От первого лица , Черноземье ,  
0 

Сергей Лукин: «Время требует быстрых и эффективных решений»

Сергей Лукин (Фото: пресс-служба)
Сергей Лукин (Фото: пресс-служба)
Сенатор от Воронежской области, заслуженный строитель РФ — о ситуации в строительной отрасли в условиях санкционного давления, мерах поддержки, росте цен на стройматериалы, аренде жилья

В Совете Федерации Сергей Лукин работает в составе Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению, в ведении которого находятся вопросы строительства.

— Сергей Николаевич, с конца февраля — начала марта россияне пристально следили за тем, как развивается ситуация в строительной отрасли в условиях санкционного давления. Опасения были самые серьезные. Как удалось не допустить «схлопывания» стройки?

— Такое внимание к работе строителей со стороны наших граждан абсолютно логично. Ведется масштабное жилищное строительство, возводится значительное количество социальных объектов — школ, детских садов, спортивных сооружений, учреждений здравоохранения. Не надо забывать и о том, что количество занятых в строительной отрасли достигло 11,1 млн человек — это порядка 15% от общего числа работающих в стране. Вклад строительной отрасли в ВВП в прошлом году составил 14,4 трлн рублей, суммарное поступление налогов в бюджет — 2,9 трлн рублей, что составляет 10,3% от общего объема налогов. Кроме того, стройка обладает значительным мультипликативным эффектом: инвестиции в строительство жилья и инфраструктуры запускают производственные цепочки, создают рабочие места в смежных отраслях. Все это делает строительство одной из основополагающих отраслей российской экономики.

Перед российским правительством, президентом поставлена задача в условиях санкционного давления не допустить снижения темпов строительства и при этом сохранить баланс между спросом и предложением. Время требует быстрых и эффективных решений. В кратчайшие сроки кабмином при активном участии созданных на всех уровнях власти антикризисных штабов разработан ряд действенных мер, которые благодаря четкой и слаженной работе правительства и российского парламента максимально оперативно получили законодательное оформление, что дало регуляторные инструменты преодоления рисков. Было сформировано несколько антикризисных пакетов для поддержки строительной отрасли.

По итогам весенней парламентской сессии принято 12 федеральных законов, предусматривающих порядка 100 поправок. Кроме того, подписано 112 постановлений и 147 распоряжений правительства РФ, упрощающих работу строителей.

Приоритетом стало сокращение инвестиционно-строительного цикла на 30%, стимулирование темпов строительства, исполнение национальных проектов. Принимаются неотложные меры для активизации рынка жилья, в том числе путем снижения процентных ставок в рамках льготных ипотечных программ.

Своевременный ответ на новые вызовы позволил не снизить темпы строительства. Росстат приводит следующую статистику: за первое полугодие 2022 года в России было построено 52,6 млн кв. м жилья. Это на 44,2% больше, чем в первом полугодии 2021 года. По данным Минстроя, с начала 2022 года на территории страны выданы разрешения на строительство 22,5 млн кв. м жилья. В своем докладе президенту вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что это на 21% превышает объем разрешений, выданных в период с января по июнь 2021 года.

Однако успокаивать себя такими результатами не следует, пока сохраняются достаточно серьезные риски для работы строительной отрасли. Об этом свидетельствуют данные автоматизированного мониторинга строящегося жилья, проводимого Фондом развития территорий. По состоянию на середину июля, сдвинуты сроки строительства 15,7% домов, возводящихся с использованием счетов эскроу. Марат Хуснуллин спрогнозировал снижение спроса на жилье в 2022 году на 10-20%.

— Расскажите о принятых мерах поддержки стройкомплекса.

— Если обобщить, принятые пакеты мер можно разделить на несколько направлений, в числе которых — сохранение доступности жилья для населения, поддержка застройщиков жилых и коммерческих объектов, поддержка генподрядчиков, выполняющих госконтракты. Для реализации решений по всем этим направлениям, законодательно расширены полномочия правительства РФ — это дает кабмину значительную свободу маневра и возможность действовать максимально оперативно в соответствии с динамично меняющейся ситуацией. Применительно к строительной отрасли, это все то, что способствует сокращению инвестиционно-строительного цикла, сохранению темпов строительства и убирает бюрократические препоны.

