Воронежский ресторанный бизнес осваивает современные и законные способы ведения дела: отели, кафе и рестораны больше не закупают товары и продукты по серым схемам у сомнительных поставщиков, а отдают предпочтение надежным партнерам. В последние годы региональная индустрия гостеприимства набрала достаточные обороты для появления крупных по региональным меркам игроков. И теперь они сами могу задавать тон в своем секторе и влиять на другие отрасли.
Смена подхода
Четыре года назад на базе торгового дома «Хладопродукт» возникла компания RussHoReCa — сначала как одно из направлений деятельности, а затем и самостоятельная единица. Поставки в воронежские заведения всегда были несколько хаотичными и часто теневыми. Но рынок сферы услуг развивался динамично; возникла необходимость оптимизировать процесс закупок, сделать его более предсказуемым и менее рискованным. По словам директора Дениса Яцкова, RussHoReCa родилась как ответ на реальные потребности рынка.
— Исследования в тот момент показали, что сегмент полностью не закрыт. И суть не только в количестве предприятий, но и в их качестве. Большинство компаний просто продавали товары, не слишком заботились о том, как они их продают, и что еще они могут предложить клиентам. Мы же с самого начала сделали акцент на продаже именно услуги, это главная отличительная черта нашего предприятия. Комплексное обеспечение включает не только сам товар, но и сопутствующие товары, услуги по поддержанию остатков, поиску новых видов продуктов и так далее. Стараемся решать любые проблемы, с которыми к нам обращаются наши партнеры — вспоминает директор компании RussHoReCa Денис Яцков.
Расширение горизонтов
В прайсе компании около 1700 наименований товаров самых разных категорий и типов. Хранить и доставлять все их одним и тем же способом просто невозможно. Поэтому RussHoReCa содержит собственный постоянно растущий автопарк и складской комплекс. Перекладывать эту обязанность на плечи другой компании не просто затратно, но и чревато нарушением особых условий хранения и транспортировки специфичных продуктов.
— В один прекрасный момент эти самые специфичные продукты стали вовсе недоступны: в стране наступила эпоха санкций. Пока большинство дистрибьютеров пытались найти альтернативу импортным товарам, руководство RussHoReCa решило создать собственное производство. И сделало это, вопреки расхожему мнению о том, что в таких условиях невозможно выпускать продукцию европейского качества, — рассказал Денис Яцков.
Он привел в пример ситуацию с венгерским беконом — одним из наиболее качественных и востребованных продуктов.
— Все, что производилось на тот момент в России, не достойно даже упоминания. Мы запустили производство бекона совместно с нашими партнерами как линию импортозамещения. Когда мы закончили разработку продукта — от сырья до готового изделия — столкнулись с неожиданной проблемой: нам просто не поверили, что мы делаем его сами. Успешно провели лабораторные исследования, но теперь нас пытались обвинить в том, что, мы перефасовываем в свои упаковки контрабанду из Венгрии. Потому что альтернатив и продукта такого качества в России не было, и существовало мнение, что сделать его в России невозможно. Для наших ключевых федеральных клиентов пришлось даже делать видеосъемку всего процесса в подтверждение тому, что мы это сами производим. Сейчас этот бекон производится в большом объеме под нашим брендом «Мясорезка», он также продается в сетевых магазинах. И на экспорт тоже работаем, — рассказал директор RusHoReCa.
Компания продолжала развиваться по принципу «Если что-то нельзя достать — сделай это сам». Следующими на очереди стали рис и рыба. Впрочем, импорт тоже набирает обороты: RussHoReCa активно сотрудничает с Китаем. Оттуда везут имбирь и нори и прочие продукты для японской кухни, ведь суши по-прежнему невероятно популярны в Воронеже. И хотя в последнее время бургерный бум немного сместил приоритеты. Денис Яцков уверен, что долго это не продлится — вскоре эта ниша заполнится. По мнению бизнесмена, на следующей волне популярности вполне может оказаться китайская кухня.
Умение бороться честно
Кроме офисов и расчетного центра в Воронеже у RussHoReCa появился филиал в Крыму. Это рынок, рассказал Денис Яцков, находится в том же состоянии, что и воронежский четыре года назад. Так что компания стала своего рода первопроходцем: показала крымским заведениям совершенно новый уровень предоставления услуг. Ведь кроме поставок продуктов могут предложить еще и юридическую и бухгалтерскую помощь. Так что даже на неизведанных территориях удается постоянно находить новых партнеров.
— Мы неоднократно проводили финансовые оценки, и в 99 процентах случаев мы доказывали на цифрах нашим клиентам, что работая с нами на этих условиях, вы будете больше экономить и следовательно зарабатывать. Не было ни разу такого, что мы не договаривались. Хотя HoReCa — очень специфичный сегмент, по-прежнему многие работают на откатах — и вот эту ситуацию очень сложно переломить. Но мы уверены, что можно победить и при честных условиях. В последний год начали активно укрепляться бизнес-связи, ведь люди работают в одной сфере, пересекаются на выставках, форумах. В прошлом — позапрошлом годах многие столкнулись с нечестными дельцами, которые с помощью разных сомнительных схем пытались кинуть людей на товар, на деньги. Но связи между постоянными игроками рынка становятся все более тесными, и это реально помогает, потому что в нынешних условиях работать можно только на доверии. Конечно, обжигаться приходилось всем, но зато теперь информация о ненадежном партнере разносится молниеносно. Только таким образом можно существовать в крупном бизнесе, — напомнил Денис Яцков.
Видение перспектив
Следующий шаг — выход на международную арену. В этом году RussHoReCa впервые представит продукцию своих партнеров и собственного производства на выставке WorldFood Moscow 2017 в Москве. И уже вынашивают идеи выпуска новых продуктов. Главное — уметь правильно расставлять приоритеты и не бояться выйти из собственной зоны комфорта, считает Денис Яцков:
— Постоянно идет работа по поиску новых поставщиков, новых товаров, ведь совершенства достичь невозможно. Мы всегда предлагаем своим партнерам что-то новое, отслеживаем новинки сами. Я понимаю, что у моих партнеров порой нет возможности попробовать все, что есть на рынке. Поэтому приходится совершать даже не очень выгодные для нас закупки, но это необходимо, я понимаю, что у моих клиентов должен быть выбор.