В начале ноября 2015 года по инициативе департамента предпринимательства и торговли Воронежской области и Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» начала свою работу автономная некоммерческая организация «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства». С появлением Центра Воронежская область присоединилась к федеральному проекту по созданию в регионах государственной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности, субъекты которой действуют сейчас в 51 субъекте и области Российской Федерации.
Приготовиться на выход!
В 2015 году опроса местных предприятий и анализ экспортного потенциала Воронежской области выявил, что имеющиеся возможности международного сотрудничества используется регионом не в полной мере. У экспортно ориентированных предприятий есть пробелы в необходимых для внешнеэкономической деятельности (ВЭД) компетенциях и знаниях, их сдерживают проблемы «первого шага» и страх неизвестности на зарубежном рынке. И наконец, предприниматели не знали о том, какие инструменты поддержки для них существуют. В частности, немногие из них были в курсе о возможности бесплатного продвижения российских товаров через торговые представительства РФ за рубежом.
— Это наследие сохранилось со времен СССР как рабочий и результативный механизм. Торгпредства знают рынок страны, в которой находятся, и продвигать наши товары на нем — их прямая задача. Любой поставщик, написав им детальный и максимально точный запрос, имеет все шансы рассчитывать на помощь, — рассказал директор АНО «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области» Павел Ковалев.
Исследование продемонстрировало, что появление в воронежском регионе структуры, координирующей различные инициативы по увеличению объемов ВЭД, будет востребовано рынком и особенно — субъектами малого и среднего предпринимательства.
Трудности перевода и другие услуги
Оценивая проделанную Центром координации экспорта работу, президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Юрий Гончаров отмечает, что за год с небольшим организации удалось стать ключевой государственной структурой поддержки внешнеэкономической деятельности в области. Вот лишь некоторые результаты, с которыми Центр завершает 2016 год — свыше 150 оказанных информационных и консультационных услуг, шесть проведенных маркетинговых исследований иностранных рынков (рынки Азербайджана, Сербии, Ирана), 12 семинаров по наиболее актуальным для региональных предпринимателей вопросам внешнеэкономической деятельности (таможенное и валютное регулирование, бухгалтерский учет ВЭД, стандартизация и сертификация при экспорте товаров в страны Евросоюза). Несколько воронежских компаний при содействии Центра приняли участие в пяти зарубежных выставках: в Первой международной промышленной выставке «Expo-Russia Vietnam 2015» в Ханое (Социалистическая Республика Вьетнам); в V Международной выставке инноваций и технологий «Inotex 2016» в Тегеране (Исламская Республика Иран); в XXII Азербайджанской международной выставке «Здравоохранение «BIHE 2016» в Баку (Республика Азербайджан); в XXIV Казахстанской международной выставке и конференции «Нефть и Газ» / KIOGE 2016 в Алматы (Республика Казахстан); в XII Международной выставке «UZAgroExpo 2016» (Республика Узбекистан). При участии Центра заключено 16 экспортных контрактов, а девяти субъектам СМП оказано содействие в формировании и продвижении экспортного и инвестиционного предложения, в том числе — в подготовке и переводе на иностранные языки презентационных и сопроводительных материалов. Четыре воронежских компании — ООО «Инвестор», ООО «Маслозавод Третьяковский», ООО «Логус-агро», ОАО «Чугунолитейный завод БКМЗ» — получили поддержку Центра в организации и проведении международной бизнес-миссии в Республику Азербайджан (Баку) в декабре 2015 года для налаживания деловых контактов и продвижения региональной продукции на экспорт.
В конце декабря 2015 года Центр прошел сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2008 и получил сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта 9001:2008, подтверждающий выполнение им требований стандарта в области оказания информационно-аналитических и консультационных услуг, организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области, содействия их выходу на иностранные рынки. Тогда же появилось представительство Центра в Сети по адресу www.export36.ru.
В начале августа 2016 года Центр координации экспорта заключил соглашение о взаимодействии с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» по вопросам стимулирования развития несырьевого экспорта СМСП и увеличения его доли в общем объеме экспорта Российской Федерации, а также координации оказания экспортно ориентированным СМСП государственной поддержки. В IV квартале 2016 года в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве по вопросам экспортной деятельности между правительством Воронежской области и АО «Российский экспортный центр» Центр определен в качестве «единого окна» для обращений предприятий в целях получения квалифицированной помощи и консультаций по вопросам государственной поддержки экспорта.
Об эффективности работы Центра говорит и тот факт, что на следующий год его финансирование, на паритетных началах осуществляемое правительством области и Минэкономразвития, увеличено вдвое.
Восток — дело перспективное
Страны Востока не случайно выбраны основными векторами экспортной деятельности Центра. Говоря о перспективах этих рынков для воронежских производителей, в Центре отмечают, что санкции серьезно осложняют наше продвижение в Европе, в то время как ближневосточные государства открывают нам свои рынки, снимают таможенные барьеры, лояльно относятся к нашим товарам и услугам. Все это положительно сказывается на динамике развития этого направления экспорта. Центр координации экспорта готов всячески содействовать воронежским компаниям в выходе на эти рынки и работать с ними с любого цикла ВЭД. В активе самих предприятий должно быть немного — желание работать на экспорт и понимание того, что нужно получить в итоге. Поэтому специалисты Центра рекомендуют начинающим экспортерам, как минимум, проработать свои коммерческие предложения и целевые рынки, изучить спрос, быть готовыми искать партнеров за рубежом и не бояться им доверять, приобрести необходимые знания. И когда все это сложится — компетенции, отсутствие страха перед новыми рынками и желание вести внешнеэкономическую деятельность, — придет и понимание того, какими путями можно получить желаемый результат.