Практика , Черноземье ,  
0 

Карьера со школьной скамьи: зачем нужна ранняя профориентация

В России возрождают систему ранней профориентации
Фото: Максим Юшков
Фото: Максим Юшков
Система профориентации в России наконец ступила на твердую почву и стремительно набирает обороты.

Карьерный рост, стабильный доход, уважение окружающих — все это естественные желания каждого человека, стоящего в начале своего трудового пути. И зачастую основополагающим фактором для достижения намеченных планов является выбор профессии.

Вот только определиться с профессиональным направлением далеко не просто. Отсутствие индивидуального подхода к соискателям, нехватка реальной информации о профессиях, недостаточность методической базы затрудняют выбор. С другой стороны, негативное влияние оказывает «информационный шум» — в последние десятилетия масс-медиа позиционируют модель заработка путем минимальных усилий, игнорируя реальное положение вещей и ситуацию на рынке вакансий.

И это влияние ощутимо: по итогам опроса, проведенного в 2024 году, около 52% опрошенных детей мечтают стать блогерами. Каждый третий из них желаемой темой блогов видит кулинарию. Остальные хотят рассказывать про видеоигры, путешествия или брать интервью у других людей. Причиной выбора блогерства как сферы деятельности 37% детей назвали «простой способ заработка».

Пока потенциальные соискатели мечтают о славе блогеров и коучей, стране остро не хватает рабочих рук. В 2024 году общий дефицит кадров составил 2,2 млн человек. Большая часть из них — с рабочими и производственными специальностями. Стране не хватило примерно 216 тыс. водителей, 166 тыс. механиков, 141 тыс. инженеров, 112 тыс. строителей, 101 тыс. операторов оборудования. Конкретно в сфере промышленности больше всего ощущается нехватка токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков.

Фото: Максим Юшков
Фото: Максим Юшков

В поиске путей привлечения кадров в России вновь обратились к профориентированию. Теперь о профессиях бульдозеристов и крановщиков в игровой форме рассказывают в детских садах. В вузах и ссузах желающим попробовать себя на поприще технологов и инженеров заинтересованные в кадрах предприятия обеспечивают стипендиями и помогают с производственной практикой. Но основные знания и осознанный интерес к профессиям удобнее всего закладывать именно во время обучения в школах.

Учащийся может получить дополнительные знания по биологии и с легкостью продолжить образование в вузе на факультете биологии или, напротив, понять, что точные науки — это его слабое место, и выбрать гуманитарную профессию. Кроме того, в последние годы в России распространены классы, помогающие школьникам больше узнать о конкретных профессиях. Крупнейшие предприятия страны со школьной скамьи воспитывают высококлассных в будущем специалистов: инженеров, строителей, машинистов, химиков. Ребенок получает не только узкопрофильные знания, но и помощь в дальнейшем образовании и трудоустройстве.

При этом профильные классы помогают не только отдельным ученикам становиться востребованными специалистами, но и решают насущные проблемы всей экономики. Так, вклад профильных классов в решение кадрового дефицита в промышленности сложно переоценить. Ориентируя школьников на инженерные и технические специальности, они формируют интерес к этим профессиям и обеспечивают приток квалифицированных кадров.

Фото: Максим Юшков
Фото: Максим Юшков

Этот фактор прекрасно понимают в бизнес-среде. Поэтому предприниматели стали активными помощниками государству в восстановлении и наращивании дифференцированного образования. Примером может служить деятельность российского предпринимателя Олега Дерипаски, который активно поддерживает образовательные проекты, направленные на подготовку инженерных кадров. Его инициативы помогают создавать профильные классы и специализированные образовательные центры, что способствует развитию технического образования. В 2017 году он открыл лицей для одаренных детей на своей родине — в небольшом кубанском городе Усть-Лабинске. Кроме обычных предметов здесь изучают ядерную энергетику, хранение энергии, космос, астрофизику, биотехнологии, а также искусственный интеллект.

