Решение , Черноземье ,  
0 

«Постболонская» система: как изменится высшая школа в России

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Эксперты о том, что сейчас происходит с высшим образованием в стране, какое будущее его ждет после выхода из Болонского процесса, и как это отразится на системе обучения в вузах

В России решили отказаться от Болонской системы высшего образования. Об этом еще в конце мая заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, заявив, что будет создана собственная уникальная модель, а в ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов. Прежде всего, речь идет об отказе от двухуровневой системы подготовки в вузах, предполагающей бакалавриат и магистратуру.

6 июня замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев сообщил, что все российские образовательные организации были исключены из Болонского образовательного процесса. В Госдуму уже внесли законопроект о возвращении специалитета по всем образовательным программам. РБК Черноземье расспросил университеты и экспертов в сфере образования, что будет с высшем образованием в России после выхода из Болонского процесса, и какие будут последствия.

Болонская система — это двухуровневая система высшего образования. Она появилась в 1999 году, когда в итальянской Болонье была подписана декларация о создании «Зоны европейского высшего образования». Основная ее цель — создание общеевропейского образовательного пространства со свободным передвижением студентов и преподавателей, а также повышение конкурентоспособности европейских вузов в мире. Изначально в нее вошли 29 европейских стран, сейчас уже 49. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году.

Как отметил в беседе с РБК Черноземье политолог-преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Артем Косоруков, отказ России от Болонской системы позволит отечественным вузам сосредоточиться на потребностях российской экономики.

«Высокоподготовленный пятилетний специалист, ориентированный на долгосрочное трудоустройство в России, является наиболее привлекательным «продуктом», чем четырехлетний бакалавр, стремящийся «добрать» два года обучения в каком-нибудь среднем европейском вузе и трудоустроиться в российском филиале западной компании где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге», — рассуждает он.

По его словам, в условиях санкций и невозможности российских студентов конкурировать за места в западных вузах по старым правилам, специалитет и ориентация на потребности российского рынка труда выглядит более чем разумно. «Если российские бакалавры и магистры оказываются востребованными за рубежом, в том числе, в странах Азии, перевод их диплома и прохождения других бюрократических процедур в принимающей стране никак не связаны с форматом их диплома о высшем образовании: хороший отечественный химик или биолог с дипломом бакалавра/магистра/специалиста всегда востребованы, куда важнее знание иностранного языка и наличие соответствующих профессиональных сертификатов», — говорит Косоруков.

Ольга Харина, кандидат экономических наук, замдекана факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» считает, что отказ от Болонской системы практически никак не скажется на российском образовании. Поскольку в основе программ обучения в России лежат федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты. «В большинстве своем они не имеют привязки к Болонскому процессу, а ориентированы на получение нужной квалификации для работы по конкретной профессии через получение определенных компетенций», — заверила она.

Между тем, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета Дмитрий Галушко считает, что внедренные стандарты Болонского процесса в российской системе высшего образования продемонстрировали их несовершенство и недостаточную эффективность.

«При этом дальнейшее развитие высшего образования в России сможет вобрать в себя как наработки Болонского процесса, так и традиционные фундаментальные основы отечественной высшей школы, сделав ее гораздо более гибкой и отвечающей реалиям текущей повестки и запросам новой экономики, — поясняет эксперт. — Тем более что уже на протяжении долгого времени отечественное высшее образование развивается в контексте международных интеграционных процессов как в рамках региональных евразийских интеграционных процессов, прежде всего, в Содружестве Независимых Государств и Евразийском экономическом союзе, так и в рамках глобальной интеграции, в частности, в рамках БРИКС. При этом большинство государств-участников в Болонском процессе не участвуют вовсе, а высшее образование в них имеет тенденцию к устойчивому развитию».

Международное сотрудничество и судьба российских дипломов

По мнению к.э.н., доцента института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиля Асмятуллина, выход России из Болонского процесса, в первую очередь скажется на сотрудничестве с европейскими вузами. «Проблемы могут коснуться только международного аспекта обучения, например, совместных программ, стажировок в европейских вузах. Говоря о уже полученных дипломах, то и раньше российские дипломы не воспринимались абсолютно равными европейским», — говорит эксперт.

Солидарна с ним и Ольга Харина, кандидат экономических наук, замдекана факультета технологического предпринимательства университета «Синергия», которая убеждена, что исключение российских вузов из Болонской конвенции может усложнить процесс признания российских дипломов за рубежом. Это потребует от россиян, планирующих продолжить обучение за границей или устроиться там на работу, вложений дополнительных финансовых средств и времени.

В свою очередь, если же говорить о последствиях для университетов с программами, аккредитованными с зарубежными вузами, то очевидно одно: будет наблюдаться отток сильных научных сотрудников, при этом специалисты из гуманитарных и социальных дисциплин, скорее всего, останутся в России, полагает Александр Потапов, медиа-эксперт, методист и специалист в организации образовательных процессов в области медиа, управления персоналом, лингвистики и бизнес администрирования. «Под угрозой находятся технические специальности и IT- сфера. Часть университетов будут вынуждены приостановить партнерство с международными учебными учреждениями. Это приведет к созданию новых траекторий обучения в системе дополнительного профессионального образования. Адаптация потребует времени и дополнительных усилий как в сфере налаживания коммуникаций, так и в области академического взаимодействия по ряду технических направлений», — считает Потапов.

