
— Кадровый голод является одной из острых проблем, с которой сейчас сталкиваются практически все отрасли экономики. Особенно не хватает трудовых ресурсов, инженерно-технических специалистов. На ваш взгляд, почему наблюдается такая тенденция на российском рынке труда?
— На мой взгляд, причины этой тенденции носят комплексный характер. Во-первых, мы видим последствия демографической проблемы, связанной со снижением численности населения в определенные периоды прошлых десятилетий. Это влияет на доступность трудовых ресурсов.
Во-вторых, современный рынок труда стал более требовательным: работодатели ищут специалистов с узкими компетенциями и опытом, а подготовка таких кадров занимает время. Особенно это заметно в инженерно-технических специальностях, где нужны глубокие знания и практические навыки.
Кроме того, высокая текучесть кадров остается одной из главных причин дефицита. Многие сотрудники уходят из компаний из-за недостаточной мотивации, сложностей с адаптацией или несоответствия условий труда их ожиданиям.
Нельзя не отметить и внешние факторы, такие как пандемия и геополитическая ситуация, которые также повлияли и привели к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда.
Решение этой проблемы требует системного подхода — развитие системы образования, поддержка молодых специалистов, создание комфортных условий для работы и карьерного роста. Важно наладить тесное взаимодействие между бизнесом и учебными заведениями, чтобы готовить кадры, максимально соответствующие потребностям экономики.
— В этом году запущен новый национальный проект «Кадры», который должен помочь молодому поколению стать специалистами в выбранных профессиях и продвинуться по карьерной лестнице. Как это улучшит ситуацию с кадрами?
— Национальный проект «Кадры» направлен на решение проблем с нехваткой квалифицированных специалистов и повышение качества подготовки кадров за счет комплексного подхода, охватывающего профессиональное обучение, помощь с трудоустройством и противодействие нелегальной занятости.
Ключевыми мероприятиями нацпроекта станут ежегодное формирование и актуализация прогноза потребности отраслей экономики в кадрах на пятилетний период (на основании чего будут готовиться контрольные цифры для приема в учебные заведения), а также рейтинга вузов и ссузов по уровню трудоустройства и зарплатам выпускников. Особое внимание будет уделено профессиональному обучению и дополнительному профобразованию по востребованным профессиям, повышению гибкости профессиональных стандартов. Это важно с учетом повсеместного внедрения цифровых технологий, модернизации производств и их автоматизации. Идет существенная модернизация центров занятости, а также центров карьеры на базе вузов, вовлечение в экономику различных категорий потенциальных работников — мам, выходящих из декретных отпусков, инвалидов, лиц старшего возраста. Для них создаются программы обучения и переподготовки по востребованным специальностям.
По новому нацпроекту «Кадры» на производствах будут переоборудовать рабочие места, чтобы люди с ограничениями по здоровью получили возможность работать наравне со всеми. Это особенно актуально в отношении ветеранов СВО, которые хотят быть полезными Родине.
Создаются условия для того, чтобы молодежь могла получить качественное профессиональное образование, соответствующее запросам рынка труда, и успешно трудоустроиться.
Как говорит губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, образование должно быть не ради образования, а с перспективами успешного трудоустройства, самореализации, хорошего заработка.
Также важна работа по противодействию нелегальной занятости, и в Липецкой области она ведется системно через межведомственные комиссии и рабочие группы. Ежеквартально проводится анализ данных о работодателях с низкой заработной платой или нулевой отчетностью, что позволяет выявлять случаи неформальной занятости. Усиление контроля способствует легализации трудовых отношений, что повышает качество рабочих мест и защищает права работников.
Ежемесячно губернатор Липецкой области проводит мониторинг заключенных трудовых договоров и повышения зарплаты работников. Такой подход позволяет оперативно выявлять проблемы и корректировать действия. В этом году наш регион также участвует в пилотном проекте по «обелению» отрасли технической эксплуатации и уборки (фасилити отрасли).
Реализация национального проекта «Кадры» позволит решить ключевые проблемы рынка труда: дефицит квалифицированных специалистов, высокий уровень нелегальной занятости и несоответствие образования потребностям работодателей. Это создаст основу для долгосрочного роста экономики региона и улучшения качества жизни населения.
— Ранее в интервью нашему изданию вы сказали, что у предприятий сформировался запрос на образовательные программы, которые должны отвечать потребностям реального сектора экономики. Насколько образовательная система сегодня оказалась готова к этому?
