— На каком этапе находится строительство второй очереди завода глубокой переработки масличных культур в Тербунах? В каком году планируется его пуск и вывод на проектную мощность?
— Завод по переработке сои ЭксОйл начали строить три года назад. Сейчас уже очевидна правильность этого стратегического решения с точки зрения обеспеченности завода сырьем — сельхозпроизводители ставят рекорд за рекордом по валовому сбору сои в ЦФО, но три года назад финансовые институты посчитали такое инвестиционное решение слишком рискованным и не поддержали проект финансированием. Стройка была приостановлена и продолжена только в этом году. Сегодня мы в активной фазе строительства завода. Планируем запустить элеватор к сезону переработки 24/25 в сентябре 2024 г. и закончить стройку завода до конца 2024 г. Выйти на проектную мощность суточной переработки сои 2700 т в сутки планируем в 2025 г.
— Насколько новый завод безопасен с точки зрения экологии?
— С точки зрения популярных сейчас принципов управления ESG, по экологии завод выглядит отлично. Во-первых, почти нет влияния на окружающую среду по выбросам и сбросам. Во-вторых, завод будет работать на энергии от возобновляемых источников — это подсолнечная лузга. Весь комплекс переработки 2000 т подсолнечника в сутки плюс 2700 т сои в сутки будет питаться энергией от сжигания лузги перерабатываемого подсолнечника.
— В ходе строительства второй очереди МЭЗ в Тербунах возникали сложности. Не привело ли это к срыву поставок оборудования и удорожанию проекта?
— За три года остановки многое случилось, и в части ослабления рубля, и в части локальной инфляции стоимости материалов, и в части услуг стройки. Почти все оборудование — импортное. Бюджет стройки заметно вырос. Сильно усложнились платежи. Логистика импортного оборудования стала дороже. Но дорогу осилит идущий, несмотря на все сложности.
— Перерабатывающая мощность завода «ЭксОйл» последние годы постоянно росла. На какой объем переработки сырья компания выйдет в уходящем году?
— В сезоне 23/24 завод в Тербунах работал на полную мощность и переработал рекордные 602 тыс. т подсолнечника.
— До сих пор компания «ЭксОйл» производила только сырое нерафинированное масло. Есть ли в планах компании на будущее выпуск рафинированного масла?
— Наша стратегия — это 100% экспорт. Мировой рынок растительных масел устроен так, что львиная его доля экспортируется в сыром виде (crude oil), а уже затем рафинируется и разливается в стране/регионе финального потребления. В 2023 г. акционер ЭксОйл купил бизнес Bunge CIS (сейчас ООО «Масленица»), который в основном продает масло в бутылке под известными брендами «Олейна» и «Идеал» — лидерами рынка бутилированного масла. Мы не планируем начинать выпуск рафинированного масла в ЭксОйл, а завод по переработке сои будет выпускать сырое соевое масло.
— Как в 2023 г. изменилась структура экспорта компании? Какие страны являются вашими основными покупателями?
— В 2023 г. нашим основным экспортным направлением стал Китай. Важными направлениями остаются Индия и Турция, страны Ближнего Востока.
— Как прошел переход на взаиморасчеты с Китаем в юанях? Это не привело к убыткам?
— Юань является очень комфортной валютой для ведения международной торговли. Нет проблем с банками-корреспондентами, есть инструменты хеджирования на Мосбирже и у банков в РФ, есть даже возможность привлечь финансирование в юанях от банков РФ. Считаю, что имеются перспективы расширения торговли в юанях не только с Китаем, но и с другими странами.
— Как осуществляются взаиморасчеты с другими странами «глобального юга»: Турцией, Ираном, Индией, арабскими странами?
— С этими странами пока все консервативно, в большинстве случаев расчеты идут в долларах США.
— Как изменились логистические пути поставок? Какой из них является основным?
— Логистические расходы выросли кратно по сравнению с 2021 г. и предшествующим периодом. Это относится, в первую очередь, к стоимости фрахта, плюс девальвация рубля, плюс инфляция в РФ. Рост стоимости фрахта сделал экономически рациональным железнодорожный маршрут экспорта масла в Китай, что раньше было экзотикой. В целом, вода остается основным каналом экспорта и, с учетом роста производства масел в РФ и увеличением экспорта масел из РФ, важно будет инвестировать в портовую экспортную инфраструктуру.
— Не испытывает ли компания сложности с поставкой сырья — подсолнечника, сои, рапса и других масличных культур?
— Масличные культуры сейчас — самые выгодные, и сельхозпроизводители ставят рекорды валового сбора масличных год за годом. Учитывая почти полную переработку масличных в РФ, это делает масличные стратегически более выгодной культурой для выращивания в РФ по сравнению, например, с пшеницей. Валовой сбор масличных растет и почти полностью покрывает потребности переработчиков РФ в сырье. Это, в свою очередь, стимулирует переработчиков инвестировать в новые мощности переработки и рост отрасли в целом.
— Ожидается ли появление новых брендов компании?
— Как уже говорилось ранее, ЭксОйл не планирует выходить на рынок брендовой продукции. Если говорить про Масленицу, то у нас уже есть сбалансированный портфель торговых марок, в том числе наш флагманский бренд «Олейна». Мы не планируем расширение портфеля, но точно будем улучшать потребительские качества существующих брендов, в первую очередь за счет качества и удобства использования упаковки для потребителя.
— Что готова предложить компания в борьбе за квалифицированных работников?
— Наша компания на сегодня имеет очень выгодную позицию на рынке труда для кандидатов, отличающую ее от конкурентов: в условиях быстрого развития и роста бизнеса у работника есть возможность так же быстро построить свою карьеру внутри компании. Сегодня ты приходишь на должность специалиста, а уже завтра, продемонстрировав результативность, ты — руководитель на новом производстве. Сегодня ты работаешь с одним видом продукции, а уже завтра номенклатура вырастает в два-три раза. Политика нашей компании ориентирована на удержание и развитие квалифицированных и потенциальных сотрудников. Именно эта категория людей чувствует себя у нас комфортно, имея возможность реализовать свой потенциал, амбиции и, конечно, получить достойный уровень оплаты труда.
— Планируете ли вы работать с брендом работодателя? Если да, то какие у вас приоритеты в этом направлении?
— С активным ростом компании у нас неизбежно возникает потребность в привлечении с рынка труда лучших из лучших — тех профессионалов, которые способны достигать амбициозных результатов и быстро расти вместе с компанией. При этом любой кандидат обращает внимание на репутацию компании, ее культуру, возможности для развития и другие факторы, которые в совокупности и называются «бренд работодателя». Нам, как молодой, амбициозной и быстрорастущей компании, есть, о чем рассказать кандидатам, поэтому мы активно продвигаем наш бренд и будем далее работать над ним, формируя условия для диалога и дальнейшего сотрудничества с профессионалами на рынке труда. Уверен, пройдет не много времени и наш бренд, как работодателя, будет узнаваем и привлекателен как для соискателей, так для наших работников внутри компании.
Реклама. Рекламодатель: ООО «УК «ЭксОйл Групп», www.exoil.org