— Сейчас практически все сферы предпринимательства несут потери из-за эпидемиологической ситуации в стране. Как чувствует себя медицинский бизнес ввиду такой обстановки? Оказывает ли государство поддержку частной медицине?
— Частная медицина — это достаточно юная отрасль, и эта самая юность характеризуется незрелостью. Это значит, что частной медицине еще далеко до консолидации рынка, что свойственно зрелым отраслям, не сформировано бизнес-сообщество, которое бы прямо представляло отрасль. Сейчас, в эти непростые времена для частной медицины, как и для других многих отраслей, происходят такие важные вещи, как объединение и понимание игроков рынка о том, что они должны организовать то сообщество, которое будет представлять отрасль на уровне государства. К сожалению, частная медицина не попала в перечень пострадавших отраслей.
Наш первый бизнес — это сельскохозяйственное производство, это более зрелая отрасль. И когда я начала заниматься частной медициной, в первую очередь, удивило то, что никто на уровне федеральных ведомств и даже профильные министерства не собирают показатели частной медицины, например, какое количество пациентов принимается за год, какие объемы помощи оказаны. К сожалению, отсутствие консолидированной статистики приводит к тому, что вклад частной медицины в развитие национальной системы здравоохранения не очевиден. И именно поэтому отрасль не попала в число пострадавших. Хотя правительство и лично президент РФ выделяют очень много внимания медицине, выделено огромное количество средств на поддержку здравоохранения в период пандемии. Все эти средства, в первую очередь, направлены государственным лечебным учреждениям.
Часть поддержки МСП получили организации, который попадают под критерий малый и средний бизнес. Но все равно остается целый ряд проблем, который не решается в рамках этой поддержки. Оголилась такая проблема: стаж и референции, которые получают медицинские работники в государственных учреждениях, частным медикам не положены. На мой взгляд, это не справедливо по отношению к специалистам. Считаю, что частная медицина вносит большой вклад в развитие здравоохранения, в повышение его конкурентоспособности.
— Выплачиваются ли льготы врачам, работающим в частной медицине? И как лично вы мотивируете своих сотрудников, работающих с ковид-больными?
— Несмотря на то, что мы сейчас переживаем глобальную проблему пандемии, распространение которой мы должны сокращать, есть ряд других заболеваний, в том числе и хронических, которые требуют такой же помощи и лечения. И если смотреть глобально, то частная медицина, особенно в период первой волны, когда была остановлена плановая помощь в государственных учреждениях, продолжала максимально работать для того, чтобы обеспечить помощь и лечение, в которых нуждались люди. Это наша огромная заслуга. Мы отстаивали это право помогать и перед Роспотребнадзором, и перед Росздравнадзором. Было важно не останавливать эту помощь, так как последствия отмены плановой медицины могло привести к еще более серьезным последствиям, чем от коронавирусной инфекции.
Выплаты, которые были предусмотрены в рамках поддержки врачей в период ковида, практически не дошли до частных медицинских организаций. Во многих регионах принимались решения, которые вообще исключали поддержку частной медицины.
Если говорить о мотивации сотрудников со стороны компании, то эти меры, конечно, были приняты. Мы застраховали всех своих сотрудников, разработали собственные меры поддержки в виде компенсаций тем работникам, которые заболели ковидом. Также, в компании предусмотрены дополнительные мотивации сотрудникам за нагрузку и интенсивность работы, так как количество заболевших растет.
— Сотрудничали ли вы с государственным здравоохранением в этом году? Помогали ли им, например, с дефицитом кадров в больницах города?
— Все центры нашей сети входят в СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций», одна из ключевых задач которой — повысить уровень доверия государства к частной медицине и стереть границу между государственным и частным здравоохранением, изменить парадигму мышления от конкурирующих сторон к взаимодополняющим друг друга. Частная медицина является значимым элементом в Национальной системе здравоохранения. И для решения проблем системы здравоохранения нам важно перейти на уровень решения задач единой Национальной системы здравоохранения с участием частного сектора. При этом для государства преимуществами единой системы здравоохранения будет — уменьшение бюджетной нагрузки за счет уменьшения капитальных инвестиций в строительство, ремонт и оснащение медицинских учреждений.
И пандемия отчасти помогла осознать это понимание. В одном из регионов госклиники были закрыты на карантин из-за массового заражения сотрудников, и наши центры в течение трех часов в день в режиме благотворительной помощи принимали пациентов с закрытых поликлиник. В ряде регионов наши медицинские центры были включены в маршрутизацию ЛПО: к нам отправляли пациентов на КТ-диагностики, наши сотрудники работали с нагрузкой 150-180 исследований в сутки, в круглосуточном режиме. В одном из регионов Министерство здравоохранения отметило нашу работу, вручив нашим медикам грамоты за работу в красной зоне.