Инициативу создания классов под свои кадровые нужды подхватили крупные российские предприятия. «Росатом» делает акцент на физико-математическом образовании. Ученики участвуют в научных проектах, посещают атомные станции и исследовательские центры. В классах «РЖД» изучают основы железнодорожного транспорта, логистику и управление. Компания «КамАз» сотрудничает с образовательными учреждениями Набережных Челнов и других городов, где расположены ее производственные площадки. Акцент делается на изучение основ машиностроения, инженерной графики и автомобильного производства. У «Сбербанка» своя образовательная программа «Цифровые профессии». Школьники изучают основы программирования, анализа данных и другие цифровые технологии.

Фото: Максим Юшков
Фото: Максим Юшков

Химия, физика, робототехника — предметы, продвигаемые производителем цемента «Цемрос». Всего у предприятия 19 профильных классов по всей стране, в том числе шесть в Черноземье: в Белгороде, Старом Осколе и Липецке. В марте этого года в старооскольской школе №12 прошло открытие химической лаборатории. До этого в учебном заведении был открыт класс робототехники. Профильные классы, ориентированные на химию и технологии, позволяют учащимся углубленно изучать предметы, знакомиться с основами промышленного производства и даже проходить стажировки на предприятиях.

При этом все новое — хорошо забытое старое. В России существовала своя программа подготовки профессиональных кадров со школьной скамьи, ориентированная в большинстве случаев на промышленность. Как и многие российские методические наработки, она не пережила перестройку с ее курсом на коммерцию.

Фото: Максим Юшков
Фото: Максим Юшков

Путь дифференцированного подхода к обучению в России был довольно тернист. Официально система профильного обучения начала формироваться в XIX веке, когда в гимназии вместо древних языков стало можно выбрать изучение бухгалтерии и товароведения, чтобы затем пойти работать, а не продолжить обучение в высших учебных заведениях.

Революция с ее ориентированностью на развитие и производство поставила дифференцированное обучение во главу угла. Профессионализацию в школах ввели уже в 1920-х годах. Зачастую профуклон зависел от сферы деятельности расположенных рядом со школами предприятий. Это помогало быстро решить нехватку рабочих рук. Также делался акцент на недостающие для системы образования кадры: параллельно с работниками фабрик в школах подготавливали кадровую базу учителей начальных классов, библиотекарей и других.

Несмотря на исторические перипетии, в 1950-х годах в СССР сложилась устойчивая система профобразования, когда инженеров, физиков, химиков и биологов готовили со школьной скамьи. Свои коррективы внесла перестройка: по мнению экспертов, она, с одной стороны, разрушила наработанную систему подготовки кадров для промышленности, однако дала толчок к развитию профильного образования в его общих чертах.

Пережив «коммерческие» девяностые, российская экономика столкнулась с кадровым голодом в промышленности. Чтобы что-то продавать, это надо изготовить, а становиться за станки оказалось некому. И это при учете, что зарплаты на производствах являются более конкурентоспособными. В итоге в начале XXI века профильное обучение закрепили в концепции модернизации российского образования. Выдержав испытание временем, эта система доказала, что может не только дать основные навыки, но и сделать «немодные» профессии интересными в глазах подрастающего поколения.

В настоящее время система профильного обучения продолжает развиваться, адаптируясь к новым вызовам и потребностям современного общества. Обсуждаются вопросы о большей гибкости профилей, интеграции с профессиональным образованием и развитии индивидуальных образовательных траекторий. При этом точное количество профильных классов в России назвать сложно — эта цифра постоянно меняется и зависит от региональных особенностей и образовательной политики.

Система профориентации наконец ступила на твердую почву и стремительно набирает обороты. И кроме решения кадрового вопроса и помощи с выбором профессии, она выполняет очень важную миссию — с детства прививает любовь к труду и возвращает уважение к рабочим и производственным специальностям.

Содержание
Закрыть