В августе финансовый департамент Липецка сообщил о пополнении бюджета на 742 млн рублей, которые направят на нужды города — сумма сформировалась из безвозмездных поступлений, налоговых и неналоговых доходов. Депутаты городского Совета выделили топ-3 направления для финансирования: переселение липчан из аварийного жилья, развитие дорожно-транспортной сети и инфраструктура. О том, что жители получат в итоге — в аналитике РБК Черноземье.
Дефицит и самодостаточность
Доходная и расходная части бюджета увеличиваются на 742 млн рублей, из которых 445 млн рублей — дотации и иные безвозмездные поступления. Таким образом, с учетом пересмотра, параметры казны Липецка в текущем году по доходам составят 14,6 млрд рублей, по расходам — 15,2 млрд рублей, сумма дефицита — 634 млн рублей.
Директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Игорь Семеновский считает, что дефицит не только облцентров, но и в целом субъектов РФ, неравенство их бюджетной обеспеченности по-прежнему являются одним из ключевых вызовов для сбалансированного регионального развития страны. «По данным Минфина России, на начало этого года лишь 13 регионов были донорами, и целых 72 — реципиентами, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности», — комментирует эксперт. Он отметил, что Липецкая область входит в число регионов, в бюджетах которых федеральные трансферты последние годы не превышают 20% объемов собственных бюджетных доходов. Более того, Липецкая область входит в число шести регионов, которым требуется менее 1 млрд рублей трансфертов для поддержания бюджетной стабильности, для сравнения — Республике Дагестан может требоваться до 73 млрд рублей.
Активную проработку ведут в главном представительном органе города.
«Базовым источником собственных поступлений для казны города остается налог на доходы физических лиц. Липецку повысили долю НДФЛ, остающейся в городском бюджете, с 18,2% до 21,2% в 2021 году. Все обязательства перед горожанами будут выполнены. Хочу отметить и такой факт, что за последние восемь лет собственные доходы Липецка начали превышать отметку в 5 млрд рублей», — рассказал в интервью РБК Черноземье спикер Липецкого городского Совета Александр Афанасьев, подводя итоги прошлого года.
Комфортные условия ждут
Финансирование не могло не предусмотреть такого важного направления как расселение из ветхого и аварийного жилья, на которое дополнительно предусмотрено 162 млн рублей. Сегодня в Липецкой области расселено 17 тыс. кв. метров с начала действия программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области» в 2019 году. Новый дом обрели 1132 человека, до конца текущего года по программе намерены расселить жилплощадь до 30 тыс. кв. метров — деньги в поддержку расселения позволят достигнуть этих показателей.
«Основная часть поправок в бюджет направлена на переселение из ветхого и аварийного фонда. Эти вопросы в приоритете. Мы считаем их основными для города. Липчане должны жить в нормальных и комфортных условиях, — заявил председатель Липецкого городского Совета Александр Афанасьев. — Сейчас у нас на повестке переселение из аварийного дома по проезду Осенний, 2. Вопрос важный для нас. В Липецке это первое переселение, когда дом признали аварийным и нашли средства, чтобы переселить весь дом целиком. Ситуация на особом контроле городского Совета».
Добавим, что этим летом президент России Владимир Путин поддержал расширение программы по расселению — из федерального бюджета на эти цели в регионы продолжат выделять дополнительные субвенции.
«Жилье и объекты сопутствующей инфраструктуры — вещи дорогостоящие, при этом они в большинстве случаев не приносят доходов и не окупаются, а остаются статьей затрат муниципального бюджета. Логично, что если в бюджете нет «свободных» денег и их поступление не предвидится, то начинать масштабные проекты нет смысла, так как риск недостроя очень высок, — считает кандидат экономических наук, преподаватель университета «Синергия» Екатерина Федюкович. — Эта проблема характерна не только для российских городов, но и для других стран. Решают ее по-разному, широкое распространение получили разнообразные формы государственно-частного партнерства, но в России механизм пока не отработан».
