— Эксперты отмечают, что агрострахование показывает уверенный рост уже четвертый год подряд. Только по итогам 2022 года объем российского рынка за год вырос с более чем 9 млрд рублей до более 10 млрд рублей. Как вы считаете, какой фактор сейчас оказывает наибольшее влияние на динамику рынка? Как изменился спрос на услуги в сфере агрострахования? Что сегодня мешает российским аграриям активно страховаться?
— Говорить о каком-то одном факторе будет не вполне корректно. Уверенный рост — результат продолжительной работы и усилий всех участников страхового сообщества. Это и активная информационная работа с представителями АПК, которая ведется несколько последних лет, и меры государственной поддержки, в первую очередь, экономическое стимулирование, и история выплат, которая укрепляет доверие между страхователями и страховщиками, и даже ряд неблагоприятных для сельхозотрасли событий, с последствиями которых аграрии уже столкнулись и от которых хотят обезопасить себя в будущем.
Важно и то, что инструменты агрострахования постоянно совершенствуются. В 2020 году появилась возможность страховать аквакультуру с господдержкой, в прошлом году была запущена новая программа страхования урожая от рисков чрезвычайной ситуации природного характера, сейчас прорабатывается система страхования качества плодов и рисков интенсивного садоводства. Возможности страховой защиты расширяются, а вместе с ними увеличиваются и объемы страхового покрытия.
На наш взгляд, нет серьезных помех, которые мешают агрострахованию масштабироваться. Вопросы, которые возникают, достаточно оперативно отрабатываются как государственными органами, так и страховым сообществом.
— Рост объемов страхования происходит за счет договоров с господдержкой. А как сейчас складывается ситуация в коммерческом агростраховании?
— Если производитель выбирает субсидируемую программу страхования, то он экономит средства и при этом получает высокий уровень страховой защиты: 76% клиентов АО СК «РСХБ-Страхование» в 2022 году отдали предпочтение программе с господдержкой. Но 24% представителей АПК, кому в силу географического расположения предприятия или специфики производства важно учесть риски, которые не покрывает программа господдержки, обратились к коммерческому агрострахованию. Отмечу, что часть клиентов выбирает комплексный подход: и господдержка, и индивидуальный классический договор.
— Первая половина сельскохозяйственного сезона 2022/23 началась очень непросто для аграриев: обильные дожди осенью, сильные морозы после оттепели зимой. Можно ли уже сейчас предварительно оценить убытки в АПК от чрезвычайных ситуаций?
— Пока рано оценивать убытки, так как зимний период продолжается, но вероятность гибели посевов из-за ледяной корки, к сожалению, есть. Сделать более точный прогноз затруднительно, так как впереди весна и многое будет зависеть от будущих погодных условий.
— А что можно сказать об агростраховании в Центральном Черноземье? Существует ли здесь своя специфика?
— Как и на других территориях, есть регионы-лидеры по объемам страхового покрытия. Традиционно, это Воронежская и Тамбовская области. Местные сельхозпроизводители отдают предпочтение страхованию по мультирискам — вероятность снижения уровня урожая из-за плохой погоды в течение сезона в центральных регионах выше, чем гибель растений при наступлении ЧС. В целом, климат Черноземья достаточно благоприятный для растениеводства — ярко-выраженные времена года, стихийные бедствия — редкость.
— Что будет драйвером рынка агрострахования в ближайшем будущем, в каких направлениях вы видите основные возможности для роста?
— На наш взгляд, сейчас главным драйвером роста, помимо очевидного желания обезопасить бизнес и заручиться гарантированной финансовой поддержкой в сложных обстоятельствах, являются меры экономической помощи со стороны государства. Заметен интерес аграрного сообщества к новой программе ЧС с повышенным уровнем субсидирования. Растет спрос на мультирисковое страхование, который мы связываем, в том числе с предоставлением преференций по иным видам господдержки при наличии договора агрострахования.