросах, контроле за производством и крупных игроках данного сегмента АПК.

Сельское хозяйство является одной из сфер, в которой стратегия импортозамещения проявила себя особенно успешно. В то же время именно в этой отрасли есть и огромный дальнейший потенциал развития. Волокна конопли могут применяться в автомобильной и целлюлозно-бумажной промышленности, в производстве строительных материалов и биокомпозитов. В течение 2021-2026 гг. прогнозируется среднегодовой темп роста мирового рынка промышленной конопли более 16%. В России ожидают расширения сегмента потребителей товаров, в которых содержатся продукты переработки данной агрокультуры. О развитии отрасли в настоящее время рассказал ее представитель — основатель группы компаний «Коноплекс» Евгений Скигин.

— Насколько востребована в сельскохозяйственной отрасли промышленная конопля? Чем вызван интерес к данной агрокультуре?

— Сельскохозяйственная деятельность и в том числе выращивание конопли даже до ее первичной переработки — это очень долгий производственный цикл, не менее года, да еще и огромные инвестиционные затраты на будущий урожай. Поэтому сельское хозяйство очень медленно реагирует на спрос перерабатывающих отраслей. А я уже давно вижу рост спроса промышленности на качественное натуральное волокно. Поскольку рост первичного производства (выращивания) отстает от спроса перерабатывающих отраслей, то это вызывает существенное увеличение стоимости сырья, что мы сейчас и наблюдаем в отношении конопляного и льняного волокна. При этом речь, конечно, идет о качественном сырье для технологичной продукции. Например, буквально пять лет назад цена конопляного волокна для автомобильной промышленности составляла 450 долл./тонна, а сейчас составляет около 1 тыс. долл./тонна и это явно долгосрочный тренд. То есть хорошо обработанное конопляное волокно — само по себе динамичный по востребованности продукт, который постепенно завоевывает признание переработчиков. Текущее мировое производство конопляного волокна уже в полтора-два раза превышает производство льняного. Кроме того, дополнительным фактором роста цены на конопляное волокно является дефицит льняного волокна, которое производители пытаются заменить чем угодно, в том числе котонизированным конопляным волокном, поскольку оно максимально приближено к льняному по сравнению с другими видами натурального волокна. Неурожай льна в 2023 году и плохой прогноз на 2024 год вызвали годовой прирост цены на лен в 1,5 раза. А если сравнивать цены на лен с ценами пяти-десятилетней давности, то рост цены составляет 300-500%. Особо отмечу, что выращивание и переработка льна и конопли — это технологичные отрасли, лидерами которой являются европейские страны Франция, Бельгия, Нидерланды, обеспечивающие до 2/3 мирового объема выращивания. То есть здесь у России огромный потенциал, но с одним важным условием: эта отрасль должна быть технологичной, сами по себе конопля и лен не вырастают и не перерабатываются, это огромный труд и государственная поддержка.

— Как вы оцениваете темпы развития данного сегмента АПК? Способна ли отрасль стать драйвером развития российской экономики?

— Выращивание и переработка технической конопли — крайне затратный бизнес с долгим сроком окупаемости, но уже сейчас формируется спрос внутри разных рынков на возможность закрыть многие потребительские запросы товарами и продуктами на основе этого промышленного растения. А с точки зрения сбалансированного подхода экологичного предпринимательства, данная агрокультура хорошо влияет на здоровье почвы, ее структуру, сокращает потребности в химикатах, конечно, сохраняет традиционное биоразнообразие.

Интерес к агропромышленной конопле растет с каждым годом. Отрасль развивается уверенно, но этого недостаточно, нужен локомотив, который сможет подтянуть всех остальных. Свой опыт культивирования технической конопли я принес в Россию десять лет назад, когда рынок возделывания лубяных культур в стране был мал и консервативен. Да, о нем знали, но не понимали, как организовать. Искоренить стереотипы в отношении самого агропромышленного растения не получилось бы без поддержки государства, сообщества селекционеров и общественных институтов, которые научным путем выявляли полезную ценность и многофункциональность культуры и смогли сформировать новые пищевые и бытовые привычки.

— Расскажите о сложностях. Каким вопросам и задачам, по вашему мнению, необходимо уделять пристальное внимание в дальнейшем для успешного развития отрасли?

