Виталий Шабалатов: «Наибольшую долю в бюджете займут отрасли соцсферы»
Материалы выпуска
Олег Абрамов: «Мы не допустили резкого ухудшения ситуации на рынке труда» Рынок Виталий Шабалатов: «Наибольшую долю в бюджете займут отрасли соцсферы» Решения Александр Никитин: «Беспрецедентная поддержка здоровью людей» Решения «Влияние пандемии сказалось на невыполнении плана по налоговым доходам» Решения Станислав Набоко: «Сейчас важен рост экономики и доходов граждан» Решения Вадим Тарасов: «65% от общего объема расходов направят на соцсферу» Решения
Решения Черноземье
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Виталий Шабалатов: «Наибольшую долю в бюджете займут отрасли соцсферы»

Заместитель губернатора Воронежской области, первый заместитель председателя правительства Воронежской области – о влиянии пандемии на бюджет региона, о мерах поддержки граждан и о бюджетной политике на 2021 год
Фото: пресс-служба правительства Воронежской области

– В чем особенность бюджетной политики Воронежской области в 2021 году?

– Бюджет Воронежской области в следующем году, как и прежде, будет ориентирован на обеспечение сбалансированности и сохранение устойчивости бюджетной системы региона. В условиях снижения поступления собственных доходов в связи с негативным влиянием на экономику пандемии, приоритетом на новую трехлетку является обеспечение в полном объеме финансированием социально-значимых и первоочередных расходов, в том числе всех обязательств перед гражданами, а также национальных проектов. Мы предусматриваем повышение заработной платы указанных категорий работников, учитываем увеличение МРОТ до 12792 рубля, индексацию социальных выплат и т.д.

Таким образом, как и прежде, наибольшую долю в бюджете у нас будут занимать отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, социальная защита, культура, физкультура и спорт. Но, несмотря на явную социальную направленность бюджета, предусматриваем существенный объем средств и на бюджет развития – дорожную деятельность, поддержку сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, строительство объектов областной и муниципальной собственности. Планируем продолжить реализацию адресной программы капитального ремонта объектов социально-культурной сферы. Будет оказана поддержка муниципалитетам в рамках реализуемых государственных программ области. Все имеющиеся направления этой поддержки в следующем году будут сохранены.

– Как пандемия повлияла на бюджет области?

– Как и в большинстве регионов, пандемия оказала, безусловно, негативное влияние на бюджет области. Сейчас мы уже видим, что в результате вводимых ограничений и реализации мер поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики не получим доходы в запланированном объеме.

В июле нам выделили из федерального бюджета дотацию на обеспечение сбалансированности бюджета в сумме 1 млрд 16,6 млн рублей для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов. Это, конечно, не перекроет полностью прогнозируемые потери бюджета, но позволит смягчить ситуацию. Положение осложняется необходимостью поиска средств для масштабного проведения профилактических мероприятий, оснащения больниц, дополнительных выплат медицинскому персоналу, поддержки наиболее социально незащищенных слоев населения.

Мы заключили с Минфином России соглашение о продлении сроков погашения реструктурированных обязательств по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом. Высвобожденные в 2020 году средства в сумме 1,2 млрд рублей направляем на мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Всего же собственных средств на эти цели уже выделено порядка 1,9 млрд рублей.

Из федерального бюджета на предупреждение распространения коронавируса область получила 3,7 млрд рублей. Это помогло обеспечить своевременное оснащение коечного фонда, приобрести необходимое оборудование и средства индивидуальной защиты медицинских работников, производить стимулирующие выплаты работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты. Несмотря на трудности, сокращение расходов областного бюджета пока не планируется. Все принятые обязательства в части финансирования социально значимых расходов, национальных проектов и поддержки муниципалитетов будут выполнены.

– Какие меры планируются для выхода из кризиса, вызванного пандемией?

