Практика , Черноземье ,  
0 

Около 170 тысяч пассажиров за три месяца перевезли липецкие трамваи

Фото: пресс-служба «Группа Мовиста»
Фото: пресс-служба «Группа Мовиста»
Модернизация сети электротранспорта в Липецкой области стала возможна благодаря программе государственно-частного партнерства.

20 сентября для Липецка стал днем подведения итогов: ровно три месяца назад в городе запустили обновленную трамвайную сеть. За это время пассажирами новых современных трамваев стали порядка 170 тысяч пассажиров — этот вид транспорта в областном центре один из самых популярных. Начать реконструкцию и завершить первые ее этапы раньше срока стало возможно благодаря программе государственно-частного партнерства.

Городской электротранспорт по праву считается самым экологичным. С другой стороны, в большинстве городов его же называют самым уязвимым. Устаревший транспортный парк, аварийные пути, отсутствие инфраструктуры — финансировать эту проблему самостоятельно муниципалитеты не могут. Два года назад на федеральном уровне решили обратиться за помощью к представителям бизнеса.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой софинансирование проектов на взаимно выгодных условиях. Бизнес берет на себя реконструкцию транспортных сетей, закупку нового подвижного состава, обновление инфраструктуры, а государство создает условия для работы частного предприятия.

Финансирование проекта можно разделить на три источника. Существенную поддержку инвестиционному проекту оказала российская государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Доля ее кредита составляет 64% от общей суммы проекта, тогда как инвестор может получить средства под 5-6% и потратить на строительно-монтажные работы и покупку подвижного состава. Еще 28,5% — невозвратные деньги из федерального бюджета. Личные средства инвесторов составляют 7,5%.

«ВЭБ.РФ является связующим звеном между всеми участниками проектов: регионом, частным бизнесом, банками и государством. Это делает его проекты эффективным инструментом достижения значимых для наших граждан и бизнеса результатов. Прежде всего, он позволяет реализовывать сложные проекты с длительным сроком окупаемости», — отметил заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко.

Фото: пресс-служба «Группа Мовиста»
Фото: пресс-служба «Группа Мовиста»

Пилотными участниками модернизации системы городского электротранспорта стали российские регионы с разными финансовыми возможностями. Это Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области, а также Краснодарский и Пермский край. Общий бюджет программы модернизации городского электрического транспорта в перечисленных городах составляет 252 млрд руб.

В Липецке продолжается реконструкция трамвайных путей. Общий бюджет проекта составляет 14,5 млрд руб., из которых сумма инвестиций ВЭБ.РФ — 9,3 млрд руб., включая средства фонда национального благосостояния. Работу над проектом ведет ООО «Мовиста Регионы Липецк».

В 2025 году в городе в общей сложности будет реконструировано 40,8 км и построено 5,2 км трамвайных путей, восстановлено депо, модернизированы контактные сети. На сегодня работы ведутся на четырех участках: «Этап №1» (пересечение улиц Краснозаводская и Металлургов — разворотное кольцо на улице Чехова), «Этап №5» (пересечение улиц Краснозаводская и Металлургов — разворотное кольцо 21 микрорайона), «Этап №2» (улица Московская — разворотное кольцо 21 микрорайона) и часть «Этапа №3» (разворотное кольцо 9 микрорайона).

Один из этапов работы уже полностью выполнен — в Липецк привезены 46 низкопольных односекционных трамваев производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Именно они курсируют по городу с 20 июня 2024 года, когда было возобновлено трамвайное движение. Новый транспорт оценили как пассажиры, так и руководство региона.

«Хорошие у нас в Липецке трамваи. Нам с мэром понравились. В жару с кондиционером — отлично. Комфортно ехать. Чего не скажешь об автобусах, особенно коммерческих. Вагоны — замечательные. Горожане с детьми просто покататься заходят. Приятно это видеть. Но такой транспорт не должен быть диковинкой. Для Липецка это должно стать нормой», — прокомментировал первые рейсы губернатор Липецкой области Игорь Артамонов.

Плюсы от реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере электротранспорта отмечают представители не только региональной, но и федеральной власти. Модернизацию системы общественного транспорта в Таганроге привела в качестве примера слаженной работы государства и предпринимателей председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко. Благодаря ГЧП в прибрежном азовском городе проложено 55 км трамвайных путей, построено 120 остановочных павильонов и здание депо, а пассажирский состав заменен на 60 новых трамваев.

«Вот что можно сделать, когда вместе работают власть, бизнес и созданы нормальные экономические условия для инвестиций», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

Положительные результаты и восстановления у пассажиров доверия к общественному транспорту ведет к необходимости расширения программы. Заявление об это сделал председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов в рамках деловой программы ПМЭФ-2024.

«Спрос на эту программу огромный, это сотни городов. Многие города, которые потеряли свои трамвайные линии, сейчас просят восстановить трамвайную сеть и запустить новый парк трамваев. Просят горожане, мэры, губернаторы», — рассказал Шувалов.

По словам председателя ВЭБ.РФ, обновленный трамвайный транспорт — это то, что способно перезапустить жизнь в городах, наладить социальный и экономический климат, дать импульс к развитию среднего и малого бизнеса. А лучше всего с модернизацией такого масштаба справится государственно-частное партнерство.

Компетенция Белгородская облдума приняла блок законов для развития социальной сферы
Содержание
Закрыть