От первого лица , Черноземье ,  
0 

Владимир Петров: «У каждого режиссера свой особый взгляд на пьесу»

Реклама:
Владимир Петров (Фото: РБК Черноземье)
Владимир Петров (Фото: РБК Черноземье)
Художественный руководитель Воронежского государственного академического театра драмы имени Кольцова Владимир Петров — о спектаклях, проекте СИТО, планах на 2022 год

— Владимир, поделитесь, пожалуйста, результатами театра за 2021 год.

— Сделали четыре спектакля в этом году, несмотря на сложные всем известные обстоятельства. Выпустили спектакль «С училища» Андрея Иванова. Потом у нас была премьера по пьесе Юрия Суходольского «Серафима». Открыли новый сезон спектаклем «Король Лир», и вот сейчас готовится премьера «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя. Кроме всего прочего, в этом году выезжали на фестиваль старейших театров России в Калугу со спектаклем «Чайка». И совсем недавно в октябре было СИТО (Современное исследование театральных объектов, — прим. ред.). Три молодых режиссера поставили три спектакля: один на Большой сцене и два спектакля было на Малой сцене.

Владимир Петров: «У каждого режиссера свой особый взгляд на пьесу»

— Как развивается проект СИТО?

— Раньше делали его весной, в мае. Но мы попробовали в этом году сделать его осенью, потому что в мае многие люди уже сажают картошку. Студенты, которые являются нашей основной аудиторией, либо на сессиях, либо некоторые уже с удовольствием уезжают по домам. Поэтому осень как раз хорошее время. Будем теперь постоянно в этом формате работать, ставить спектакли, приглашать режиссеров осенью, чтобы за неделю выпускать эскизы спектаклей.

— Сколько эскизов из СИТО перешло в основной репертуар?

— Спектакли «С училища», «Ловушка для птиц», «Солнечная линия». В этом году очень занятным был эскиз по пьесе Игоря Витренко «Я танцую как дебил». Режиссер эскиза Федор Климов является артистом и режиссером питерского театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова. Он занят в репертуаре, у него свои режиссерские работы, и нам теперь нужно будет искать возможности, чтобы совпало наше окошко для репетиций и его возможности. Но теоретически это может осуществиться в следующим году.

— Уходящий год — это ваш юбилейный. Вы вышли на сцену в образе «Короля Лира». Воронежская публика увидела вас в другом амплуа впервые за долгое время. Почему для возвращения к первой профессии был выбран Шекспир?

— Никто не собирался делать из этого юбилейный спектакль. Здесь речь о работе режиссера. Пригласил Зураба Нанобашвили на постановку в театр, и мы с ним перебирали пьесы, какие он мог бы поставить на нашей сцене. Однажды он пришел и предложил: «Давайте поставим «Короля Лира» с вами в главной роли. У вас юбилей». Да уж, слишком получается — театр работает, потому что у Петрова юбилей. Это было очень непривычно и ответственно, потому что я своим поведением должен был показать артистам, как надо вести себя, даже если у меня иногда были другие представления. У каждого режиссера свой особый взгляд на пьесу. И поэтому мы договорились, что я все спорные вопросы высказываю ему наедине в кабинете.

— Премьера прошла очень успешно.

— Да и слухи хорошие идут. К сожалению, спектакль не видел и ничего не могу сказать о том, что там. Был занят партнерами на сцене, самим собой и переживаниями этого странного несчастного человека.

— Отзывы действительно хорошие. Даже если сравнивать с московскими постановками «Короля Лира», сейчас какой-то бум именно на эту постановку Шекспира. У нас английский автор не брался давно. Вы смотрелись очень гармонично. Во-первых, вас никто не ожидал увидеть. Во-вторых, у многих был шок, что художественный руководитель такой многогранный. В-третьих, вы абсолютный другой король, не тиран, вы благородный король Лир.

— Помните песенку Высоцкого про попугая: «И просто кондрашка хватила пашу, когда он узнал, что еще я пишу, считаю, пою и пляшу». Это та же самая история. Вы знаете, как такового тиранского в пьесе нет. Есть большая ошибка близких людей. Мы всегда предполагаем, что особенно близкий нам человек рассуждает, думает и чувствует, так же как мы. Но я, конечно, не вполне король Лир. По сути своей не способен на такие резкие поступки. Наверное, это основная моя слабость, что я не тиран. Проблема предательства, вопросы любви, прощения, покаяния и пробуждения совести — близкие мне темы.

— Как театр справляется с пандемийными мерами. Тяжело ли было выстраивать новую линию работы театра с ограничениями?

— Когда театр закрыт, выстраивать работу очень сложно, потому что никакой работы нет. Наша работа — на сцене.

— Насколько мы помним, был онлайн проект.

— Да, мы показывали записанные спектакли. Но артисты не имели практики выхода на сцену. Были лишены смысла существования. Кто мы без публики, без выхода на сцену? Абсолютно никто. Если мы не выходим на сцену, если не можем пригласить людей в театр — радоваться, плакать, смеяться и возмущаться, смысл нашей жизни не достигается. Эти недели локдауна были тяжелые, хотя все понимали, что так надо. У нас практически уже 100% привитых сотрудников. Работали, имею в виду администрацию и актеров, репетировали. Театр не может без этого.

— Снизился ли поток зрителей?

— У меня такого ощущения нет. Не знаем, насколько бы был сейчас у нас аншлаг, если бы на 100% открыли продажу. Но у меня ощущение, что у многих людей, не только у воронежцев, сейчас есть чувство тревоги, скрытой депрессии. Очень многие люди пострадали, пострадал весь малый бизнес. И это тоже были наши зрители, они тоже к нам ходили. Поэтому предполагаю, что у нас будет период ожидания, пока эти тревоги и чувство неопределенности немножечко успокоятся.

— Расскажите о планах на 2022 год.

— На Большой сцене режиссер Иван Комаров поставит «Анну Каренину». Хотел бы, чтобы это был подарок женщинам к 8 марта. Параллельно на Малой сцене будет готовиться пьеса Евгения Гришковца «Весы» (реж. А. Сидоренко), действие которой происходит в роддоме. Потом Никита Рак приступает к пьесе «История одного преступления», это современная работа Ольги Михайловой. В ней два главных действующих лица: Лев Толстой и Петр Столыпин. Будет показано столкновение идеологий на фоне расследования убийства. А в сентябре, после выхода из отпуска, планирую поставить Островского — «На всякого мудреца довольно простоты». Еще будет «Ночь в театре», «Ночь искусств», бенефисы. Вот такие планы у нас. Надеюсь, что жизнь скоро войдет в нормальную колею.

Компетенция Михаил Бычков: «Стремимся привозить и брать самое лучшее»
Содержание
Закрыть