— В последние годы изменились поведенческие привычки потребителей банковских услуг. Как это отразилось на работе «Россельхозбанка»?
— Мир меняется и в последние годы наиболее интенсивно. Мы принимаем эти вызовы и отвечаем новыми разработками: как классическими, так и такими интересными, как платежное кольцо. Этот продукт предлагаю всем нашим клиентам. Платежным кольцом Россельхозбанка можно рассчитаться где угодно, даже на пляже, в том числе и в Крыму, что могут позволить себе не все финансовые институты. Как и все банки, стараемся не отставать в трендах, предоставляя все более комфортные услуги нашим клиентам.
— В этом году банк дал старт проекту амбассадоров Россельхозбанка. Кто в этом проекте представляет наш регион?
— Россельхозбанк привлек интереснейших людей к популяризации продуктов, которыми всегда была сильна земля русская. Это актеры, спортсмены, блогеры, фермеры, артисты, люди совершенно разных профессий. Амбассадором Воронежской области в этом проекте является известный ресторатор Илья Ниценко — руководитель и создатель компании «Академия Prime-Beaf». Благодаря этой заречной компании, понятие «воронежское мясо» стало с некоторых пор эталоном. Эталоном вкусного продукта, эталоном высочайшего качества.
— Какие еще крупные региональные проекты получают поддержку Россельхозбанка?
— Стабильно портфель состоит из инвестиций в экономику, в основном в сфере АПК. За два года мы его увеличили с 70 млрд рублей до 120 млрд рублей. Из заречных предприятий это «ЭкоНива», «АгроЭко», группа компаний «Родина». Стараемся развивать отношения и увеличивать кредитный портфель, объем инвестиций в АПК в сфере малых и средних предприятий, в основном фермеров или предприятий переработки. Прирастили этот портфель и те 350 млрд рублей, которые уже вложили за годы своего существования как воронежский филиал, эти средства показывают те результаты, которые мы хотели бы.
— В прошлом году вы рассказывали об амбициозных планах по развитию филиальной сети банка. Удалось ли из осуществить?
— Да, нам удалось осуществить эти планы. Не будем на этом останавливаться. Сейчас у нас 100% покрытие представительствами по Воронежской области. В этом году в восьми районах открыли удаленные рабочие места, например, в отдаленном Репьевском районе переселили несколько офисов. Отпраздновал новоселье офис в Павловске, в Лисках. В начале следующего года отпразднует отделение в Рамони, планируем еще открыться в Новой Усмани и в таком важном для меня пункте как Острогожск, нас там не было представлено. Кроме того, очень надеюсь, что в следующем году головной офис регионального филиала тоже отпразднует новоселье. Ждем переезда на улицу Кирова в «Воронеж-Сити».
— Как второй год пандемии отразился на работе Россельхозбанка в Воронеже?
— В прошлом году в интервью «РБК Черноземье» уже говорила, что ковидный год сделал нас сильнее. За второй год пандемии мы ни разу ни на один день не закрыли ни один офис. Уровень вакцинации в наших отделениях приближается к 100%. Делаем все, чтобы нашим клиентам было безопасно в офисах, помимо элементарных санитарных норм. Но самое главное — это вакцинация и контроль за состоянием сотрудников, которые работают с клиентами. Будем надеяться, что следующий год проживем без ковида.
— Что нового в цифровом пространстве удалось сделать Россельхозбанку в этом году?
— В прошлом году я говорила о том, что мы начинаем проект по платформе маркетплейса и планируем его развитие. Изначально это было «Свое фермерство» —платформа b2b, где собраны все товары и услуги именно бизнеса для бизнеса, для фермеров с акцентом на АПК. Сейчас уже хорошо продвинулась платформа b2c — это «Свое родное». И это моя любимая платформа, потому что она позволяет заказать любые вкусные продукты без посредников, без наценок, прямо от фермера. Есть некоторые точки, где логистика для быстропортящихся продуктов пока еще не реализована, но то, что реализовано, позволяет «Вкусы России» попробовать лично. Постоянно заказываю воронежский сыр, всевозможные соусы и вяленые ягоды из Сибири или кедровые орехи. Это возможность каждому иметь доступ к фермерским продуктам. Это вкусно, и это здорово, и это цифровизация.
— Что нового для фермеров появилось в 2021 году от Россельхозбанка?
— Это «Школа фермеров» — интересный проект, который профинансирован на 100% за счет Россельхозбанка. Инициатором было Министерство сельского хозяйства России при поддержке правительства Воронежской области и на базе нашего опорного аграрного университета. Там учились 25 студентов. Это люди, у которых есть уже фермерский бизнес, которые хотят его расширить, изменить направление, диверсифицироваться. И в том числе были люди, которые только начинают вступать на этот путь. Обучали наших студентов по двум направлениям: птицеводство и молочное скотоводство. Трое фермеров получат гранты по 300 тысяч рублей для развития своего бизнеса и новых проектов. Так Россельхозбанк воспитывает новое поколение, подготавливает базу для новых фермеров.
— Как Россельхозбанк поддерживает кадровые резервы? Как вы воспитываете специалистов и в каких отраслях у вас сейчас, возможно, есть дефицит?
— Да, кадры это всегда дефицит и определенный вызов, тем более что финансовая сфера предполагает достаточно высокий уровень первоначальной подготовки кадров. И поэтому мы вырабатываем сейчас институт наставничества для того, чтобы молодежь, получив большой багаж теоретических знаний, быстрее осваивала практику. Есть небольшой, но интересный проект — спонсорство студентов. Десять студентов получают от Россельхозбанка в лице воронежского филиала стипендию в размере 15 тысяч рублей. Это лучшие студенты нашего опорного вуза — Воронежского аграрного университета, которые либо защищают свои работы, либо осуществили публикации, патенты, интереснейшие разработки. То есть это те люди, которые даже уже в процессе обучения показывают свой интерес и высокий потенциал в области аграрного сектора.
— Поделитесь планами на 2022 год, что нам хорошего ждать от Россельхозбанка?
— Однозначно ждать хорошее, это точно! Несмотря на все геополитические или другие вызовы следующего года, уверена, мы сделаем все возможное для того, чтобы услуги Россельхозбанка на всей территории Воронежской области были наиболее комфортными для наших клиентов, как физических лиц, так и юридических лиц, фермеров, в первую очередь. На этом стоим и это будем усовершенствовать.