От первого лица , Черноземье ,  
0 

«Эффект от двух мер противоположен»: налоговые изменения в турсфере

Елена Марченко (Фото: из личного архива)
Елена Марченко (Фото: из личного архива)
Руководитель «Бухгалтерского бюро» Елена Марченко ― о налоговых изменениях в туристической отрасли, расширении налоговых льгот, введении туристического налога и совокупном эффекте от двух мер для бизнеса и туристов.

Правительство расширяет меры поддержки туристической отрасли, чтобы стимулировать внутренний и въездной туризм. Внесены изменения в Налоговый кодекс, которые упрощают работу гостиниц и предприятий общепита. Новые льготы направлены на развитие инфраструктуры и повышение привлекательности российских курортов. Подробнее об изменениях рассказала эксперт в области налогообложения, руководитель «Бухгалтерского бюро» Елена Марченко.

― Что нового подготовило правительство для туристической отрасли?

― Главное — правительство расширяет налоговые льготы для гостиниц и ресторанов. Это должно сделать путешествия по России еще доступнее и интереснее. Например, для всех гостиниц и других мест размещения продлевают нулевую ставку НДС до 2030 года. То есть отели не будут платить этот налог еще несколько лет, а значит, смогут вкладывать больше в развитие и улучшение сервиса.

― А как обстоят дела с кафе и ресторанами?

― Для заведений общепита, таких как кафе, бары и рестораны, увеличили порог выручки, при котором они освобождаются от НДС — с 2 млрд до 3 млрд руб. Это значит, что больше заведений смогут работать с меньшими налогами, что повлияет на улучшение сервиса и, возможно, сдерживание роста цен для посетителей.

― Как это скажется на обычных туристах?

― Благодаря этим изменениям, туризм в России будет развиваться быстрее, появится больше интересных мест для отдыха, а цены могут стать более доступными. Это хорошо и для путешественников, и для бизнеса. Причем изменения выгодны не только крупным компаниям, но и малому и среднему бизнесу, который составляет значительную часть отрасли.

― С 1 января в России введен туристический налог. Расскажите о нем подробнее.

― Туристический налог заменил курортный сбор. Он взимается с гостиниц, отелей, хостелов, санаториев и других средств размещения и включается в стоимость проживания — туристу не нужно платить его отдельно, как это было раньше с курортным сбором. В 2025 году ставка составляет 1% от стоимости проживания, но не менее 100 руб. в сутки. В последующие годы ставка будет расти: до 2% в 2026 году, 3% в 2027 году и так далее, вплоть до 5% в 2029 году.

― Налог вводится на всей территории РФ?

― Решение о введении налога принимают местные власти, поэтому он действует не во всех регионах сразу.

― А каков механизм процесса: налог уплачивают сами туристы?

― Нет, его платят организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги размещения, а не сами туристы напрямую.

― Как, по вашему мнению, введение налога скажется на развитии туристической отрасли?

― Деньги от туристического налога планируется направлять на развитие туристической инфраструктуры, благоустройство городов, улучшение качества обслуживания и создание новых общественных пространств.

― А что вы думаете о влиянии туристического налога на доступность путешествий?

― Большинство представителей отрасли считают, что введение налога несет риски для гостиничного бизнеса и всей туристической отрасли: рост цен, снижение рентабельности, возможный уход части игроков в тень и снижение доступности туризма для населения. Однако налог может дать регионам дополнительные средства на развитие инфраструктуры и благоустройство.

Вместе с тем продление льгот по НДС для гостиниц и общепита — мера, направленная на поддержку отрасли: она снижает налоговую нагрузку, позволяет удерживать цены, стимулирует инвестиции и развитие, а также способствует росту внутреннего туризма.

― Как в целом введение двух мер повлияет на отрасль?

― В совокупности эффект от двух мер противоположен: если туристический налог может стать сдерживающим фактором для развития отрасли, то продление льгот по НДС, напротив, поддерживает ее рост и устойчивость. Для долгосрочного развития туризма и общепита в России продление льгот по НДС выглядит более эффективной и поддерживающей мерой, тогда как введение туристического налога требует аккуратного подхода и балансировки, чтобы не подорвать конкурентоспособность и доступность внутреннего туризма.


 

Инструменты Сведения об услугах по размещению агитационных материалов
Содержание
Закрыть