– В апреле текущего года губернатор Александр Гусев утвердил план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Воронежской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В соответствии с этим планом на территории региона реализуются мероприятия, направленные на поддержку отраслей экономики, которые оказались в зоне риска, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечислю эти меры:

– снижена ставка по налогу, взимаемому в связи с применением УСН (по системе «доходы – расходы» с 15% до 5%, по системе «доходы» с 6% до 1%) для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших отраслях;

– до 31 декабря 2020 года освобождены от налога на имущество организации, не включенные в перечень санаторно-курортных учреждений, но в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

– предоставлено право на уменьшение суммы налога на имущество организациям-арендодателям, являющимся собственниками административно-деловых и торговых центров на сумму арендной платы, уменьшенной в соответствии с заключенными после 1 марта 2020 года дополнительными соглашениями к договорам аренды с арендаторами таких объектов недвижимости;

– предоставлена отсрочка внесения платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок с 1 апреля до 1 октября 2020 года организациям, осуществляющим деятельность в сфере наружной рекламы;

– предоставлена отсрочка субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату арендных платежей по договорам аренды государственного имущества, составляющего казну Воронежской области, за апрель – июнь 2020 года. Для субъектов малого и среднего предпринимательства из наиболее пострадавших отраслей экономики предусмотрено освобождение от арендных платежей за аналогичный период;

– органы местного самоуправления региона снизили ставку по ЕНВД (с 15% до 7,5%) для налогоплательщиков из наиболее пострадавших отраслей;

– оказано содействие в получении кредитов на выплату заработной платы у системно значимых банков под гарантии госкорпорации «ВЭБ.РФ»;

– предоставлена отсрочка выплаты ранее выданных микрозаймов областным Фондом развития предпринимательства;

– расширены возможности получения льготных кредитов и микрозаймов (увеличение капитализации Гарантийного фонда Воронежской области и областного Фонда развития предпринимательства).

Общий объем средств областного бюджета, который будет направлен на реализацию плана, оценивается в размере 1,5 млрд рублей. Все эти меры находится на постоянном контроле правительства Воронежской области. В дальнейшем основной объем мер государственной поддержки на федеральном уровне будет предоставляться в рамках одобренного на заседании правительства России общенационального плана действий.

На региональном уровне также разработан проект плана восстановления и развития экономики Воронежской области на 2020–2021 годы. Он направлен на стимуляцию инвестиций, цифровизации, стабилизацию региональных финансов, поддержку отраслей экономики, малого бизнеса и социальной сферы, в том числе на решение вопросов занятости и оказания финансовой помощи гражданам.

– Какая помощь будет оказана малому и среднему бизнесу?

– В системе мер по поддержке экономики главный акцент сделан как раз на субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку они в наибольшей степени пострадали. На федеральном уровне они стали получателями максимального количества мер поддержки.

В Воронежской области уже действует более 50 таких мер. В числе наиболее востребованных – программа льготного кредитования под 0% на выплату заработной платы сотрудникам, предоставление льготных кредитов, кредитные каникулы, а также озвученные выше меры по снижению налоговой нагрузки. В рамках антикризисных мер из федерального бюджета увеличена капитализация Микрокредитной компании Фонд развития предпринимательства Воронежской области и Гарантийного фонда Воронежской области. В регионе организована работа по предоставлению отсрочки по погашению долгов и процентов малому бизнесу по выплате ранее выданных заемных средств. В целях обеспечения доступа к банковским финансовым ресурсам Гарантийный фонд Воронежской области предоставляет поручительство предпринимателям, не располагающим достаточным объемом имущества для предоставления в залог кредитным организациям.

На базе центра «Мой бизнес» организована работа горячей линии  для предпринимателей, на которую в период с начала введения ограничительных мер поступило порядка трех тысяч обращений. Мерами поддержки, оказываемыми центром «Мой бизнес», на текущий момент воспользовались уже более 2,5 тыс. предпринимателей.