Проблемы ветхого и аварийного жилья, а также поддержки инфраструктуры являются одними из наиболее острых в России. «Липецкая область в 2019 году одна из первых начала переселение жителей в рамках обновленного нацпроекта «Жилье и городская среда». При этом ситуация с объемом ветхого и аварийного жилья в Липецкой области и Липецке лучше, чем в среднем по стране. Вместе с тем, нехватка финансирования данной сферы традиционно обусловлена ее масштабностью и опережающими процессами устаревания жилищно-коммунального комплекса и инфраструктуры. Учитывая это, выделение дополнительных средств в данном направлении продиктовано объективными потребностями» — поясняет Игорь Семеновский.
Транспорт для всех
В рамках как национального проекта «Безопасные качественные дороги», так и региональных программ ремонтируют действующие дороги, строят новые, реконструируют путепроводы и другие важные дорожно-хозяйственные объекты. Межбюджетный трансфер в объеме 161 млн рублей направят на реконструкцию автодороги по ул. 50 лет НЛМК. Не менее актуален вопрос общественного транспорта: понимая всю важность развития и обновления городского пассажирского транспорта, липецкие парламентарии не только предлагают новые меры и решения, но и поддерживают их реализацию. Депутатами Липецкого городского Совета принято решение о возмещении затрат перевозчикам в размере 100 млн рублей в рамках обслуживания непопулярных городских маршрутов и возмещения затрат перевозчиков на садоводческих маршрутах на сумму 25 млн рублей — по инициативе «Единой России» в Липецке уже несколько лет действует бесплатный проезд на сады и дачи для всех категорий граждан.
«В ходе последнего пересмотра бюджета выделено два магистральных направления, которым требуются дополнительные средства. Первым является финансирование организации движения на садоводческих маршрутах, которые будут еще актуальны до 31 октября. Соответственно компенсация составит 25 млн рублей, потому что изначально мы заложили 15 млн рублей, которых, разумеется, не хватило. Прорабатывали вопрос с областным бюджетом. Сегодня пока один перевозчик обслуживает все садоводческие маршруты. Второе направление также дофинансируется по причине нехватки средств — речь о возмещении части затрат перевозчикам на непопулярных городских маршрутах по муниципальной программе «Развитие транспорта и дорожного хозяйства Липецка». Возмещение предполагается по части эксплуатационных расходов, которые связаны с топливом, смазочными материалами, техобслуживанием и ремонтном, Фондом оплаты труда», — рассказал РБК Черноземье председатель департамента транспорта администрации Липецка Евгений Чекрыжов. Он отметил, что город ожидает глобальная реформа ОТ, которая позволит решить ряд проблем, например, таких как недостаточное количество рейсов на отдельных маршрутах и доступность окраин города.
Развивая инфраструктуру
Соответственно, третьим направлением, нуждающимся в финансировании, является инфраструктура. Как правило, поступившие в казну средства распределяются с приоритетом на реализацию социальных и общественных проектов. Дополнительные доходы, увеличившие бюджет региона в середине года, в большинстве своем не стали исключением — на это направление пойдет более 200 млн рублей. В рамках этого дотирования предусмотрен ремонт учреждений, подведомственных липецкому департаменту образования — 53,4 млн рублей, разработка проекта и капремонт здания школы №28 под Центр спорта и досуга — 35,3 млн рублей, реконструкция площади у ДС «Звездный» — 25,8 млн рублей, обустройство подъездных путей к образовательным учреждениям города Липецк — 17,4 млн рублей, приведение стадиона «Металлург» в соответствие с требованиями ФНЛ — 16,5 млн рублей и капремонт освещения улиц — 12 млн рублей. Также благодаря межбюджетному трансферту 43,5 млн рублей пойдут на капремонт липецких школ.
С целью выявления потребностей горожан парламентариями городского Совета Липецка запущен проект «Наш округ». Во время объездов и встреч с жителями депутаты и председатель городского Совета определяют самые «болезненные» точки города — после чего проблемы выносятся на обсуждение профильных комиссий и предусматривается возможность изыскания средств на решение вопросов. Инициатива «Наш округ» уже приносит первые плоды: в начале сентября во время объезда округа №15 предложено создать зону отдыха у пруда на Папина.
Парламентский корпус понимает, что впереди еще много масштабной работы по приведению в порядок транспортной, социальной, дорожной инфраструктур — эта огромная часть городского хозяйства необходима как для благополучного развития экономики, так и для обеспечения достойных условий жизни липчан. Вклад в развитие города Липецка позволит его жителям с уверенностью смотреть как в свое собственное будущее, так и в будущее своего региона и страны.