Практика государственно-частного партнерства (ГЧП) постепенно выходит за рамки коммунальной сферы, состояние которой традиционно вызывало нарекания граждан. Сегодня концессионные соглашения — это универсальная формула для строительства школ, создания мощных транспортных сетей и даже развития модных общественных пространств.
Передача зон отдыха в частные руки — тенденция последних лет, уникальная возможность одновременно создать «точку притяжения» для горожан и реализовать бизнес-идею через кооперацию власти и предпринимателей. Ограничительные меры заставили людей находиться дома, но при этом потребность в развлечениях никуда не пропала ни у взрослых, ни у детей.
Аналитики Arena Space провели глобальное исследование, проанализировав рынок парков развлечений 2020-2021 годах. По их оценкам, сфера детских и семейных развлечений — это индустрия с оборотом более 200 млрд рублей в год в России. В ней заняты более 100 тыс. сотрудников, из которых 20 тыс. работают в парках.
В России не так много примеров масштабных концессий в парках, одна из таких реализована в Воронеже.
Опыт прошлых лет
В городе с 2020 года по концессии развивается парк «Дельфин» на левом берегу Воронежского водохранилища. За реновацию зеленой зоны взялся воронежский бизнесмен Эдуард Толоконников, компания «Delc» – поставщик систем безопасности, телекоммуникаций.
«Мы взялись за этот проект, чтобы не только создать классную территорию, где воронежцы смогут хорошо провести время с детьми, но и заработать. Общая сумма инвестиций достигнет к лету 2022 года 180 млн рублей. В парке появляются точки, которые дают нам доход, есть пул соинвесторов, чтобы их развивать. За срок концессии не только «отобьем» все вложения, но и получим неплохую прибыль», — уверен руководитель компании-инвестора.
В планах концесионера в 2025-2026 гг. выйти на самоокупаемость, спустя четыре года после открытия — доход за месяц прогнозируется на уровне 3 млн рублей за счет высокого трафика. Инвестиции в «Дельфин» уже начинают возвращаться за счет оказания услуг — общественное питание, аттракционы, прокаты и прочее. Успех признают и сам инвестор, и тысячи горожан, которые начали массово проводить в нем время, и власть.
Актуальный запрос
Воронеж не ощущает нехватку рекреационных зон, однако состояние некоторых из них вызывает у горожан вопросы и желание искать альтернативу для комфортного времяпрепровождения. Одним из таких мест стал «Танаис» — сейчас администрация города ищет инвестора для возрождения некогда популярного парка, который за пару последних десятилетий пришел в упадок.
«Танаис» — крупный сосновый парк площадью в 21 га в Юго-Западном районе города. Он имеет хорошую транспортную доступность и проходимость, гибок для создания досуговых площадок даже в условиях обязательного сохранения деревьев. Ежедневный трафик — не менее 7 тыс. человек в день при полном отсутствии инфраструктуры (старые аттракционы демонтированы, территория освобождена для проведения реконструкции). На благоустройство предварительно предусмотрено 161 млн рублей, на создание коммерческий объектов, приносящих прибыль — 55 млн.
В мэрии уверены, посещаемость «Танаиса» после реконструкции возрастет в разы. В густонаселенном районе, где проживает около 200 тыс. человек, — это ключевая территория для отдыха.
«Своего сына практически «вырастил» в этом парке. Поэтому и инвестора, который поможет возродить «Танаис», буду ценить как родного. Готов приложить все усилия, чтобы дать этой зеленой зоне второе рождение, буду курировать проект лично, и весь муниципалитет окажет бизнесу любое содействие. Мы имеем успешный опыт в парке «Дельфин». Уверен, еще более выгодное предложение может быть реализовано по «Танаису». Выгода в том, что вложения бизнеса и бюджета будут 50 на 50. Мы ищем инициативных предпринимателей, готовых зарабатывать на социально значимом проекте», — рассказал мэр Воронежа Вадим Кстенин.