Практика , Черноземье ,  
0 

Вместо «Довлатова» — «Петрович»: какие трамваи курсируют в Черноземье

В Липецке и Курске продолжается обновление трамваев
Фото: Андрей Блощаненко
Фото: Андрей Блощаненко
В городах Черноземья с трамвайным движением продолжается реконструкция дорожной сети и обновление подвижного состава.

От проблем — к предмету гордости. Российский трамвай уже несколько лет держит курс на тотальное обновление. В первую очередь изменения коснулись самих транспортных единиц: вместо чешских подержанных Tatra и устаревших ЛВС, выпущенных на уже закрытом заводе в Санкт-Петербурге, по городам России курсируют новейшие трамваи отечественного производства.

Не является исключением и Черноземье, где трамвайное движение остается в трех городах: это Курск, Липецк и Старый Оскол Белгородской области. Масштабное «омоложение» подвижного состава коснулось первых двух.

Курск известен богатой трамвайной историей. Это второй город России, где начал курсировать этот вид транспорта. Раньше — только в Нижнем Новгороде. Первый трамвай бельгийского производства прошел по курской улице 18 апреля 1898 года. Для запуска в городе провели электричество, построив первую в губернии электростанцию.

Фото: Кирилл Лунин
Фото: Кирилл Лунин

Куряне гордятся своей трамвайной историей. В октябре на фасаде одного из домов даже был создан мурал в честь изобретателя электрического трамвая Федора Пироцкого. Однако десятилетия эксплуатации на износ, отсутствие ремонта и инвестиций поставили существование этого общественного транспорта под угрозу.

Спасло курский трамвай соглашение, подписанное правительством региона и компанией «Мовиста Регионы Курск» в 2022 году. Уже 1 марта 2024 года на обновленную линию вышли трамваи «Львята» от российского производителя «ПК Транспортные системы».

Производитель — самая молодая из компаний, строящих трамваи в России. На данный момент на заводах в Санкт-Петербурге, Твери и Энгельсе выпускается восемь моделей и 11 модификаций. Наиболее известны «Витязь», «Невский», «Богатырь», «Корсар», «Лев» и «Львенок».

Фото: Кирилл Лунин
Фото: Кирилл Лунин

Односекционные трамваи модели «Львенок» компактные, но при этом вместительные и маневренные. Их вместимость — до 155 человек. Особенность модели — низкопольная и эластичная поворотная тележка. Особое внимание — кабине водителя: разработчики спроектировали ее с учетом максимальной обзорности, также дополнив высокой эргономичностью водительское место. Управлять «Львенком» легко: в помощь водителю интерактивное управление, наружная система видеоконтроля зон посадки-высадки пассажиров и мониторинга дорожной ситуации.

Что касается удобства пассажиров, то низкопольность состава делает его доступным для людей с инвалидностью и маломобильных граждан. Также вагоны оснащены климат-контролем, USB-розетками, и медиа-панелями.

Красивые трамваи с запоминающимся названием модели не оставили курян равнодушными — каждой транспортной единице было решено выбрать индивидуальное имя. В рамках голосования, участие в котором приняло более девяти тысяч человек, из 40 названий было выбрано восемь: «Соловей», «Тимоня», «Ветерок», «В честь курских бойцов на передовой», «Ермошка», «Львенок Первых», «Куренок» и «Петрович». Также региональные власти пообещали назвать еще один трамвай «София» — в честь одной из первых пассажирок, четырехлетней именинницы Сони.

Фото: Евгений Ковалько
Фото: Евгений Ковалько

У Липецка история трамвайного движения не такая долгая — открыто оно было 7 ноября 1947 года. Первая ветка соединила два берега реки Воронеж, связав два крупных предприятия. Сегодня трамвай — один из главных видов транспорта для липчан. Поэтому регион стал одним из первых, кто вступил в федеральную программу по модернизации ГЭТ, а проект реконструкции считается одним из самых сложных.

В первую очередь это заметно по объемам работ: в областном центре модернизируют 40,8 км и построят 5,2 км новых трамвайных путей. Под новые дороги в город с конвейера Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ) доставили новые низкопольные трамваи модели 71-628. Их особенности — асинхронный двигатель, электронные маршрутоуказатели и система автоинформирования пассажиров. В наличии климат-контроль и светодиодное освещение — это стандарт отечественного трамвайного производства.

Фото: Евгений Ковалько
Фото: Евгений Ковалько

При этом УКВЗ — один из старейших строителей трамваев в России: первый сошел с конвейера в 1901 году и был поставлен на рельсы в Тифлисе. На данный момент завод выпускает пять моделей трамваев, три из которых — со 100% низким уровнем. Такой моделью и является 71-628, оценить которую липчане смогли 20 июня этого года после досрочного запуска трамвайного движения на одной из реконструированных линий.

Кроме упомянутых производителей еще лишь один российский завод продолжает строить трамваи. Это свердловский «Уралтрансмаш», выпускающий модель 71-415Р в стиле ретро, модели для Санкт-Петербурга «Достоевский» и «Довлатов» и другие. Впрочем, потребность в самом экологическом транспорте продолжает расти вместе с работой по реконструкции инфраструктуры трамвайного движения в России. Отечественные производители доказали, что способны на выпуск качественного, безопасного и эстетичного транспорта, а значит, в обозримом будущем интерес к их продукции будет только расти.

Содержание
Закрыть