Самая актуальная задача вузовского сообщества страны сегодня — сделать качественное образование практикоориентированным, выпускать специалистов, которых работодателю не требовалось бы переучивать, уверен ректор Воронежского госуниверситета, председатель совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрий Ендовицкий. При этом работодатели упрекают вузы в том, что они готовят никому не нужных специалистов, ректорам не нравится, что бизнес безучастно смотрит на сферу высшего образования. Студенты выходят из стен высших учебных заведений с компетенциями, которые требуется развивать. О том, как сделать процесс подготовки квалифицированных кадров эффективным и выгодным для всех, Дмитрий Ендовицкий рассказал в интервью РБК+.
— Руководство наших предприятий — не всех, но большинства — уверено, что, вузы просто обязаны подготовить им высококвалифицированных специалистов, а государство должно системе образования в этом содействовать. Но без разрушения этого мифа и без взаимодействия с бизнес-сообществом хорошего выпускника не подготовить ни в Воронеже, ни в России, нигде. Надо отдать должное губернатору Воронежской области Алексею Гордееву. Он старается эту ситуацию переломить и периодически сталкивает нас на крупных профессиональных площадках. И в ходе такого взаимодействия время от времени у нас получаются успешные кейсы.
— Какие формы взаимодействия вузовского и бизнес-сообщества вы назвали бы эффективными, исходя из своего опыта?
— Во-первых, это взаимодействие вузов и предприятий по созданию высокотехнологичных производств в рамках постановления Правительства РФ № 218. Государство выделяет средства из федерального бюджета на поддержку инновационных проектов, предприятие берет на себя их софинансирование, вуз в сотрудничестве с индустриальным партнером разрабатывает технологии и внедряет их в производство. Это сегодня самый передовой в России и самый перспективный вариант сотрудничества.
И у нас есть хорошие примеры такой работы. Ученые Воронежского госуниверситета совместно с предприятием «Воронежсельмаш» разработали проект оптоволоконного сепаратора зерна и семян. В него вложили 160 млн рублей. Технологическую линию построили на заводе «Воронежсельмаш». И сейчас эти сепараторы активно продаются, на них есть устойчивый спрос, в том числе и у зарубежных покупателей. Вместе с группой компаний «Эфко» мы создали производство по переработке растительных масел и волокон в продукты непищевого использования. Объем инвестиций составил более 360 млн рублей. Сейчас совместно с финансово-промышленной компанией «Космос-Нефть-Газ» мы разрабатываем технологию производства оборудования для глубокой очистки водорода.
Кроме того, в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки» ВГУ реализует еще шесть более мелких проектов. И это реальные предприятия, которые по нашим технологиям делают интересные и даже уникальные вещи.
— Есть ли другие варианты сотрудничества?
— Да. Например, корпорация «Роснано» на конкурсной основе предлагает гранты на разработку образовательных программ в интересах предприятий. ВГУ в рамках этого гранта разработал три пакета программ — для концерна «Созвездие», стоматологической компании и компании «Турбонасос».
Кроме того, возможна такая форма коммерциализации инноваций, как создание малых инновационных предприятий. В ВГУ 34 таких предприятия, там работают наши ученые, магистры и аспиранты. Как правило, предприятия размещаются в университетском бизнес-инкубаторе, они успешно функционируют, получают прибыль, выплачивают зарплату и принимают на работу молодых специалистов.
— На что, в свою очередь, могут рассчитывать студенты университета?
— В ВГУ существует более 10 корпоративных образовательных центра. Но таким образом с нами сотрудничают преимущественно зарубежные компании. В отличие от российских они занимают активную позицию в вопросах взаимодействия с вузами и подготовки кадров. В итоге на стыке интересов работодателя и учебного заведения получается выпускник, который сразу включается в работу предприятия.