— Могу опираться только на наш собственный опыт, поскольку «Коноплекс» работает по принципу агропромышленного предприятия замкнутого цикла: от выращивания и переработки посевной конопли до научно-исследовательской деятельности, связанной с селекцией и семеноводством культуры. Считаю, что в нынешних условиях, селекция — один из основных факторов глобальной конкурентоспособности российского АПК и наиболее перспективное и надежное средство повышения урожайности. Именно селекция может обеспечить до 50% прироста урожая, к тому же это самый капиталоемкий инструмент в области научных и лабораторных испытаний со сроком окупаемости пяти лет. Это и возможность, и задача одновременно.

Среди важных тем вижу необходимость донести до финансовых и кредитных учреждений предложения по практической оценке предприятий отрасли с целью формирования более интересных ставок по кредитам на агротехнологические работы и о частичном возмещении затрат на обновление технического парка или модернизацию объектов, связанных с производством лубяных культур.

Также остается нерешенным вопрос мотивации и поддержки самих селекционеров, чья исследовательская работа и выведение устойчивых к самым прихотливым климатическим режимам сортов позволяют развивать не только отрасль, но и создавать уникальный многофункциональный материал для нужд реального сектора экономики страны. Поэтому в число получателей субсидий надо включить не только покупателей, но и производителей семенного материала, проработать механизм представления таких субсидий в зависимости от объема реализованной продукции.

Выведение более адаптивных к температурным перепадам и климатическим условиям разных широт сортов технической конопли поспособствует созданию ценных экземпляров растения. Сегодня к рабочим характеристикам промышленной конопли относят уже не только урожайность или эффективность какого-то конкретного параметра, но и целый комплекс современных требований к сорту по экологичности выращивания, удобству механизированного сбора, устойчивости к современным болезням и вредителям, а значит, и безопасности для потребителя. Такое сырье крайне необходимо широкому спектру отраслей: пищевой, автомобильной, строительной, авиастроительной, медицинской и всей легкой промышленности.

Еще одной важной задачей станет содействие в формулировании законодательных инициатив в части совершенствования нормативно-правовой базы на уровне отрасли.

— Еще раз уточним, что речь идет исключительно о промышленных сортах конопли, которые внесены в Государственный реестр селекционных достижений. А как осуществляется контроль за производством?

— Контроль растет прямо пропорционально с интересом к данной отрасли. В апреле текущего года вступило в силу постановление правительства РФ от 14.03.2024 №300 о государственном экологическом мониторинге, что обяжет производителей минимизировать техногенное влияние на окружающую среду. Минпромторг, Минфин и Росстандарт одобрили законопроект о внесении поправок в закон о стандартизации. Поправки обязывают производителей отправлять на экспертизу стандарты и технические условия (ТУ), по которым изготавливается продукция. В первую очередь это касается продуктов питания. Ужесточение требований позволит сократить оборот некачественных продуктов питания, простимулировать участников рынка.

— Каких крупных производителей, занимающихся промышленной коноплей, вы можете выделить? Какое место на рынке в настоящее время занимает ваша компания? Какие факторы мешали развитию и что планируете предпринять для укрепления позиций?

— Среди российских агропредприятий, специализирующихся на возделывании, переработке промышленной конопли, выделяются несколько игроков: «Макошь», «Медал», «РусХемп», «СмартХемп» и, конечно, одни из самых давних на рынке предприятий – ООО «Мордовские пенькозаводы» и «Курская пенька», «Дмитровск пенька», среди них снова и ООО «Коноплекс», которое сейчас стремительно возвращает позиции на рынке.

— На потерю позиций повлиял конфликт, который произошел внутри компании?

— Да, последние два года для компании выдались крайне тяжелыми. С 2022 года между мной и вторым акционером предприятия происходит корпоративный конфликт, что в целом отразилось на компании — ее организационной структуре, управленческом звене, персонале, взаимоотношениях с контрагентами, поставщиками, торговыми представителями, ретейлерами.

26 августа 2022 года соакционер «Коноплекс» Роман Белоусов провел общее собрание, на котором от своего имени и в качестве доверенного лица второго владельца кипрской компании «Коноплекс лимитед» назначил себя председателем собрания, утвердил устав и новую структуру общества, избрал подконтрольный совет директоров. Так в компании последовала череда организационных изменений.

Прошел ряд судебных разбирательств. В итоге дело попало на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, которая оставила в силе решение суда первой инстанции, признав, что смена совета директоров была нелегитимна.

Поэтому сейчас у меня одна главная задача — в скорейшие сроки провести аудит текущего положения, финансово-хозяйственной базы и того «наследия», которое осталось после почти двух лет судебных тяжб.

Практика Обновляем гардероб к осени: тренды предстоящего сезона от дизайнера
Содержание
Закрыть