— Образовательная система Липецкой области успешно адаптируется к запросам реального сектора экономики, благодаря внедрению комплексных мер. Одним из ключевых инструментов стал проект «Профессионалитет», в рамках которого создаются образовательно-производственные центры (кластеры) на базе колледжей при участии предприятий. Эти центры формируют программы обучения с учетом актуальных потребностей экономики, максимально приближенные к требованиям работодателей. На данный момент в регионе действуют пять таких кластеров: «Металлургия» (Липецкий металлургический колледж), «Машиностроение» (Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий), «Медицина» (Липецкий медицинский колледж), «Цифровая электроэнергия» (СПО при ЛГТУ) и «АгроБиоХим» (СПО при ЕГУ им. И.А. Бунина).
Кроме того, происходит пересмотр содержания и структуры образовательных программ, что позволяет оперативно реагировать на изменения рынка труда. Например, значительно вырос спрос на специальности, связанные с приоритетными направлениями производства — программы по машиностроению, металлургии и медицине стали востребованы в четыре раза больше, чем ранее. Это подтверждает эффективность такой гибкой модели обучения.
Важным аспектом также является активное взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями региона. Студенты получают практический опыт, участвуя в реальных производственных процессах, что позволяет им быстрее адаптироваться к требованиям современного рынка труда. Такой подход не только повышает качество подготовки специалистов, но и способствует их успешному трудоустройству после окончания обучения. Таким образом, в Липецкой области развивают систему подготовки кадров, которая действительно соответствует потребностям экономики региона.
— Какие еще меры целесообразно принимать для того, чтобы не было дефицита кадров?
— Для предотвращения дефицита кадров целесообразно принимать комплексные меры, направленные как на профессиональную ориентацию молодежи, так и на поддержку тех, кто уже находится на рынке труда.
Считаю, что мы должны идти по пути упрощения переквалификации — развития системы онлайн-курсов, сокращения сроков обучения для смены профессии.
В марте губернатор Липецкой области Игорь Артамонов и президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф открыли в Липецке кампус «Школы 21», где начиная с 18 лет можно бесплатно получить востребованную ИТ-профессию. Пройти обучение можно будет по совместным партнерским программам бакалавриата Нетологии с Высшей школой экономики, Финансовым университетом при правительстве РФ и Тюменским государственным университетом по направлениям от программной инженерии до аналитики в финансах.
Это поможет Липецкой области получить кадры, без которых дальнейшее динамичное развитие в стремительно меняющемся мире цифровых технологий просто невозможно.
Также надо принимать меры для удержания населения в регионах: развивать инфраструктуру в малых городах; обеспечивать доступ к качественной медицине и образованию, жилью; создавать новые рабочие места; поддерживать малый бизнес; стимулировать молодых специалистов; поддерживать демографию и создавать условия для совмещения семьи и работы (гибкий график, удаленка для родителей).
— Ощущается ли нехватка кадров в Липецкой области? Какая сейчас ситуация на региональном рынке труда?
— На сегодня Липецкая область занимает второе место в Центральном федеральном округе и третье место в Российской Федерации по уровню регистрируемой безработицы, которая составляет всего 0,2%. Это говорит о том, что рынок труда в регионе остается стабильным.
Тем не менее, как и в других регионах, у нас есть дефицит специалистов в отдельных отраслях, таких как строительство, здравоохранение и промышленность. Для решения этих вопросов реализуется ряд мер, включая программы переобучения, повышения квалификации и поддержки, которые направлены на привлечение и закрепление кадров в регионе.
— В каких кадрах сегодня заинтересован регион? Как на региональном уровне решается этот вопрос?
— Сегодня Липецкая область остро заинтересована в привлечении квалифицированных кадров, особенно в таких ключевых отраслях, как промышленность, сельское хозяйство и транспорт. В регионе наибольший спрос наблюдается на инженерные профессии. Это подчеркивает важность технических специальностей для реализации инфраструктурных и производственных проектов.
Второе место занимают трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства. Это особенно актуально для нашего региона, который традиционно является одним из аграрных лидеров. Третье место — токари, а четвертое — водители грузового автомобиля. Пятое место у электросварщиков.
Для решения вопроса нехватки кадров в регионе мы активно внедряем комплексные меры. Прежде всего, это развитие системы профессионального образования и переобучения, которая позволяет готовить специалистов, максимально соответствующих потребностям экономики. А создание образовательных кластеров совместно с предприятиями позволяет студентам получать практические навыки и быстро адаптироваться к требованиям работодателей.
