— Поговорим об экономике Черноземья в этом году. Какие особенности вы могли бы выделить в финансовом секторе?
— Отмечу, наверное, известный всем факт, что регионы Черноземья в основном специализируются на производстве сельскохозяйственной продукции и занимают существенную долю в общем урожае ЦФО. В регионах Черноземья высоко развито производство продукции животноводства. При этом доля кредитов сельскохозяйственным предприятиям в 2022 году стабильно составляет почти половину в общем портфеле корпоративных кредитов в Черноземье. Это также поддерживается госпрограммой льготного кредитования сельхозпроизводителей.
Из особенностей финансового сектора Черноземья можно отметить то, что почти половина всех сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов России находится на территории региона. Их основная часть сосредоточена в Липецкой области. Банковский и страховой сектор представлены двумя региональными банками — в Белгородской и в Тамбовской областях, 22 филиалами крупнейших федеральных банков, тремя региональными страховыми компаниями, при этом сеть офисов банков и страховых компаний на территории региона — это более двух тысяч точек.
— Как и вся страна, с начала года Черноземье столкнулось с последствиями беспрецедентного усиления международных санкций. Что помогло минимизировать риски в финансовой сфере?
— Бесперебойную работу финансового сектора обеспечила, прежде всего, самодостаточность платежной инфраструктуры. Благодаря этому граждане не только смогли использовать для расчетов национальную платежную карту «МИР», но и расчеты картами Visa и Mastercard внутри страны не остановились.
Повышение Банком России ключевой ставки до 20% годовых и, как следствие, рост ставок по депозитам остановили отток вкладов. Уже к апрелю существенная часть снятых наличных денег вернулась в банки, а риски неконтролируемого роста цен из-за ажиотажного спроса были устранены. В Черноземье приток в банки рублевых средств населения к началу апреля даже превысил произошедший ранее отток — на сумму чуть более 4 млрд рублей. Уже в третьем квартале оживилось кредитование населения в ответ на быстрое снижение ключевой ставки, обусловленное уменьшением проинфляционных рисков.
Для минимизации рисков финансовой стабильности введены меры валютного контроля. По мере снижения рисков, введенные ограничения смягчались, но поскольку часть ограничений носит двусторонний и неэкономический характер, дальнейшее смягчение возможно только на взаимной основе. Кроме того, введен широкий спектр регуляторных послаблений для банков.
Для снижения неопределенности Банк России разместил на сайте базу вопросов и ответов, затрагивающих типовые проблемы в финансовой деятельности предприятий. Ее формирование было бы невозможным без тесного взаимодействия с бизнесом со стороны территориальных учреждений Банка России, в частности, отделений, расположенных в административных центрах областей Черноземья. Они на постоянной основе поддерживают прямой контакт с предприятиями и организациями, чтобы оперативно получать наиболее актуальную информацию из первых рук.
И несмотря на то, что ситуация была беспрецедентной, ее удалось стабилизировать, банковская система выдержала и сохраняет запас прочности и потенциал для кредитования.
— Расскажите о том, что способствовало развитию кредитования среднего и крупного бизнеса и соответственно расширению масштабов бизнеса? Какие сложности преодолевались и как?
— Бизнес Черноземья, как и весь российский, переживает беспрецедентный период адаптации. Были опасения, что поиск новых поставщиков и рынков сбыта может привести к снижению прибыльности и росту просрочки по кредитам у предприятий, напрямую и косвенно затронутых санкциями. Но, в частности, программы по реструктуризации банками ранее выданных кредитов помогли не ухудшить качество кредитного портфеля.
Что касается сложностей в импортозамещении, они также постепенно преодолеваются. Уже сейчас мы видим, как отдельные предприятия наращивают объемы производства для того, чтобы встроиться в те ниши, которые образовались в результате ухода с российского рынка зарубежных производителей. Примером может служить локализация производства в регионах Черноземья высокотехнологичного оборудования для животноводческих комплексов, а также для переработки различных масличных культур.
В условиях перестройки экономики кредитование бизнеса в период с марта по октябрь текущего года демонстрирует относительно высокие темпы прироста. На 1 ноября текущего года корпоративный портфель Черноземья увеличился на11 % в годовой оценке, что сопоставимо с ростом за аналогичный период в предыдущие годы — 11% в 2020 году и 15% в 2021 году. Основное влияние оказало увеличение кредитного портфеля предприятий сельского хозяйства, торговли и добывающей промышленности.