– Ждет ли область взлет безработицы в ближайшее время?

– Ситуация на рынке труда остается достаточно сложной. Причина та же – последствия пандемии. Сейчас в наших центрах занятости зарегистрировано 50,8 тыс. безработных граждан, что превышает показатель прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы – 4,3%.

Служба занятости Воронежской области предпринимает все необходимые меры для трудоустройства безработных граждан. Например, мы отмечаем положительную динамику наполняемости банка вакансий службы занятости, в котором сегодня имеется информация о наличии 23 тыс. мест для трудоустройства граждан, ищущих работу. Если сравнивать с прошлым годом, то это на 3,7 тыс. рабочих мест больше. Рассчитываем, что усилия правительства области, направленные в целом на поддержку экономики, позволят не только стабилизировать, но и улучшить ситуацию в сфере занятости.

– Насколько вырастут расходы бюджета на здравоохранение, ЖКХ и охрану окружающей среды?

– В связи с пандемией коронавируса в сферу здравоохранения в текущем году направлено дополнительно 4 млрд 712,9 млн рублей. Это средства из федерального бюджета (3 млрд 452 млн рублей) и областного бюджета (1 млрд 260,9 млн рублей).

В следующем году расходы на здравоохранение из областного бюджета в сопоставимых условиях (то есть без учета выделенных дополнительно в течение года средств) планируются с ростом к текущему году на 682 млн рублей, или на 3,7%. Учтены рост платежа из регионального бюджета на неработающее население, повышение заработной платы «указных» категорий работников. На уровень инфляции увеличены расходы по всем социально значимым статьям затрат. Вместе с тем, в настоящее время еще не известны в полном объеме параметры поддержки сферы здравоохранения из федерального бюджета. В случае выделения дополнительных федеральных средств необходимое софинансирование будет обеспечено. Вопрос выделения дополнительных средств в 2021 году будет рассматриваться в зависимости от развития ситуации с распространением коронавирусной инфекции.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2020 году за счет средств областного и федерального бюджетов у нас запланированы в 1,3 раза выше фактического исполнения в 2019 году. Что касается проекта бюджета ЖКХ на следующий год, то он должен быть больше еще на 7%. Сейчас прорабатывается вопрос о выделении Фондом содействия реформированию ЖКХ порядка 700 млн рублей для досрочного завершения программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья.

Расходы на охрану окружающей среды в 2020 году по сравнению с 2019 годом несколько уменьшились. Это связано с тем, что из-за коронавирусной инфекции областной фестиваль «Экоград» и международный фестиваль садов и цветов «Город-сад» проходили в онлайн-формате.

В следующем году расходы на охрану окружающей среды из областного бюджета планируются с ростом к текущему году на 47,5 млн рублей. Дополнительные средства пойдут на улучшение экологического состояния гидрографической сети области, проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений.

– Как на регионе сказался недобор доходов в связи с падением сбора налогов на прибыль?

– В связи со снижением прибыльности многих предприятий из-за временного «коронавирусного» простоя и незапланированными расходами на поддержку предприятий и организаций по итогам 2020 года в целом ожидается недопоступление собственных доходов в бюджет Воронежской области. Что касается поступлений по налогу на прибыль, то за девять месяцев текущего года мы получили 19 млрд 670 млн рублей, что находится на уровне кассового плана. Это стало возможным благодаря значительному росту поступлений налога на прибыль от крупнейшего налогоплательщика. По остальным плательщикам уже недополучили по отношению к плану 777 млн рублей, или 5,2%. При этом налогоплательщики, в том числе и крупнейшие, уже заявили возврат (зачет) на 4 квартал 2020 года почти 2 млрд 609 млн рублей ранее уплаченного налога.

Накопленные в предыдущие годы ресурсы в виде остатков средств на начало года и поддержка федерального центра позволят нам в 2020 году справиться со всеми задачами без дополнительного увеличения государственного долга области.