По данным НИИ питания РАМН, 30-50% всех болезней россиян связано с некачественным питанием. Не случайно проблема низкосортных и фальсифицированных продуктов, прежде всего — молочных, последнее время все чаще попадает в повестку дня законодателей.
Пальмовое масло почти всегда становится фигурантом в общественных и законотворческих дискуссиях на эту тему. Так, в докладе Роспотребнадзора «Состояние продовольственного сырья и пищевых продуктов» отмечено, что по итогам 2016 года ведомство забраковало и сняло с продажи в 11 раз больше импортной молочной продукции по сравнению с 2015 годом. Такая статистика по выявлению молочных продуктов, изготовленных с нарушением технологических норм и с использованием этого ингредиента, заставляет задуматься о принятии более решительных мер в регулировании продовольственного рынка. На недавнем заседании совета законодателей ЦФО губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, в частности, подчеркнул: «Так называемое применение пальмового масла звучит уже лет пять на всех уровнях, но никто не берётся взять и решить этот вопрос. Хотя, очевидно, что надо просто взять дубину хорошую и тем организациям государственным, отвечающим за эту проблему, начинать работать».
Действительно, пока ни законодатели, ни экспертное сообщество в России не выработали сколько-нибудь последовательного отношения к этой проблеме, хотя попытки это сделать предпринимались не единожды. Впервые в широком обсуждении эта тема появилась в апреле прошлого года, когда во время прямой линии с президентом воронежский фермер Александр Князев выразил озабоченность тем, что настоящее молоко не выдержит конкуренции с суррогатами из пальмового масла. Во многом благодаря этому вопрос попал в повестку законодателей, и в течение 2016 года активно дискутировалась возможность введения акциза на пальмовое масло. Впрочем, идея не нашла одобрения почти у всех администрирующих ведомств. Сначала в мае министр экономического развития сообщил об отказе от введения акцизов на пальмовое масло и вредные продукты. Мотивировкой такого решения были названы возможные сложности с администрированием сбора и наличие у пальмового масла большого количества заменителей, на которые также пришлось бы вводить налог. В июне спецпредставитель президента России Сергей Иванов заявил, что нужно не запрещать пальмовое масло, а корректно маркировать продукты питания. Минсельхоз сначала поддержал идею введения акциза, однако позднее глава ведомства Александр Ткачев заявил, что это не только не принесет желаемых результатов в сельском хозяйстве, но и может стать фатальным для некоторых его отраслей. И наконец, в сентябре 2016 года Минфин России окончательно отказался от идеи введения акцизов на пальмовое масло.
Между тем недавно EFSA (Европейское агентство по безопасности продуктов питания) опубликовало результаты исследований о загрязняющих веществах на основе глицерина (глицидиловые сложные эфиры жирных кислот (GE)), найденных в пальмовом масле, а также в других растительных маслах, маргаринах и некоторых полуфабрикатах. Согласно экспертным данным агентства, эти вещества увеличивают риск возникновения проблем со здоровьем у среднестатистического потребителя во всех молодых возрастных группах, а при более частом потреблении — в любом возрасте. Вывод экспертов агентства однозначен — глицидиловые сложные эфиры жирных кислот вредны для здоровья. Профессор Хелле Кнутсен, один из экспертов EFSA, председатель группы CONTAM, отметил: «Существует достаточно доказательств, что глицидол является генотоксичным и канцерогенным веществом, поэтому группа CONTAM не устанавливает для GE безопасный уровень». В то же время проведенный группой обзор показал, что благодаря добровольным мерам, предпринимаемым производителями, уровень GE в пальмовых маслах и жирах уменьшился в два раза в период с 2010 по 2015 год. Это привело к существенному падению воздействия этих веществ на потребителя.
В России говорить о добровольном ограничении использования пальмового масла пока нет поводов. Объемы импорта этого сырья остаются стабильно высокими: за 2016 год в страну было ввезено около 890 тысяч тонн «пальмы», без учета кокосовых и пальмоядровых масел, а также пальмового масла, содержащегося в импортируемой готовой продукции. На фоне имеющегося спроса Индонезия — основной поставщик пальмового масла в Россию (ее доля составляет на сегодня порядка 80%) с февраля этого года в шесть раз повысила вывозные пошлины. Однако эксперты прогнозируют, что на динамике импорта в Россию это никак не скажется. Отраслевые аналитики не склонны к оптимизму даже на фоне данных недавнего отчета Роспотребнадзора о противодействии производству и обороту фальсифицированной продукции, согласно которым закупки пальмового масла в первом квартале 2017 года сократились на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и стали минимальными начиная с 2015 года. Цены на натуральное молоко на внутреннем российском рынке растут довольно быстро, поясняют эксперты, и потребитель, в условиях сократившихся расходов, вынужден ориентироваться на более дешевые продукты.
При этом, как следует из того же отчета, крупнейшим покупателем пальмового масла является компания «ЭФКО». Об этом в пресс-службе Роспотребнадзора заявили газете «Известия».
— Основным получателем тропических масел в Российской Федерации является группа компаний «ЭФКО». В 2015–2017 годах доля импортируемых ею тропических масел составила 64,5%. Эта компания является крупнейшим российским вертикально-интегрированным производителем жиров специального назначения, а также майонеза, растительного масла и кетчупа, — пояснили в пресс-службе ведомства, назвав в числе других крупнейших покупателей пальмового масла, но со значительно меньшей долей компанию «Каргил», корпорация «СОЮЗ» и холдинг «Солнечные продукты».
Впрочем, скоро свое слово в дискуссии о пальмовом масле сможет сказать и потребитель. С 1 января этого года вступил в силу новый техрегламент, обязывающий производителей указывать на этикетке наличие пальмового масла в продукте. Комментируя эту новость, министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев отметил, что в борьбе за честность при продаже молочных продуктов помогут «только кнут и пряник», и добавил, что нарушителей техрегламента будут штрафовать. Правда, маркировку предстоит согласовать в рамках всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в одностороннем порядке ввести такую меру Россия не может. И крупнейшие в мире производители продуктов питания, использующие пальмовое масло, в частности — компания Nestle, уже обратились в Минсельхоз с просьбой не обязывать поставщиков продуктов указывать в составе пальмовое масло, а также отложить ввод мер по ужесточению требований к маркировке продуктов до 2019 года. По мнению экспертов, яркая надпись о наличии растительных масел в молочных продуктах приведет к снижению их продаж, что и беспокоит некоторые компании. Между тем добросовестные производители молочной продукции надеются на скорейшее согласование мер против пальмового масла в рамках ЕАЭС и на то, что голосование рублем окажется эффективнее законодательных запретов.