— Какие законодательные меры поддержки строительной отрасли на федеральном уровне вы бы могли выделить?

— Здесь мы с вами будем говорить об узкоспециальных моментах, значимость которых, может быть, не всегда полностью понятна неспециалисту, но профессионалы оценят эти новации по достоинству. Например, в 2022 году до одного месяца сокращаются сроки согласования градостроительной документации и проекта по внесению в нее изменений. До принятия закона данное согласование занимало от трех до шести месяцев. С трех месяцев до одного сокращаются сроки проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам градостроительной документации.

Подготовка проектов изменений в генеральный план поселения или городского округа, изменений в правила землепользования и застройки теперь может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно.

В сфере земельных отношений в 2022 году вводится механизм продления договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет, а также устанавливается право уполномоченных органов принимать решения об определении льготного размера арендной платы.

Устанавливается возможность строительства объектов капитального строительства на нескольких земельных участках.

Вводится упрощенная процедура проведения правовой экспертизы документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов капитального строительства, что позволит минимизировать случаи приостановления и отказов в осуществлении указанных процедур. Возможность упрощения указанных процедур поможет не снижать темпы жилого и промышленного строительства.

Новыми законодательными нормами решается вопрос истечения срока действия договора счета эскроу до завершения строительства объекта недвижимости, в случае увеличения ранее установленного срока ввода в эксплуатацию. По заявлению участника долевого строительства срок депонирования денежных средств может быть продлен по истечении шести месяцев, но не более чем на два года. До принятия соответствующего закона он не мог превышать шести месяцев. Такое правило будет применяться к ранее заключенным договорам долевого участия. Эта мера будет способствовать как обеспечению финансовой стабильности застройщиков, так и гарантированию получения жилья участниками долевого строительства.

— Правительство сосредоточило большие усилия на поддержке спроса в экономике, в том числе на рынке новостроек. Почему это так важно?

— Главным риском для восстановления экономики, по оценке правительства, в настоящий момент остается слабость спроса. Об этом, в частности, докладывал министр экономического развития Максим Решетников месяц назад на заседании президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Поэтому поддержка спроса, в том числе и в сфере ипотечного кредитования, стала очень значимой задачей. Такой инструмент, как субсидирование ипотечной ставки на новостройки, продемонстрировал свою эффективность в предыдущие сложные для экономики периоды, его применение полностью оправданно и теперь.

Недавно ставка по льготной ипотеке по инициативе президента снижена с 9% до 7%. Ранее увеличен предельный объем кредита с использованием льготного займа до 30 млн руб. в Москве и Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, до 15 млн руб. — в остальных регионах страны. Подписано постановление правительства, которое распространяет эти условия и на IT-специалистов. Также запущена пилотная ипотечная программа на строительство гражданами частных домов своими силами. Выделены дополнительные ресурсы на сельскую ипотеку.

Подключились и ведущие застройщики — совместно с банками они предлагают партнерские программы, благодаря которым процентная ставка ипотечного кредитования снижается еще более существенно.

После весеннего спада продаж в апреле-мае, выдача ипотеки летом резко выросла. По оценке экспертов рынка недвижимости, за первую неделю июля спрос на льготную ипотеку на новостройки вырос на 87% относительно среднего значения мая 2022 года и на 40% относительно июня. Антикризисные меры позволили не только стимулировать темпы ввода жилья в эксплуатацию, но и активно работать по новым проектам жилищного строительства.

Владимиром Путиным на заседании президиума Государственного Совета, посвященном стратегии развития строительной отрасли, состоявшемся в конце июня, поставлена задача обеспечить объем ввода жилья в этом году не ниже уровня прошлого года, а прирост ипотечного портфеля — не менее чем на 2,5 триллиона руб.

— Значительную тревогу вызывало также такое направление, как строительство социальных объектов за счет бюджетных средств. Как вы оцениваете положение дел в этой сфере?

— Благодаря своевременной поддержке строительной отрасли, роста количества расторгнутых контрактов удалось избежать. По информации Национального объединения строителей, доля расторгнутых государственных и муниципальных контрактов по строительству за период с 1 марта по 28 апреля 2022 года составляет 8,3%, что сопоставимо с аналогичными периодами двух предыдущих лет.

