Предприниматель из Белгородской области Анастасия Шатерная стала одним из победителей проекта помощи малому бизнесу «Доступно новое обновление» от «Лаборатории Касперского». Она живет в небольшом поселке городского типа Красная Яруга в Белгородской области, население — около семи тысяч человек.
Стартовав с маленького магазина, Анастасия выросла до запуска линейки одежды под собственным брендом.
— Как вы пришли к идее открытия своего магазина одежды?
— В 2010 году я работала обычным продавцом в магазине бытовой химии. На тот момент в городе были рынки, крупные сети магазинов еще не зашли. К слову, для того, чтобы купить себе колготки, нужно было ехать в соседний поселок на рынок.
Люди в магазине часто сообщали, что им нужны те или иные товары, а их нет. Я переживала по этому поводу, некоторых товаров в Красной Яруге на тот момент просто было не купить, и это была свободная ниша.
Однажды мне рассказали, что есть одно свободное помещение, и предложили сдать его в аренду. У меня не было какого-либо предпринимательского опыта, было только экономическое образование и то неоконченное высшее. Я подумала и решилась: открою свое дело, начала круглые сутки искать в интернете информацию о запуске собственного бизнеса.
— Был ли на старте первоначальный капитал?
— Первоначальный взнос в размере 58,8 тыс. руб. мы получили по госпрограмме по ИП, которое открыл мой муж. Также мы взяли кредит на 190 тыс. руб. в банке. На эти деньги мы сделали небольшой ремонт в нашем первом магазине, закупили оборудование и товар.
— Когда магазин вышел на рентабельность?
— Несколько лет, примерно до 2013 года, мы брали займы в банках, чтобы расширять ассортимент. В 2014 году, когда мы уже выплатили все кредиты, магазин стал приносить прибыль. Годом ранее мы поняли, что можем открыть еще один магазин в небольшом соседнем городке Грайворон. В том же году мы сменили локацию, переехали в более просторное помещение.
— Почему решили шить одежду под собственным брендом?
— Это была спонтанная идея, как и открытие собственного дела. Моя прабабушка, бабушка и мама имеют большой опыт работы швеей, и я сама люблю и умею шить. После школы я практически не пользовалась своими знаниями и умениями в этой сфере.
В начале 2018 года я попала в сообщество предпринимателей в Белгороде. На одном из сборов мы подкидывали друг другу идеи, кто чем хочет дальше заниматься и как развивать свой бизнес. На вопрос «Чем ты еще хочешь заниматься?» я сказала, что хотела бы шить женскую одежду больших размеров, она часто в дефиците. Коллеги-предприниматели меня поддержали. Это была одна из моих давних задумок, но я не представляла, как смогу это сделать.
— Почему?
— В моем представлении открывать магазин под своим брендом — очень затратно по финансам, при этом необходимо профильное образование и как минимум полезные связи с производствами или умение с ними договариваться.
Но мне очень повезло с подчиненными и коллегами. Мы обсуждали этот проект, я получила поддержку от них и решила попробовать. Отшили первую коллекцию и через месяц продали первую вещь, начали получать хороший фидбек от покупателей. Я поняла, что буду заниматься магазином под брендом Sunashany.
— Как вы считаете, вы много ошибок совершили, развивая свой бизнес?
— Мне кажется, что мы допустили практически все ошибки, которые может совершить предприниматель без собственных инвестиций и опыта.
К примеру, я не изучила свою целевую аудиторию. Ее мы определили только сейчас, после проекта «Доступное новое обновление» от «Лаборатории Касперского». На самом деле работать и ориентироваться абсолютно на всех — самая главная ошибка предпринимателя. Угодить мамам, бабушкам, мужчинам, девушкам и детям очень сложно.
Еще одна ошибка заключалась в том, что мы не расширяли ассортиментную линейку и не делали ее более глубокой.
Мы очень долгое время работали в тетради, на цифровизацию и автоматизацию все время не хватало средств, либо были определенные страхи и опасения. Уже позже мы внедрили 1 °C.
— Кто ваша целевая аудитория?
— Это работающие женщины в возрасте от 26 до 45 лет. Целевую аудиторию мы определили в этом году благодаря проекту от «Лаборатории Касперского»: провели работу с клиентской базой и внесли ее в программу 1С.
— Каковы были ваши задачи в проекте «Доступное новое обновление» от «Лаборатории Касперского»?
— В конце прошлого года я дала себе обещание, что 2021 год уйдет на то, чтобы оцифровать весь товар, повысить узнаваемость бренда и улучшить сервис в магазине.
Это объемные задачи, мне не хватало компетенций во многих областях, но это удалось только в рамках проекта «Доступно новое обновление». Эксперты помогли мне четче осознать задачи своего бизнеса, понять, как совершать меньше ошибок.
Я получила много полезной информации после общения с экспертами. Одним из результатов был расписанный план по достижению целей. В частности, я сняла с себя некоторые рутинные задачи, передав их своему заместителю, и обучила нового продавца.
В результате удалось автоматизировать процессы, оцифровать ассортимент, ввести CRM-систему, создать коллекции под целевую аудиторию и сделать магазин более современным визуально. Мне кажется, я сама стала немного смелее.
— Какие ошибки в своем бизнесе обнаружили вы, а на какие указали эксперты?
— Одна из ошибок была в том, что я боялась браться за работу по оцифровке и автоматизации. Второе — я не понимала, что мне нужно делегировать обязанности своим работникам и помощникам. Третья история была в том, что наш магазин визуально был не современным, воспринимался покупателями не лучшим образом.
Проект «Доступно новое обновление» помог оценить перспективы маркетплейсов, раньше у меня были большие сомнения, стоит ли туда выходить.
— Как планируете масштабировать свой бизнес?
— Мы планируем открыть оффлайновый магазин в Белгороде, где мы представим только продукцию бренда Sunashany.
Летом следующего года мы рассматриваем открытие нового цеха. Ранее нам не удавалось это сделать, так как не могли найти профессиональных швей. Это беда любого швейного бизнеса.
У меня сейчас два варианта развития событий. Первый — свой цех. Как запасной вариант мы рассматриваем производство на нескольких цехах на аутсорсе, где будем размещать свои заказы. Но в такой формат производства уходить не хотелось бы, также, как и обходиться без своего «экспериментального» цеха. Возможно, одежду мы будем отшивать и в своем цеху и на аутсорсе.
— А что с маркетплейсами?
— Я думаю, что уже в декабре мы появимся на одном из крупнейших маркетплейсов. Недавно у нас прошла съемка изделий, уже получили фотографии для карточек товаров.
В целом с размещением на площадках я, как предприниматель из глубинки, пытаюсь быть очень осторожной, боюсь необдуманных поступков. Есть моменты, в которых я рискую, а есть, где очень осторожна.
— Как вы продвигаете продукт?
— Сначала рекламы и развития в маркетинге не было совсем. Для меня, как для предпринимателя, показать свою продукцию и сказать «Это сшили мы» было очень сложно. Мне казалось, что после масштабной рекламы у покупателей будут завышенные ожидания, и я буду чувствовать себя некомфортно из-за собственного перфекционизма.
После проекта «Доступно новое обновление» я смогла более адекватно оценить и свои достижения, и высокое качество продукции моего бренда. Сейчас я могу с гордостью рассказать о том, что я — дизайнер, основатель бренда женской одежды SUNASHANY и у меня есть собственное производство.
— Как вы считаете, что для предпринимателя — главное, в чем секрет успеха?
— Предприниматель должен просчитывать свои действия на три шага вперед.