Многопрофильный сельскохозяйственный холдинг «АгроГард» в 2023 году отметил 20-летие основания. К этой дате компания пришла в статусе одного из лидеров отрасли, объединяющем десятки современных предприятий в Краснодарском крае, Орловской, Липецкой, Тамбовской и Курской областях. «АгроГард» производит широкий ассортимент растениеводческой и животноводческой продукции, а также оказывает услуги по хранению зерна и маслосемян. В рамках спецпроекта «Итоги года» генеральный директор холдинга Павел Царев рассказал РБК Черноземье о финансовых результатах, ожиданиях и перспективных инвестиционных проектах.
— Вашей компании исполнилось 20 лет. Каких результатов вы смогли добиться за прошедший период? Какие достижения считаете наиболее значимыми?
— Мы с удовлетворением можем констатировать, что за 20 лет наша компания добилась значительных производственных и финансово-экономических результатов. В частности, за последнее десятилетие объем производства вырос в два раза, а выручка увеличилась в 2,5 раза, что позволило компании стать высоко и стабильно рентабельной. Лидерство на рынке, высокий профессионализм коллектива компании, а также значительный вклад предприятий холдинга в экономику в регионах присутствия и в обеспечение продовольственной безопасности страны были отмечены в поздравительной телеграмме председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.
Мы постоянно стремимся к развитию и совершенствованию. Сегодня мы обладаем мощной производственной базой, полностью обеспечены собственной инфраструктурой для хранения готовой продукции, парком высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, необходимыми средствами автоматизации производственной и управленческой деятельности. Агрохолдинг применяет современные производственные технологии и имеет эффективную систему бюджетного управления.
Наша компания занимает прочное место среди основных игроков рынка сельхозтоваропроизводителей, имеет положительный имидж среди товаропроизводителей, поставщиков, покупателей и других партнеров, являясь одним из лидеров рынка. По эффективности использования земельного банка компания в течение многих лет входит в тройку ведущих компаний.
Одним из приоритетов компании «АгроГард» является благополучие работников и членов их семей. Агрохолдинг уделяет большое внимание финансовому и организационному обеспечению реализации мероприятий, направленных на создание комфортных и безопасных условий труда, а также на социальную поддержку работников и членов их семей. Кроме того, на протяжении многих лет предприятия агрохолдинга оказывают социальную и благотворительную помощь муниципальным образованиям, организациям и жителям населенных пунктов в регионах присутствия: благотворительной помощью охвачены 100% муниципальных образований и 82% образовательных организаций. В 2022 году в рамках адресной материальной помощи слабозащищенным группам населения были предоставлены 1285 подарков к Новому году и 2236 подарков ко Дню пожилого человека. Эта работа продолжилась и в 2023 году.
— 2023 год был сложным для всех: инфляция, проблемы с экспортом, падение доходов потребителей. Как ваша компания прошла этот непростой период? С какими главными сложностями вы столкнулись, какие задачи ставились на этот год, выполнены ли они?
— Любой производственный цикл сопряжен с проблемами внутреннего и внешнего характера, но, конечно, 2023 год был более сложным по сравнению с предыдущими периодами. Сейчас нам удается лавировать и находить пути решения возникших перед компанией проблем.
Понятно, что не на все возможно повлиять. Например, инфляционный рост и изменение спроса — факторы объективные. В то же время мы реально оцениваем рыночные изменения, руководство принимает обоснованные управленческие решения, направленные на нивелирование возможных рисков и обеспечение устойчивого развития бизнеса.
Основным инструментом нашего управления является система бюджетирования. Для формирования бюджетов на следующий год устанавливаются целевые производственные и финансово-экономические показатели, планирование которых осуществляется на основе имеющихся ретроспективных данных, а также на основе анализа конъюнктуры рынка и влияния макроэкономических факторов. По своей сути бюджеты являются оцифрованной моделью бизнеса и направлены на обеспечение достижения установленных целевых значений. Бюджеты утверждаются коллегиально, в дальнейшем осуществляется строгий контроль их исполнения, в первую очередь, в части затрат. Посредством этого инструмента мы управляем и контролируем наши расходы, просчитываем последствия принятых решений, их влияние на конечный финансовый результат.
Сложившаяся рыночная конъюнктура, прямо скажем, далеко не самая благоприятная, особенно в центральных регионах России, значительный рост цен на сырье и материалы оказал негативное воздействие на финансовый результат текущего года. В то же время производственные показатели у нас в этом году неплохие — плановые значения по урожайности выполнены. В частности, по пшенице она составила 61,3 ц/га, а на предприятиях ЦФО была достигнута рекордная для них средняя урожайность — 62,3 ц/га. Результаты по зернобобовым и техническим культурам тоже достойные. Урожайность масличных — подсолнечника и сои — 32,2 и 25,3 ц/га соответственно. Урожайность сахарной свеклы оцениваем, как высокую — по предприятиям от 510 до 547 ц/га. Завершили уборку кукурузы, средняя урожайность которой — 99 ц/га, при этом на по предприятиях ЦФО ее урожайность была свыше 120 ц/га. Надеемся, что сможем реализовать произведенную продукцию с максимально возможной эффективностью.
— Какие направления считаете наиболее перспективными для развития, во что вы намерены инвестировать? Назовите наиболее важные проекты.
— Ведущей отраслью АО «АгроГард» является растениеводство, более 80% выручки мы получаем именно с этого направления. Соответственно, будем продолжать совершенствовать технологии и повышать производительность в этой отрасли. Сейчас есть определенные проблемы, связанные с уходом с рынка зарубежных производителей семян и поставщиков техники и оборудования, поэтому мы расширили сотрудничество с отечественными производителями. В прошлом году мы постарались закрыть наиболее насущные потребности в технике и оборудовании.
Есть планы по созданию нового направления на базе одного из филиалов — семеноводство. На данный момент проект находится в стадии проработки, оценки перспективности и возможностей реализации этого направления. В целом планируем придерживаться стратегии сдержанного инвестирования — будем корректировать инвестиционные планы с учетом текущей рыночной ситуации и производственной необходимости. Также направим усилия на реализацию проектов по оптимизации внутренних процессов, используя собственные ресурсы.
— Круглая дата — это время строить дальнейшие планы. Какие они у вас?
— В этом сезоне мы начали реализовывать проект по семеноводству. Пока окончательных результатов нет, но, если пробные результаты нас удовлетворят, мы планируем продолжить и расширять этот проект. В связи с меняющейся политикой продаж и необходимостью обеспечения возможности более длительного хранения продукции мы планируем развивать складскую инфраструктуру: намечено строительство зерносушильного комплекса в одном из филиалов ЦФО и строительство дополнительных мест долговременного хранения готовой продукции. Одной из приоритетных задач на ближайшие годы будет работа по обеспечению высокого качества готовой продукции, так как этот фактор влияет на конкурентоспособность и нашей продукции, и всего бизнеса в целом. Соответственно, это повлечет необходимость внесения изменений в технологии производства. На фоне снижения маржинальности отрасли ставится задача оптимизации наших затрат. На этом направлении мы видим резерв для оптимизации и цифровизации бизнес-процессов.
Подводя итоги, могу отметить, что мы намерены оставаться успешной и стабильно развивающейся компанией. Главное для нас — это доверие партнеров и населения в регионах присутствия.
Реклама. Рекламодатель: АО «АгроГард», www.agrogard.ru