Каждый год в московском Кремле проходят концерты памяти легендарного советского композитора Арно Бабаджаняна. В 2016 году популярные звезды российской эстрады, исполняющие его песни, собрались в воронежском концертном зале Event Hall. Праздник в честь 95-летнего юбилея музыканта организовала и провела команда компании «Стегра Ойл». Местные СМИ назвали концерт событием «кремлевского масштаба» – по количеству и уровню исполнителей и качеству организации самого фестиваля музыки. В интервью «РБК+» основатель и директор компании «Стегра Ойл» Ваге Степанян рассказал, какие принципы помогли ему создать коллектив, способный решать настолько разные задачи.
– Как вообще появилась идея провести концерт памяти Арно Бабаджаняна в Воронеже?
– Идея провести концерт в Воронеже появилась весной 2016 года. Ко мне обратился продюсер Фонда памяти Арно Бабаджаняна – Армен Саркисянц. Он попросил меня помочь с организацией юбилейного концерта в Москве. А я предложил ему провести такое событие уже в моем родном городе. Я – человек благодарный, патриот России и Воронежа. Этот город открыл мне большие перспективы и очень много дал. Поэтому я хотел организовать праздник именно здесь.
– Вы же никогда не занимались шоу-бизнесом?
– Это новая для меня сфера деятельности и, даже в некотором роде – вызов. Конечно, я подошел к необычной задаче ответственно. Ведь это очень амбициозная цель – провести с аншлагом уникальный для Воронежа сборный концерт. Тем более, в честь уважаемого человека – талантливого советского композитора Арно Бабаджаняна. Я много советовался с профессионалами, которые хорошо знакомы с особенностями шоу-бизнеса. Мы начали готовиться к фестивалю с весны. Например, провели собственный мониторинг ожиданий местной публики. А потом началась непосредственная подготовка. Мы выбрали, пожалуй, лучшую площадку в городе – Event Hall. Это самый вместительный и технически оснащенный зал в регионе. С размещением артистов нам помог бутик-отель «Ветряков». Удовлетворить все запросы технического райдера звезд – сложная задача, но наши партнеры помогли нам справиться с ней: уровень сервиса и расположение отеля позволяли. Уже на этом этапе подготовки я понял, что горжусь тем, с каким достоинством мой город готов встретить наших гостей. Любое дело нужно делать либо очень хорошо, либо просто не браться за него вовсе – это мой принцип. Подготовка концерта – серьезная работа, и она увенчалась успехом. По-другому и быть не могло!
– Многие предприниматели, которые раньше занимались благотворительностью, организацией культурных мероприятий, из-за кризиса отказались от подобных вещей. А вы наоборот. Почему?
– Не настолько у нас сложная ситуация, чтобы отказываться от духовной пищи и эстетического удовольствия от организованного и проведенного нами концерта. Кризис есть, но ничего… переживем! Для моего коллектива это была новая мотивация и, в какой-то степени, вдохновение. Все без исключения очень серьезно подошли к реализации поставленной задачи. Хотя, как вы знаете, все мы в своей ежедневной работе, несомненно, очень далеки от музыки.
– Насколько тяжело было собрать на одной площадке звезд такого масштаба?
– Конечно, если бы концерт проходил в Москве, допустим, в Кремле организовать его было бы в несколько раз проще. Даже на уровне логистики: в один день – 17 сентября – надо было встретить всех звезд и их помощников, привезти в гостиницу, разместить, затем собрать на репетицию и отвезти обратно, наконец, провести сам концерт. У наших артистов очень разные предпочтения, и надо было учесть их все. При этом мы, как организаторы, должны были подготовить и организовать пребывание артистов на высшем уровне, в рамках райдеров и даже выше. Я очень рад, что в обстановке цейтнота команда «Стегра Ойл», люди, которые, как и я, никогда не сталкивались с шоу-бизнесом, оказались на высоте. Благодаря отточенному таймингу и командному взаимодействию они сделали свою работу на отлично – все условия были выполнены. Многие из них, например, Лариса Долина, уезжая, поблагодарила нас.