Также уделяем внимание социальным механизмам поддержки, таким как программы трудоустройства бывших военнослужащих, которые уже охватили более 150 компаний региона. Важно отметить, что все эти шаги направлены на формирование устойчивого кадрового потенциала, который будет способствовать развитию Липецкой области и повышению качества жизни ее жителей.
— В прошлом году в регионе приступили к созданию образовательно-производственного кластера «АгроХимБиоТех» для подготовки высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса. Расскажите, пожалуйста, как сейчас развивается этот проект?
— В начале февраля 2025 года на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина прошло подписание дорожной карты по созданию кластера и мобильной подготовке кадров для АПК. Сейчас идет подготовка к капитальному ремонту одного из корпусов университета, объявление закупочных процедур. Совместно с партнерами-работодателями разрабатываются образовательные программы по пяти специальностям: «Технология аналитического контроля химических соединений», «Технология продуктов питания из растительного сырья», «Технология продуктов питания животного происхождения», «Агрономия» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Согласованы сроки обучения, определены дополнительные квалификации и компетенции, сформированы карьерные карты выпускников.
Сейчас идет активная работа по привлечению потенциальных абитуриентов. Так, для школьников проводятся мастер-классы, экскурсии на производственные площадки региональных работодателей, чемпионаты по решению производственных кейсов. Уверена, что реализация этого проекта позволит повысить престиж сельскохозяйственных специальностей, готовить квалифицированные кадры для сельхозпредприятий, а также укрепить позиции Липецкой области как одного из лидеров агропромышленного комплекса России.
— Если говорить в целом о кооперации бизнеса и образовательных учреждений как о механизме развития кадрового потенциала региона, каких успехов удалось достичь в этом направлении?
— В Липецкой области кадры готовят 22 профессиональные образовательные организации по 42 профессиям и 79 специальностям среднего профессионального образования. Кроме того, региональные вузы также реализуют программы СПО, в системе которой используется практикоориентированный подход, когда кадры готовят под запрос работодателя.
Самые востребованные специальности сейчас — токарь, фрезеровщик, сварщик, специалисты по информационной безопасности и электрооборудованию, автослесарь, ветеринар, учитель начальных классов, фельдшер. Многие программы отличаются непродолжительными сроками обучения, гибкостью учебных планов. Уже создано девять многофункциональных центров прикладных квалификаций, два региональных инновационно-образовательных центра, функционируют ресурсные центры.
Существенно повышается производительность труда. Развиваются цифровые платформы, модели управления на основе данных и проводится сквозная модернизация промышленных мощностей на основе широкой автоматизации.
У Липецкой области хорошие результаты. Регион занимает высокие позиции по национальному проекту «Производительность труда». Компании активно работают над оптимизацией бизнес-процессов, повышением эффективности использования ресурсов и улучшением рабочих мест. Бизнес взаимодействует с профессиональными образовательными организациями, предоставляются места практического обучения, стажировок, крупные предприятия стимулируют будущих сотрудников стипендиями, оплачиваемыми практиками и стажировками, заключением трудовых отношений со студентами, будучи еще на практическом обучении.
В 2024 году в Липецкой области по поручению заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой внедрена цифровая система «Забота. Кадры». Это позволило впервые выстроить индивидуальную профессиональную траекторию выпускникам липецких вузов, колледжей и техникумов.
Студенты последних курсов и выпускники профучреждений получают бесплатные индивидуальные услуги карьерного консультанта, который закреплен за каждым. Куратор предлагает варианты трудоустройства по специальности, помогает составить резюме, подготовить соискателя к собеседованию и проводит встречи с работодателем. Организуются консультации с юристом или психологом центра занятости населения. Обратная связь осуществляется через чат-бот в телеграмме, в котором выпускник может обратиться к куратору по любому вопросу.
Благодаря проекту региональной службе занятости удалось охватить почти 100% выпускников 2024 года (а это десять тыс. человек) всех профобразований региона. Более девяти тыс. человек проанкетированы, из них 92% трудоустроено (не трудоустроены лишь те, кто в декрете, армии, продолжили обучение, переехали). В 2025 году уже трудоустроены 1,5 тыс. выпускников этого года.
Уверена, что все принимаемые государством меры для обеспечения потребности экономики в кадрах должны быть динамичными и соответствовать технологическими, экономическим и социальным изменениям.