Период восстановления логистической отрасли после пандемии длился недолго — новые санкции и ограничения, а вместе с тем и изменения логистических маршрутов вновь обрушились на рынок и могут спровоцировать падение показателей. По данным Росстата, по итогам прошлого года грузооборот автотранспорта достиг рекордного объема — 285,3 млрд ткм. Это больше на 5%, чем в 2020 году, и на 10,2%, чем за последние три года. Что касается роста рынка в денежном выражении, то, как ранее сообщали СМИ, эксперты оценили его в 15%.
«Положительная динамика в прошлом году обусловлена возвращением экономики в нормальный режим работы после ограничений, введенных из-за пандемии. Сказались бурное развитие маркетплейсов, растущий интерес к складской недвижимости в регионах, спрос на доставку промышленных грузов в сегменте b2b, заинтересованность бизнеса в аутсорсинге логистики», — сообщил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.
По данным компании, перевозки негабарита увеличились за первое полугодие 2022 года на 13%. За счет ухода с российского рынка зарубежных игроков в этом сегменте будет падение, но недолгое — перевозки конструкций и оборудования для металлургической, нефтяной и других экономических отраслей будут по-прежнему актуальны благодаря интенсификации импортозамещения.
«Деловые Линии» в рамках тренда по перевозкам негабарита провели собственное исследование о критериях выбора транспортной компании для перевозки негабаритного груза. На первом месте оказалась стоимость, на втором — качественная упаковка, на третьем — сроки, наличие персонального менеджера, быстрая работа подразделений и т.д. По данным компании, чаще всего перевозки негабаритных грузов осуществлялись из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода и Перми. Как правило, это было промышленное оборудование, запчасти или металлопродукция.
Президент Ассоциации перевозчиков негабаритных грузов Марат Буторин отметил, что в целом игроки отрасли ожидают смягчения законодательных норм по грузоперевозкам, снижения штрафов, пересмотра налогов, в том числе НДС. Пока на это требуется время — бизнесу помогают сами перевозчики, запуская акции и предлагая новые услуги. К примеру, ГК «Деловые Линии» снизили на четверть стоимость адресной доставки для негабаритных грузов весом более 100 кг. Перевозки негабаритных грузов — не самая легкая задача для транспортных компаний, учитывая, что нужно продумать упаковку, крепеж и метод транспортировки такого типа грузов. Поэтому многие перевозчики берут наценку за доставку.
Касательно перспектив — в целом бизнес настроен оптимистично: глобализация экономики, считают компании, привела к тому, что и российский рынок стал неотъемлемой ее частью, а значит, большая часть торговых отношений, скорее всего, восстановится спустя время.