– У кого был самый сложный райдер?
– У Ани Лорак. Например, если большинство звезд указывают в райдерах только класс автомобиля, у нее это была определенная машина. Таких автомобилей в Воронеже единицы – Mercedes w222.
Чему можно научиться у звезд
– С Тамарой Гвердцители мы незапланированно попали в не очень приятную ситуацию. После концерта у нас был небольшой корпоратив, и я попросил ее остаться в городе подольше. И улететь не утренним рейсом, а в обед. Она согласилась. Она не хотела уезжать из Воронежа на поезде, и я обещал ей, что мы купим ей билет на самолет. К нашему ужасу билетов не оказалось, и певице все-таки пришлось ехать на поезде – в купе, потому что билетов в СВ тоже не было. Она даже не огорчилась, узнав о ситуации с билетами, наоборот, очень душевно поблагодарила за прием и за концерт. Это действительно человеческое отношение и понимание, а Тамара Михайловна – по-настоящему народный артист и прекрасная женщина.
– У Ларисы Долиной, к примеру, очень слаженная команда. Она сама – действительно большой профессионал, и требует к себе такого же профессионального отношения от окружающих ее людей. На ее репетициях и во время выступления не было мелочей. Она прибыла на свой check-in одной из первых, а в гримерку перед концертом пришла за четыре с половиной часа до своего выступления. Она настолько грамотно организовала свою команду, что мы знали – если мы выполним все ее требования, никаких капризов не будет. Так и вышло. Хотя с ней тоже получился курьез. Она вышла из гостиницы, села в машину, а новый дорогой автомобиль – не завелся. Она понимала, что здесь нет ничьей вины, потому по нашей просьбе спокойно пересела в другую машину. Это тоже профессионализм.
– Я не первый год знаком с легендами нашего советского телевидения – Анной Шатиловой и Игорем Кирилловым, но до сих пор не перестаю восхищаться их талантом, профессионализмом и жизнелюбием. Кто знает этот тандем лично, поддержит меня в том, что они необыкновенно молодые и жизнерадостные люди с большим обаянием и харизмой. Рад, что смог пригласить их провести на наш концерт. Уверен, что никто из молодых ведущих не смог бы сделать это лучше, чем они.
– Вы действительно никого больше не привлекали к организации концерта?
– Да. Конечно, все сотрудники нашей компании прошли определенный инструктаж, но, признаюсь, когда мы ставили задачу организовать концерт, я даже не спросил, например, умеет ли кто-то пользоваться рацией. Я уверен, если человек ответственный, он к решению любой задачи подойдет профессионально, и все, что нужно, будет сделано. Профессионал остается профессионалом в любом бизнесе.
– Как же вы подбираете такой персонал?
– Когда принимаешь на работу людей, в первую очередь, оцениваешь его профессиональные качества. Ты понимаешь, что перед тобой человек, который будет для себя и для тебя зарабатывать деньги. Но при этом очень важны и человеческие качества. Мне повезло с сотрудниками.
– Получается, при подборе людей помогает опыт, интуиция? Ведь очень многие компании уходят в технологию: разрабатывают и используют сложные тесты и испытания при приеме на работу, вплоть до полиграфа.
– Возможно для больших компаний это правильно. У руководителей нет возможности и желания все контролировать и всех видеть. В «Стегра Ойл» мы все рядом, через стенку. Здесь все видно: и успехи, и ошибки, и я могу быстро на это среагировать. Мне не нужен человек, который будет сидеть, как робот, и что-то делать только за зарплату. Эффективность таких людей меньше, чем у тех, кто вовлечен в процесс, вкладывает в него душу. Мои работники знают: если у кого-то нет настроения, пусть лучше он не придет на работу.
– А как же трудовая дисциплина?
