
Мусоровозы, которые не передают данные ГЛОНАСС в Федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО), не должны учитываться при формировании тарифов региональными операторами. С таким предложением на штабе по организации обращения с ТКО, который проходит на площадке Координационного центра правительства, выступил генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев.
Инициативы РЭО
Сейчас во ФГИС УТКО внесена информация о более 25 тыс. транспортных средствах (ТС). Из них 1,8 тыс. требуют удаления или актуализации, так как внесены под учетными записями не действующих региональных операторов. При этом 846 из них передают треки движения и выходят на маршруты, информацию о них должны внести новые регоператоры.
По около 10 тыс. из них замечаний нет, так как они передают треки движения мусоровозов с февраля по настоящее время.
Еще 13,5 тыс. мусоровозов не передавали треки движения с февраля, при этом региональные операторы, внесшие информацию о них, осуществляют деятельность.
«Фактически половина мусоровозов, которые оснащены всеми необходимыми средствами инструментального контроля, не передают данные о своем движении. На основании этого мы построили рейтинг регионов, согласно которому 45 регионов в «красной зоне», из них по 27 регионам треки движения ГЛОНАСС не передавались ни по одному мусоровозу с февраля 2025 года», — сообщил Буцаев.
Семь регионов находятся в «желтой зоне» с показателем 20−51% по передаче треков, 26 регионов — в «зеленой зоне» с более 50%.
«Безусловный лидер — Псковская область, передает 100% информации по всем ТС, которые обеспечивают возку на его территории. Семь регионов оценить не представляется возможным, потому что ТС задействованы на возке сразу в нескольких субъектах, с ними мы отдельную работу проведем. А по остальным предложение такое — по 13,5 тыс. ТС мы направим в регионы письма и уведомления от штаба. До следующего штаба просьба получить объяснение от регоператора, почему нарушаются требования по предоставлению информации во ФГИС, эти требования законны. И еще предложение — не учитывать выезды тех ТС, которые не предоставляют маршрутизацию. Если мы их не видим, то мы не учитываем их в деньгах, ни по объектам, ни по ТС», — отметил Буцаев.
РЭО готовит поправки в основы ценообразования, по которым в рамках тарифных заявок учитываться будет только та техника, которая реально выходит в рейсы и передает данные ГЛОНАСС во ФГИС УТКО.
Глава РЭО также призвал регионы активнее заполнять территориальные схемы во ФГИС УТКО. С 1 января 2025 года вступают в силу новые правила разработки территориальных схем, утвержденные постановлением правительства №775. Теперь проекты территориальных схем должны размещаться во ФГИС УТКО для проведения общественных обсуждений. Терсхемы должны обновляться ежегодно до 1 августа в части схемы потоков и балансовых показателей. Утверждение проекта возможно только после устранения замечаний РЭО и комиссии Минприроды России.
«От ряда регионов мы слышим позицию, что им некогда погружаться в разработку территориальной схемы. Учитывая требование об актуализации территориальных схем до 1 августа 2025 года, разработали рекомендуемый график работ. График очень плотный. Прошу начинать работу над территориальной схемой как можно скорее», — сказал Буцаев.
Согласно предложенному РЭО графику, в марте необходимо проверить и актуализировать данные по объектам обращения с ТКО и образованию отходов. В апреле — свести данные по источникам образования ТКО и контейнерным площадкам. В этом же месяце провести моделирование, посчитать схему потоков, балансы и тарифы. В мае готовится текстовая часть территориальной схемы, в июне проводятся общественные обсуждения, в июле происходит утверждение территориальной схемы.
Проблемные регионы
По нарушению реализации дорожных карт Карачаево-Черкесская Республика, Амурская и Магаданская области, Забайкальский край, Республика Хакасия и Чукотский автономный округ не получили банковские гарантии.
«В прошлый раз с коллегами об этом говорили, были замечания Генпрокуратуры. У нас предложение — каждый из этих субъектов письменно за подписью губернатора направляет в штаб объяснение по неполучению банковской гарантии, а мы со своей стороны направляем обращение и в Росприроднадзор, и в Генпрокуратуру, чтобы принять меры в силу нарушения федерального законодательства по осуществлению деятельности регоператором без банковской гарантии», — сказал глава РЭО.
По обеспеченности местами накопления ТКО и контейнерами не утверждена дорожная карта от Камчатского края. По 15 регионам РЭО направлялись замечания, дорожные карты направлены на доработку. Из них по трем субъектам доработки ожидаются больше 30 дней — это Пермский край, Республика Хакасия, Новосибирская область.