Так, в Липецкой области с использованием банковских кредитов реализуются сразу несколько инвестиционных проектов в сфере АПК: строительство энергоцентра, плодохранилища, закладка интенсивных садов, строительство новых площадок на одном из свиноводческих комплексов региона. Привлекали кредитные средства на инвестиционные цели и предприятия обрабатывающих производств, например, на строительство и запуск мясоперерабатывающих заводов и маслоэкстракционного завода.
Поддержку кредитованию бизнеса оказывали как произошедшее с апреля снижение ключевой ставки, так и меры, принятые правительством и Банком России: введены новые и расширены действующие программы льготного кредитования, дополнительно введены закон о кредитных каникулах и программы частичной компенсации издержек компаний по кредитам с плавающими ставками.
Например, среди предприятий Черноземья наиболее активно программой стимулирования кредитования пользовались предприниматели Воронежской области, в основном это малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели — от них на начало декабря поступило 43 обращения на общую сумму 2,8 млрд рублей.
Для регионов Черноземья наиболее актуальными являются меры господдержки аграрного сектора. Например, в Тамбовской области рост корпоративного портфеля связан с выдачей кредита крупной птицефабрике в рамках программы льготного кредитования экспортеров.
— Как менялись ценовые ожидания бизнеса? Что говорят предприниматели о своих перспективах?
— Чтобы отслеживать настроения бизнеса и его ожидания, Банк России опрашивает предприятия во всех регионах России в рамках программы мониторинга предприятий. В этом году ценовые ожидания достигли пиковых значений в марте из-за усиления санкционных ограничений. При этом в Белгородской, Орловской и Тамбовской областях уровень ценовых ожиданий сложился выше, чем в среднем по стране и Центральной России. Это было преимущественно связано с оценками предприятий торговли, которые называли главными причинами ожидаемого роста цен изменение закупочных цен на товары и изменение валютного курса в тот период. В Тамбовской области более высокий уровень ценовых ожиданий также наблюдался у промышленных предприятий, которые в качестве основной причины ожидаемого роста цен называли изменение цен на аналогичную продукцию на рынке.
После мартовского ажиотажного всплеска потребительский спрос начал охлаждаться, издержки компаний стали расти уже не так быстро, и с апреля ценовые ожидания бизнеса последовательно снижались вплоть до сентября. Начиная с сентября, ценовые ожидания предприятий в ЦФО вновь начали расти, предприятия отмечали усиление рисков хозяйственной деятельности. Мы допускаем, что это отчасти обусловлено объявлением в сентябре частичной мобилизации, отчасти — с индексацией тарифов на коммунальные услуги, произошедшей в начале декабря, индексация была перенесена с июля 2023 года.
Дальнейшее изменение ценовых ожиданий будет зависеть от рисков и издержек и от ситуации с потребительским спросом. При этом многие предприятия Черноземья с оптимизмом смотрят в будущее. Это проявляется в позитивных ожиданиях бизнеса относительно динамики спроса, которые в наибольшей мере характерны для представителей Липецкой, Тамбовской и Воронежской областей. Мы видим, что предприятия постепенно адаптируются к новым условиям. Развивается импортозамещение, используются возможности параллельного импорта. В то же время остаются трудности, и некоторым компаниям даже приходится сокращать производство из-за проблем со сбытом.
Важным индикатором деловой активности является агрегированный ежемесячный индикатор бизнес-климата. Банк России публикует его с мая 2022 года. Этот индикатор включает в себя оценку текущей и прогнозируемой ситуации по спросу и предложению продукции и услуг на основе данных мониторинга предприятий. Данные показывают, что во всех регионах Черноземья, за исключением Воронежской области, в декабре по сравнению с ноябрем наблюдалось улучшение бизнес-климата, наиболее заметно — в Тамбовской и Орловской областях.
Оценки предприятий и их ожидания для Банка России очень важны. Они позволяют сделать оперативную оценку экономических трендов, увидеть изменения зачастую раньше, чем они проявляются в статистических данных. Поэтому использование наряду со статистическими данными информации, полученной напрямую от предприятий в рамках проводимого Банком России мониторинга, помогает принимать своевременные и взвешенные решения по ключевой ставке.
В мониторинге предприятий Банка России сейчас участвует более 14 тысяч российских предприятий разных масштабов и сфер бизнеса. Мы благодарим тех, кто уже принимает участие в нашем мониторинге, и приглашаем к участию тех, кто еще не участвует. Достаточно заполнить заявку на официальном сайте Банка России и ваше мнение будет учитываться в подготовке наших решений.