При этом по его словам, существующие сегодня практики широкого международного обмена будут претерпевать существенные изменения, и многое будет зависеть от позиции европейских образовательных учреждений. «Часть университетов может согласиться принимать российских студентов без каких-либо дополнительных условий, академическое сотрудничество с остальными вузами будет сокращено. При этом академические обмены и сотрудничество в полном объеме сохранятся с такими странами как Китай и Индия. Для возобновления взаимодействия с европейскими университетами необходимо разработать новые стандарты и принципы поступательной коммуникации», — уверен он.

Бакалавриат, магистратура, специалитет: что будет

Как считает доцент института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин, на модернизацию системы образования в России повлияет не исключение из Болонского процесса, а решения, принимаемые сверху. «Сейчас в стране реализуется более 30 тыс. программ бакалавриата, 17 тыс. программ магистратуры, по которым обучается более 3 млн студентов, — рассказывает он. — Поэтому изменения не должны затронуть текущих студентов — резкий масштабный перевод всех на специалитет или другую систему не рационален. Кроме того, те, кто обучаются сейчас на программах бакалавриата и магистратуры, будут так же продолжать учиться, поскольку студенты обучаются согласно тому учебному плану, который был утвержден на их год набора».

Политолог-преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Артем Косоруков соглашается, что российские вузы продолжат подготовку студентов в формате бакалавриата, магистратуры или специалитета. Причем в некоторых российских университетах сохранилась подготовка специалистов с нормативным сроком обучения в пять-шесть лет. Например, в МГУ обучение по таким фундаментальным специальностям как математика, физика, химия, биология, психология, медицина переводить на уровневую систему не стали.

«Учитывая, что переход к специалитету многими вузами рассматривается как правильная и доказавшая свою эффективность практика подготовки специалистов, данный процесс никак не затронет качество подготовки кадров. Скорее, наоборот, вместо искусственного разбивания на четырехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру, резкому и не всегда обоснованному переходу на соответствующие группы учебной и учебно-методической литературы, российские вузы смогут обратиться к опыту подготовки пятилетнего специалиста, в рамках чего смогут разрабатывать авторские учебно-методические комплексы, отражающие их уникальный опыт и знания, характеризующие уровень или рейтинг вуза, в котором они работают», — рассуждает он.

Александр Потапов, медиа-эксперт, подтверждает, что в рамках перехода Россия должна разработать и внедрить абсолютно уникальную национальную систему образования, но изменения не должны быть быстрыми. «Качество образования в стране является высоким и академические достижения по ряду направлений соответствуют международным стандартам, — говорит Потапов. — Необходимо использовать все преимущества текущего уровня развития образования в стране и на его основе, прагматично и поступательно двигаться вперед. В результате реформ по ряду инженерных направлений необходимо вводить специалитеты, поскольку серьезные технические специальности требуют больших сроков обучения по сравнению с бакалавриатом. При этом крайне важно исключить риски изоляции национальной образовательной системы при ее модернизации. Существующий академический опыт не должен пропасть даром».

Технологическая реальность: каким должно быть образование будущего

Общемировые тренды — интеграция, цифровизация, стремительные изменения в обществе, технологиях, знаниях, потребуют в будущем от высшей школы подготовку специалистов, способных к адаптации, овладению новыми навыками, профессиями, креативностью, отметил доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета Дмитрий Галушко. Поэтому в структуре образовательных программ наиболее актуально будет приобретение универсальных компетентностей: обрабатывать информацию, быстро овладевать новыми технологиями, способность к критическому мышлению и креативному подходу к решению задач.

«Перед отечественным высшим образованием встает задача сочетания развития указанных способностей у студентов и одновременного предоставления им специализированных знаний и навыков в рамках выбранной профессии. В методах обучения также будут происходить изменения, связанные, прежде всего, со смещением фокуса с передачи (транслирования) знаний на активное участие студента в учебном процессе. В формах обучения будут преобладать смешанные, с широким применением цифровых технологий», — заключил эксперт.

Уже сегодня в российском образовании наблюдается стабильный спрос на программы в области IT-технологий и управления, в будущем такая тенденция будет только усиливаться, полагает проректор по образовательной деятельности университета «Синергия» Елена Верховская. «Растет спрос на программы профессиональной переподготовки с целью получения новой квалификации. ДПО активно развивается. Это требование времени, — говорит она. — Знания не на всю жизнь, а через всю жизнь — это уже давно не лозунг, а реальность. Постоянно меняется запрос и самих слушателей, и рынка труда. И здесь главная задача учебных заведений — проявлять гибкость во внедрении программ, отвечающих требованиям перспективных профессий будущего, и привлекать профессионалов».
 

От первого лица Сергей Белугин: «В 2022 году Курская АЭС примет более 500 сотрудников»
Содержание
Закрыть