— Повышение производительности труда основана на устранении потерь и лишних этапов работы, а также оптимизации бизнес-процессов. Какие конкретные принципы организации бережливого производства внедрены в компании? Какие осязаемые результаты от внедрения данной системы вы уже получили?
— Наша компания уже давно применяет в своей деятельности систему бережливого производства – широко известные принципы еще в советское время и новые методики, которые пришли из Японии. Поэтому, когда мы стали участниками нацпроекта по производительности труда – мы достаточно быстро и эффективно реализовали эту программу. Совместно с Региональным центром компетенций за три месяца сумели оптимизировать и укорить процессы на участке производства гидросистем.
На протяжении последних пяти лет мы работаем по принципам «5S» (правильная организация рабочего пространства, – прим. ред.). Суть этой системы — постоянный порядок на рабочем месте как в офисе, так и на производстве. Это базовая вещь, которая позволят эффективно экономить время, и как следствие — увеличивать производительность.
Мы производим полимерные изделия методом литья под давлением. Поэтому, если говорить в целом о производстве – здесь мы используем такой инструмент бережливого производства, как SMED – Single Minute Exchange of Dies (быстрая переналадка оборудования, – прим. ред.). В складской логистике мы придерживаемся принципов FIFO («first-in-first-out» — первый пришел — первый ушел) при приемке, складировании и отправке товаров. Еще одна система — управление запасами по принципу Just in Time (точно в срок). Мы работаем на минимальных остатках и количество продукции, которое планируем произвести, рассчитываем исходя из имеющихся заказов клиентов. На выходе эти базовые принципы позволяют нам, в первую очередь, эффективно сократить временные издержи, а время — это деньги.
— Нацпроект «Производительность труда» затрагивает вопросы и повышения качества менеджмента компаний. Какие управленческие методы и подходы вы выбираете? Как в компании построен процесс работы с персоналом, чтобы повысить эффективность производства и по максимуму исключить потери?
— Здесь речь идет больше не про менеджмент, а про конкретное ежедневное управление. Мы постоянно растем и развиваемся. Заботимся о том, чтобы наши сотрудники повышали свою квалификацию. Для этого у нас разработан ряд специальных программ, которые систематические дополняются. При этом обучение персонала производится в непрекращающемся режиме. Внедрили в компании широкую систему мотивации. Также у нас действует система грейдов, фактически – это разрядная система с привязкой к разным KPI. Любой сотрудник, участвующий в производственном, складском или в каком-то другом процессе внутри компании, понимает, на что он может повлиять. Другими словами, благодаря данной системе каждый работник может самостоятельно оценить свой вклад в развитие компании. Еще один немаловажный фактор – в нашей компании есть своя внутренняя корпоративная культура. Создаем и поддерживаем комфортный психологический фон. В совокупности все это повышает самую главную ключевую компетенцию компании – эффективность.
— Как вы считаете, возможен ли качественный рост производительности труда без серьезных структурных изменений и дополнительных инвестиций на модернизацию?
— Если говорить конкретно про «Бипласт», то в нашей компании достаточно высокая степень автоматизации и роботизации производственных процессов. В нашем случае оптимизация ручного труда позволяет повысить производительность.
Если рассматривать литейное производство в целом по стране – без серьезной модернизации добиться качественного повышения эффективности будет невозможно. При этом одновременно должна идти работа по обучению (повышению квалификации) персонала. Это два параллельных процесса, без которых невозможно достичь желаемой цели. В среднем по отрасли это даст серьезное повышение маржинальности бизнеса, и как итог — рост налоговых отчислений. Также это позволит решить еще одну проблему – острую нехватку рабочих кадров. Сегодня в России образовался дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, инженеров и просто рабочих специальностей. Автоматизация производства помогает не только расти и развиваться бизнесу, но и задействовать персонал на другой работе, более интеллектуальной, более интересной.
— Как вы оцениваете переход компании на автоматизацию и роботизацию всех процессов? Какой экономический эффект получен от их внедрения?