— Расскажите о ситуации с ценами в наших регионах. Что повлияло на цены, как менялась инфляция в течение года? Как Банк России влияет на ситуацию с инфляцией?
— Начну с ответа на последнюю часть вопроса. Банк России после повышения ключевой ставки в начале года последовательно ее снижал. Ключевая ставка — это основной инструмент, который используется Банком России (и центральными банками других стран) для достижения цели по инфляции вблизи 4%. Все сегменты финансового рынка взаимосвязаны, поэтому изменение ключевой ставки влияет на изменение других ставок в экономике. К примеру, при повышении Банком России ключевой ставки растут процентные ставки по кредитам и депозитам в банках для населения и бизнеса, это ведет к тому, что люди начинают больше сберегать и меньше тратить. Снижается потребительская активность, замедляется рост цен. И, наоборот, при снижении ключевой ставки уменьшаются ставки по кредитам и депозитам, в результате население и компании берут больше кредитов, больше тратят и инвестируют, меньше сберегают. Это приводит к росту спроса и ускорению инфляции.
Во многом благодаря проводимой денежно-кредитной политике Банка России, начиная с мая, в целом по ЦФО инфляция замедляется. В ноябре годовая инфляция в ЦФО продолжила снижаться и составила 12,5%, а в России уменьшилась до 12%. Если говорить о регионах Черноземья, здесь в ноябре годовая инфляция также снизилась, повторяя общероссийские тенденции. Замедлился годовой рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. Некоторой волатильностью отличались лишь цены на услуги. По-прежнему дезинфляционное влияние оказывали расширение предложения сельскохозяйственной продукции и снижение издержек производителей продовольствия, а также постепенное налаживание параллельного импорта и сдержанная динамика потребительского спроса.
Самый низкий уровень годовой инфляции среди регионов Черноземья сложился в Тамбовской области — 11,8%. В регионе увеличивалось предложение свинины и мяса птицы, в том числе благодаря выходу на проектную мощность нескольких сельскохозяйственных предприятий. Это способствовало замедлению годового роста цен на свинину и более быстрому удешевлению в годовом выражении мяса птицы. Также сказалось сокращение издержек животноводов на корма в условиях снижения цен на зерно, сою и увеличения объема производства комбикормов. Из-за уменьшения стоимости мяса, в свою очередь, замедлился годовой рост цен на колбасные изделия и мясные полуфабрикаты — пельмени, сосиски, фарш.
— Что нас ждет в следующем году? Какие ориентиры видит Банк России?
— Мы отчетливо видим, что продолжается глубокая трансформация российской экономики. Потребители меняют свои стратегии поведения, бизнес адаптируется к новым вызовам.
Дальнейшее развитие событий в российской экономике характеризуется существенной неопределенностью. Она связана как с внутренней подстройкой экономики к новым условиям, так и с внешними событиями. Продолжительность и глубина спада в экономике в ближайшие годы будут во многом зависеть от того, насколько быстро компании смогут перестроить логистические и производственные цепочки, освоить новые рынки сбыта и найти новых поставщиков, будут ли развиты компенсирующие технологии, и каким образом подстроится рынок труда. Со стороны внешних условий значимое влияние на ситуацию в российской экономике будут оказывать состояние мировой экономики и геополитические условия. Процесс подстройки российской экономики к введенным ограничениям может занять до 1,5 лет. Затем, по мере перехода экономики в новое равновесие, экономическая активность начнет восстанавливаться. По оценкам Банка России, это произойдет во второй половине 2023 года. Годовая инфляция снизится до 5–7% в 2023 году и вернется к цели «вблизи 4%» в 2024 году. Этому будет способствовать, в том числе проводимая Банком России денежно-кредитная политика. По нашим оценкам, постепенное снижение инфляции к цели потребует поддержания ключевой ставки в диапазоне 6,5-8,5% годовых в среднем в 2023 году, 6-7% годовых — в 2024 году, 5-6% годовых — в 2025 году.
Совет директоров Банка России 16 декабря принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% годовых. Текущие темпы прироста цен являются умеренными, а потребительский спрос — сдержанным. Инфляционные ожидания населения и бизнеса существенно не изменились, оставаясь при этом на повышенном уровне. Вместе с тем проинфляционные риски выросли и преобладают над дезинфляционными. Это связано с ростом проинфляционного давления со стороны рынка труда, ухудшением условий внешней торговли и смягчением бюджетной политики.
Важно понимать, что Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. По мере поступления данных о развитии экономики в этих условиях мы будем дополнительно уточнять наш прогноз.