В Финансовом университете при правительстве РФ прошла масштабная стратегическая сессия «Инструменты устойчивого роста муниципальных образований», собравшая 160 представителей муниципалитетов и 40 федеральных экспертов. Мероприятие, организованное Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления (ВАРМСУ) в рамках проекта «Муниципальный диалог», стало площадкой для прямого диалога между разными уровнями власти в период активного формирования местных бюджетов.
Сенатор Совета Федерации РФ от Липецкой области Евгения Уваркина, выступавшая в качестве наставника федеральной проектной команды «Финансы и бюджет», обозначила ключевую цель встречи: «Найти точки роста доходов муниципалитетов в условиях, когда значительная часть бюджета направлена на обеспечение главной задачи — нашей победы. Поэтому мы должны найти новые инструменты и возможности, которые позволят муниципалитетам устойчиво развиваться».
Федеральный акцент на муниципальные проблемы
Особенностью сессии стало участие заместителей руководителей шести ключевых министерств и ведомств: Минфина, Минэкономразвития, ФНС, Росимущества, Росреестра и Роструда. Они обозначили ключевые тренды, изменения на следующий год и задачи федерального уровня, подчеркнув готовность сотрудничества и поддержки муниципальных инициатив. Как отметила Уваркина, такая концентрация экспертов позволила вести предметный разговор о решении самых острых вопросов.
«Инициативы и предложения, поступающие с муниципального уровня, могут быть приняты и реализованы только при условии их одобрения и согласования на федеральном уровне, — отметила сенатор. — Именно поэтому в течение двух месяцев шесть федеральных министерств и ведомств активно сотрудничали с нами, готовясь к этой стратегической сессии».
Работа велась по шести приоритетным направлениям, охватывающим все аспекты муниципального управления. Основное внимание уделили финансовой политике, включая вопросы бюджетной эффективности и межбюджетных отношений. Значительный блок дискуссий посвятили развитию деловой среды — легализации трудовых отношений, анализу причин теневой занятости и мерам поддержки легального бизнеса. Отдельно рассматривались вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности и развития государственно-частного партнерства. Особый интерес участников вызвали темы управления государственным имуществом и повышения инвестиционной привлекательности территорий, включая применение закона №307-ФЗ о возврате неиспользуемых земельных участков. Такой комплексный подход позволил сформировать сбалансированную программу устойчивого развития муниципалитетов.
Бюджетные реалии и национальные проекты
Заместитель министра финансов РФ Павел Кадочников сообщил значимые цифры: в 2025 году расходы местных бюджетов на реализацию национальных проектов составят 613,1 млрд руб. «Это почти треть от общего объема расходов регионов на реализацию региональных проектов. Мы считаем принципиально важным участие муниципалитетов в реализации национальных проектов, поскольку это влияет не только на достижение национальных целей, но и на повышение доходов муниципалитетов и привлечение инвестиций», — заявил он.
Особое внимание Кадочников уделил проектам «Молодежь и дети» и «Инфраструктура для жизни», которые непосредственно касаются граждан и реализуются на муниципальном уровне.
Инвестиционные инструменты для территорий
Заместитель министра экономического развития РФ Святослав Сорокин обозначил приоритеты инвестиционной политики: «Сегодня инвестиции должны расти быстрее, чем экономика в целом. Для этого муниципалитетам важно уметь пользоваться теми инструментами, которые уже доказали свою эффективность: инфраструктурными кредитами, механизмом списания задолженности, развитием опорных населённых пунктов и поддержкой инвестпроектов».
Сопредседатель ВАРМСУ Ирина Гусева конкретизировала доступные муниципалитетам механизмы: «Среди инструментов, о которых сегодня говорят эксперты, — территории опережающего развития (ТОР), примером успешного применения которых являются Набережные Челны, где на каждые вложенные тысячи рублей город получает несколько миллионов рублей с ТОР. Кроме того, существует механизм списания двух третей задолженности по отдельным бюджетным кредитам».
Институциональные механизмы поддержки
Евгения Уваркина подчеркнула значение созданного института наставничества и цифровых платформ для развития муниципалитетов: «Становится ясно, что необходимо изменить в законодательстве, а также видны зоны повышения компетенций муниципальных команд. В этом поможет платформа «Цифровой муниципалитет» — совместный проект ВАРМСУ и Высшей школы государственного управления».
Заместитель начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Евгений Грачев отметил успешность проекта «Муниципальный диалог», запущенного в 2023 году по поручению Сергея Кириенко: «То, как шагает проект «Муниципальный диалог» по стране, темы, которые мы поднимаем, — показывают, что этот диалог состоялся. Мы видим результаты такого взаимодействия».
Практические результаты и перспективы
По словам Ирины Гусевой, площадка «Муниципальный диалог» особенно востребована в период планирования бюджетов: «В муниципалитетах активно формируются бюджеты, и мы получаем обратную связь от глав о трудностях с наполнением доходной части. Многие отмечают нехватку знаний и компетенций по инструментам привлечения инвестиций и их эффективному использованию».
Как резюмировала сенатор Уваркина, прошедшая сессия доказала эффективность совместной работы федеральных экспертов и муниципальных команд. «Ключ к успеху муниципалитета — в умении объединять усилия и находить скрытый потенциал. Глубокая проработка идей в диалоге с федеральными коллегами значительно повысила качество и практическую ценность итоговых предложений», — заключила она.
Разработанные на сессии предложения будут проанализированы и предложены для тиражирования во всех муниципалитетах страны, что может стать существенным шагом в повышении финансовой устойчивости местных бюджетов.