Таким образом мы взаимодействуем, например, с французско-бельгийской компанией Atos, работающей в сфере управления проектами и сервисами в области информационных технологий. Компания отбирает лучших студентов, тестирует, оценивает их когнитивные способности, лингвистические компетенции, и помимо основной образовательной университетской вечерами готовит их по специально утвержденной программе. Студенты получают хорошую стипендию, специализированные навыки и, кроме того, вовлекаются в производственный процесс и получают гарантию трудоустройства в компании после завершения обучения.
Приведу другой пример. На базе ВГУ уже несколько лет успешно работает школа анимации студии «Wizart Animation», одной из активно развивающихся анимационных студий в России, чьи работы получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. В этом проекте проявилась так называемая «тройная спираль» — современная тенденция объединения усилий предпринимателей, государства и университета. Студенты школы обучаются у лучших сотрудников студии, за плечами которых не один полнометражный проект, знакомятся с основами анимации персонажей, учатся моделировать окружение, освещать, рендерить, скульптить, композить, создавать визуальные эффекты и даже управлять динамикой виртуальных тканей. Выпускники же помимо свидетельства ВГУ о прохождении курсов получают международные сертификаты от Autodesk. А лучшие студенты — возможность трудоустройства в студию «Wizart Animation».
Есть еще одна форма совместной работы — это корпоративная магистратура. В данном случае половина учебного плана в рамках основной образовательной программы построена по запросу будущего работодателя. Например, у PricewaterhouseCoopers есть корпоративная магистратура на экономическом факультете. У АЕДОН — на физическом.
— Но ведь наверняка есть и российские компании, не только заинтересованные в том, чтобы получить эффективного молодого специалиста, но и готовые вкладывать средства в его подготовку.
— Есть. Например, Новолипецкий металлургический комбинат на конкурсной основе каждый год отбирает около 15 наших студентов-физиков, химиков, экономистов, юристов и выплачивают им стипендии.
— Для того, чтобы запустить совместный образовательный проект, вузу нужно найти индустриального партнера. Как это происходит?
— Есть несколько вариантов. Во-первых, мы активно работаем с кластерами, которые сформированы в Воронежской области, предлагаем им наши инновации, обсуждаем эту работу на заседаниях Торгово-промышленной палаты региона. Во-вторых, мы проводим презентационные сессии ВГУ. Например, приглашаем к нам около 10 крупных отраслевых предприятий по разным направлениям со всего Черноземья, рассказываем им о возможностях университета, показываем наши лаборатории, представляем разработки, даем возможность протестировать студентов. И после этого из 10 предприятий два-три предлагают нам ту или иную форму сотрудничества.
— В мае в регионе состоится Воронежский промышленный форум, в котором вы примете участие. Что бы вы хотели там обсудить с руководителями предприятий, которые примут в нем участие?
— Проблему работы базовых кафедр, открываемых предприятиями на базе вузов. Она обусловлена недостаточностью нормативной базы, необходимостью внесения изменений в закон об образовании, которые прописали бы механизм финансирования, функционирования, организации и ликвидации базовых кафедр. Тем не менее, такие базовые кафедры уже есть. Например, в компании «Эфко» такая кафедра успешно работает одновременно с корпоративной магистратурой.
— Какие еще новации ждут в обозримой перспективе систему высшего образования?
— В ближайшее время нужно запустить новый механизм целевого набора. Этим летом его должны прописать в законе об образовании. Здесь будет задействован механизм тройного договора. Вуз берет на себя обязательство подготовить специалиста с необходимыми компетенциями. Абитуриент обязуется учиться и после окончания учебы отработать как минимум три года. Предприятие, со своей стороны, гарантирует студенту прохождение практики, социальные преференции, например, стипендию, а также — в перспективе — трудоустройство.
В случае невыполнения обязательств — штрафы в размере полной стоимости обучения и для предприятия, и для студента. Такую систему принуждения к исполнению своих обязательств у нас применят впервые. Целевых мест станет меньше, но уровень студентов — выше.