— Высокий уровень автоматизации и роботизации обеспечивает рост маржинальности бизнеса до 30%, что выражается в снижении себестоимости продукции. Какую составляющую себестоимости можем регулировать высокой автоматизацией? Преимущественно – это трудоемкость и энергоемкость, требующееся на производство того или иного продукта. Простой пример, возьмем ручной паллетообмотчик – на обмотку оного паллета вы затратите 600 грамм пленки, при использовании автоматической машины — 300 грамм пленки. В данном случае вы экономите не только сырье, но и снизите трудоемкость, то есть оператору больше не придется бегать с рулоном пленки вокруг паллеты. И этого специалиста уже можно будет направить на другой участок работы. Вторым значимым фактором, на который влияет автоматизация процессов – это качество продукции. Суть в том, что когда вы стабильны в качестве и поставках, вам проще продавать. А это непосредственно влияет на укрепление рыночных компонентов репутации компании.
— «Бипласт» работает в достаточно высококонкурентном поле. За счет чего удается успешно конкурировать с иностранными производителями? Чем ваше предложение более интересно потребителю?
— Наша компания обладает глубокими компетенциями в области процессинга (производство изделий для клиента под заказ) и производства собственной продукции для массового рынка, а также богатым опытом реализации проектов в разных отраслях промышленности. На протяжении многих лет у нас внедрялся ряд информационных систем, позволяющих вывести эффективность производства на принципиально новый уровень. Среди них – MES (системы управления производственными процессами), WMS (система управления складом), ERP-система. В этом отношении мы сильно отличаемся от российских компаний.
Если сравнивать «Бипласт» с европейскими конкурентами, наша ключевая компетенция — мы намного гибче и быстрей в коммерческой и технической части. Можем мгновенно реагировать на запросы клиентов, чтобы устранить то или иное несоответствие на любой стадии реализации проекта. При этом сложные задачи решаем быстрее, чем европейцы.
— Кто сегодня является основными вашими клиентами?
— Мы выпускает изделия для различных сегментов рынка, таких как товары для дома, бытовая техника, электроника, складская логистика и строительство. «Львиная доля» наших клиентов — это транснациональные компании. На протяжении многих лет успешно работаем с такими крупными производителями как Whirlpool, Bosch Power Tools, IKEA, Beko и др. Также производим изделия для пищевого рынка. Здесь в числе наших основных потребителей можно назвать крупнейшие международные компании — Hochland, Jacobs, среди российских — Кореновский молочно-консервный комбинат, который производит продукцию под брендом «Коровка из Кореновки», «Лебедяньмолоко» и другие. Сегодня работаем с порядка 30 российскими компаниями пищевой промышленности. В общем обороте они занимают около 15%, остальные — это международные и российские корпорации.
— Какие новые технологии появились в компании «Бипласт» в последнее время, и что ожидается в ближайшее время? На развитие каких инновационных направлений сейчас сосредоточена компания?
— Сегодня наша компания развивает сразу несколько направлений. Первое, в качестве собственного продукта выпускаем несколько видов крышек для пищевого сегмента. В том числе можем предложить новые решения для фармацевтической и косметологической отраслей, а также для бытовой химии.
Второе направление, которое сейчас активно развиваем — пищевая упаковка. Наша компания предлагает своим партнерам комплексные решения «под ключ» — изделие, пресс-форма и периферийное оборудование разрабатывается под требования клиента. И третье направление – полимерные изделия и комплектующие в сферах бытовой техники, электроники, товаров народного потребления, строительный сегмент. Здесь мы одни из лидеров в России. Например, не так давно начали работать с компанией Gidrolica — производитель систем водоотвода. В формате процессинга будем выпускать для них необходимую номенклатуру изделий. Этот сегмент имеет большой потенциал для развития бизнеса, в том числе за счет роста рынка. Процессинговая система в России еще полностью не сформирована. В нашей стране бизнес только начинает осознавать, что лучше отдать на подряд профессионалам выпуск того или иного продукта, компетенциями на производство которого не обладаешь. По такому принципу давно работают многие производители во всем мире.