
В Воронежской области продолжается активное внедрение автолавок — передвижных магазинов с ассортиментом товаров повседневного спроса, курсирующих по сельской местности. Об этом рассказали в правительстве региона.
Поддерживать разъездную торговлю в области начали с 2019 года в рамках национального плана развития конкуренции. К тому времени наметилось массовое закрытие стационарных магазинов — за три года прекратили работу около 500 торговых точек потребкооперации. Причиной стала нехватка покупателей. В итоге в проигрыше оказались пожилые жители удаленных населенных пунктов, у которых не было возможности съездить за продуктами в районные центры и ближайшие оставшиеся магазины.
Поддержка регионального правительства выражается в предоставлении субсидий муниципалитетам на покупку автолавок. Только в 2019 году на эти цели было выделено 9,5 млн руб. — этого хватило на шесть транспортных единиц. На данный момент технику закупили 23 района. Всего в регионе насчитывается более 30 передвижных магазинов. Деньги распределяются с помощью конкурсного отбора. В 2025 году также заложено 9,5 млн руб.
Выездную торговлю ведут индивидуальные предприниматели по договору аренды муниципального имущества. Населенные пункты они посещают по фиксированному графику: в зависимости от населения и спроса — один или два раза в неделю. В Лискинском районе эту деятельность ведет индивидуальный предприниматель Борис Меняйлов. В его ведомстве 30 хуторов, сел и поселков в 12 сельских советах, в том числе — Дивногорский монастырь.
По данным регионального Росстата, на 1 января 2025 года в Воронежской области 1,7 тыс. населенных пунктов. Из них около половины удаленные и малозаселенные. Как сообщают в воронежском правительстве, на данный момент нестационарной торговлей охвачено 96% населения таких мест — это примерно 32 тыс. человек. Для них автолавки доставляют хлеб, молочную и мясную продукцию, бакалею, овощи, фрукты, кондитерские изделия и прочее.
При этом воронежский опыт обеспечения продуктами жителей удаленных сел — один из лучших в России. Практика внесена в «Белую книгу» Федеральной антимонопольной службы. Речь о сборнике примеров эффективных мер поддержки со стороны региональных органов власти и органов местного самоуправления, направленных на развитие конкуренции.
Всего в Воронежской области насчитывается 13,8 тыс. стационарных магазинов. Из них 4,1 тыс. — специализированные непродовольственные, 1,5 тыс. — продовольственные, 2,4 тыс. — минимаркеты, 647 — супермаркеты, 20 — гипермаркеты, пять — универмаги. Такую информацию предоставил региональный Росстат. По данным на 1 апреля 2025 года, фактическая обеспеченность населения Воронежской области площадью стационарных торговых объектов на 1 тыс. человек составила 113,7% — 586,5 кв. м при нормативе 516,0 кв. м.