– Самодисциплина для любого человека – сложная вещь, но я ни разу не видел, чтобы кто-то пользовался таким моим лояльным отношением ради своей корысти. Наоборот, люди откликаются на мои инициативы. Так было и с концертом: я просто вышел к коллективу и сказал: «Так, временно перестаем продавать кабель, начинаем продавать билеты». И я видел, что им это интересно: люди проявляли инициативу, заходили, что-то спрашивали. Это профессиональное отношение к работе, к фирме. Они чувствуют, что здесь мы команда, где каждый человек ценный и незаменимый. Если сотрудника заставлять выполнять его обязанности, он отбудет свое время, а что происходит после того, как он ушел, для него уже не важно. Это неправильно. Результат будет, когда человек относится к предприятию, как к родному.
– А как добиться такого отношения? Есть много вполне успешных компаний, куда люди стремятся попасть на работу, а затем абсолютно формально «от звонка до звонка» выполняют свои обязанности. И отношение менеджмента к сотрудникам такое же формальное. Ни о каком «родстве» речи не идет.
– Это отношение рождается из взаимности. Когда человек обращается ко мне с какой-то просьбой, я всегда стараюсь дать ответ. Никогда такого не было, чтобы человек не получил от меня положительный результат. К своим работникам я отношусь, как к членам семьи. Иногда я ловлю себя на мысли, что в семье бываю реже, чем на работе.
– Любой бизнес не застрахован от ситуации, когда придется сокращать работников. Как вы поведете себя в такой ситуации?
– С самого первого дня работы моей компании я задаю себе этот вопрос. И мои люди знают, что я об этом думаю. Я знаю, что я несу за каждого из них ответственность, я должен обеспечить их работой. Когда начался кризис, естественно, началось определенное волнение. Я собрал всех и сказал: «Если у нас начнутся проблемы, они лягут на мои плечи». В бизнесе я уже больше десяти лет, прошел за это время разные периоды, стараюсь заранее предвидеть ситуацию и регулировать процессы своевременно. Да, у меня есть некий управленческий резерв, который поможет компании продержаться минимум полгода. Мои сотрудники не почувствуют кризис. А за это время мы вместе что-нибудь обязательно придумаем. При всем при этом, я понимаю, что в неспокойной экономической обстановке компания может попасть в сложную ситуацию, но, к счастью, сегодня мы стабильно хорошо работаем.
Кто выступил на концерте в Воронеже
Фестиваль памяти Арно Бабаджаняна в Воронеже прошел 17 сентября в концертном зале Event Hall Сити-парка «Град». С песнями на музыку известного советского композитора выступили Лариса Долина, Тамара Гвердцители, Ани Лорак, Алексей Глызин, Александр Серов, Лада Дэнс, Александр Панайотов. Вели концерт ведущие Гостелерадио СССР Анна Шатилова и Игорь Кириллов. Фестиваль собрал более 2 тыс. зрителей. Звезды российской эстрады исполнили известные хиты и новую песню «Воронеж колокольный», написанную специально для концерта, на стихи поэта Валентина Нервина на музыку Арно Бабаджаняна.
Какие планы
Ваге Степанян хочет сделать фестиваль памяти композитора традиционным и ежегодным для Воронежа. Планируется, что он будет проходить весной. С разрешения сына и единственного наследника советского композитора Арно Бабаджаняна Араика, идет процесс регистрации воронежского регионального Фонда «Памяти Арно Бабаджаняна». Кроме того, Ваге Степанян намерен инициировать процесс присвоения имени композитора одной из воронежских музыкальных школ и проводить на ее базе конкурс молодых талантливых музыкантов.
Справка «РБК+»
Арно Бабаджанян – советский армянский композитор и пианист, народный артист СССР. Написал музыку для песен «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба» (поэт Роберт Рождественский); «Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы» (Евгений Евтушенко); «Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку» (Андрей Вознесенский) и других.