— В прошлом году ГК «Эксперт» вошла в список Forbes «20 крупнейших медицинских компаний России» и заняла второе место по темпу роста выручки. О каких цифрах идет речь? И как обстоят дела с прибылью в 2020 году?
— Мы заняли 11 место по выручке и второе место по темпу роста. В прошлом 2019 году выручка нашей медицинской компании составила более 4 млрд рублей. И рост к предыдущему году составил 26,7%. В этом году выручка должна составить более 5 млрд рублей — прогнозируемый рост 26,2%. Мы действительно растем, у нас большая программа развития.
При этом в период первой волны пандемии, когда наша компания переживала очень важный этап — выход на сделку с финансовым инвестором Газпромбанком, которую мы прорабатывали на протяжении полутора лет, компания испытала первый стресс и шок: 30 марта объявили о первой нерабочей неделе, а позже введение жесткого режима самоизоляции. В результате компания только за апрель потеряла 70% от плановой выручки.
Мы оказались в ситуации критического падения выручки и угрозы срыва сделки, закрытие которой ранее планировалось на апрель. Но в итоге, несмотря на небольшую задержку на проверку стресс сценариев, все удачно сложилось и даже несмотря на то, что на тот момент рос доллар, 28 мая мы закрыли сделку и Газпромбанк стал нашим партнером.
Конечно, самыми сложными и стрессовыми были апрель и май, но наша компания очень быстро реагировала на новые обстоятельства и очень оперативно принимала необходимые меры. Пандемия выступила таким волшебным пинком. Благодаря ему, мы увидели в себе новые возможности, силы. Многие проекты, которые находились в стадии обсуждения по три-четыре месяца, начали реализовывать молниеносно. И я уверена, что в период пандемии сплотиться и реагировать настолько быстро мы смогли благодаря тому, что в 2019 году мы с командой начали трансформацию системы управления в матричную структуру.
Целью сделки с финансовым инвестором была реализация программы развития и возможности компании в расширении. Поэтому уже в мае, несмотря на пандемию, мы стартовали с программой. И за полгода наша сеть увеличилась на шесть новых центров. И дальше на 2021-2022 годы у нас запланирована большая программа развития.
— Сложно ли стать конкурентоспособным предпринимателем на рынке сейчас? И можете ли выделить три основных фактора, которые помогут создать прибыльный бизнес?
— Первое — это постоянное развитие. Изменения происходят постоянно. Способность компании адаптироваться и внедрять новые инструменты, смотреть на новые модели. И один из важных факторов бизнеса — это готовность идти в эти изменения, способность внедрять эти изменения, обучаться.
Второе — люди. Сотрудники, с которыми работаете, которых вы нанимаете, должны разделять ценности компании, принципы ведения бизнеса. Очень важно формировать команду из единомышленников. Первым лицам компании нужно уделять этим факторам внимание в первую очередь. В компании должны быть условия и возможность карьерного развития сотрудников. Важно — включать новых руководителей.
— Также, вы занимаетесь образовательной деятельностью: школа МРТ, вебинары. Расскажите подробнее о них.
— Компания является одним из создателей в 2009 году корпоративного университета МРТ- и КТ-диагностики. Тогда мы не имели лицензии на образовательную деятельность, но сотрудничали с многими медицинскими вузами, в том числе и с ВГМУ им. Бурденко, Курской и Томской академиями. И сначала наши курсы были внедрены в образовательную деятельность университетов, их преподавали врачи наших центров. В 2014 году решили создать свое образовательное учреждение, и таким образом трансформировался университет «Эксперт» в институт. Сегодня он один из лучших в стране образовательных учреждений, который готовит практико-ориентированных специалистов.
Кроме того, мы и внутри компании вводим образовательную среду для всех наших сотрудников: для руководителей, администраторов, клиенто-ориентированному сервису. Сейчас это обучение происходит в онлайн формате, и это тоже прогресс, обучение не привязано к одному региону, а доступно абсолютно всем, даже самым отдаленным областям. Это оптимизация и времени, и расходов. Эти вебинары длятся и по два, и по три часа, но они максимально сконцентрированы. Происходит постоянная работа с программой и форматом вебинаров. Делается это для того, чтобы они были интересны участникам. И количество регистрирующихся на наши вебинары доказывает ненапрасную работу, вовлеченность в обучение такого формата есть.
Но компания не стоит на месте, мы расширяем возможности: поэтому сейчас создается ютуб канал, куда врачи будут записывать свои вебинары. Это дает возможность проходить обучение большему количеству желающих, расширить знания как медицинский работников, так и наших пациентов.
— Расскажите о целях и задачах компании на 2021 год.
— Превзойти ожидание наших пациентов, наших партнеров. Реализовать все наши бизнес планы, и конечно перевыполнить. Убеждена, что мы сможем это сделать.