По информации Национального объединения строителей, доля расторгнутых государственных и муниципальных контрактов по строительству за период с 1 марта по 28 апреля 2022 года составляет 8,3%, что сопоставимо с аналогичными периодами двух предыдущих лет.

— За счет чего такой результат стал возможен?

— В данном случае следует говорить о целом комплексе мер. Перечислю лишь некоторые из них. В частности, постановлением правительства РФ внедрен механизм изменения условий уже заключенного контракта из-за удорожания строительных ресурсов, упрощен порядок и сокращены сроки проведения повторной процедуры экспертизы проектной документации в связи с заменой стройматериалов в рамках импортозамещения. В 2022 году заказчикам разрешено устанавливать в качестве аванса до 90% от цены контракта. Это правило распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета, а регионы имеют возможность применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов.

С 1 мая 2022 года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые предусматривают переход отрасли на механизм «сметы контракта». Теперь государственные сметные нормативы и сметные цены используются заказчиками только для определения начальной максимальной цены контракта и для финансового планирования. У закона нет переходного периода, поэтому он распространяется и на действующие контракты.

Упомяну закон, упрощающий закупочные процедуры — Совет Федерации сопровождал прохождение этой законодательной инициативы. Новые нормы закрепляют возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ». Теперь заказчик сможет определить подрядчика, который отвечает за исполнение всего комплекса необходимых работ и оснащение объекта, а именно подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, строительство, реконструкцию, капремонт и поставку необходимого оборудования. Это позволит создать концентрацию финансовых средств, повысить эффективность их использования и качество исполнения проекта, сократив при этом сроки его реализации, что особенно важно при возведении объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, медицинских учреждений.

Приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, ускоряющие процесс расчетов за поставленные товары, в том числе строительные материалы, при казначейском сопровождении средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ на основании государственных и муниципальных контрактов. Документ устанавливает возможность перечисления средств за уже поставленные товары сразу на расчетный счет поставщика товаров, то есть без открытия лицевого счета участника казначейского сопровождения в органе Федерального казначейства. Поставщикам строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию строительства, на расчетные счета в банках будут перечислять не только оплату за поставку, но и авансы по договорам.

— Год назад одной из самых острых тем был резкий рост цен на стройматериалы. Какая ситуация на сегодня?

— В целом рынок стабилизировался, этот процесс произошел без применения госрегулирования цен, хотя такие предложения весной звучали на федеральном уровне. Ситуация с ценами на материалы разнится по регионам, но тенденции везде сходные: практически на все группы материалов с начала текущего года наблюдалось подорожание, в марте оно продолжилось, а затем началось снижение цен.

Согласно данным Росстата, стройматериалы в июне подешевели в среднем на 2%. Хотя на уровень начала года цены пока не вышли. За первое полугодие стоимость стройматериалов в стране в среднем увеличилась на 10%, в годовом выражении цены выросли на 14%. На металл, подорожавший с конца 2020 года более чем вдвое, в зависимости от сортамента, цены начали снижаться уже с марта 2022 года, за этот период он подешевел до 40%.

— Хватает ли отрасли стройматериалов в условиях санкций?

— По основным строительным ресурсам, необходимым для возведения объектов (цемент, песок, щебень, металл, стеновые материалы), дефицита в настоящее время не наблюдается.

По оценке Минстроя, в массовом жилищном строительстве на долю импортных ресурсов приходится лишь 5%, значительно выше доля импорта при возведении общественных и социальных объектов — порядка 25%, а также в промышленном строительстве — около 35%. В основном речь идет о технологическом оборудовании, системах безопасности, автоматике, электротехнических изделиях, системах отопления и кондиционирования. Сложнее ситуация со строительной техникой. На оперативное решение проблемы направлен принятый недавно федеральный закон, разрешающий параллельный импорт.

Есть и еще один достаточно серьезный аспект вопроса — высокая зависимость от импорта российской строительной индустрии: практически на всех современных заводах установлено зарубежное оборудование, которое в России не производится. По мере его износа и расходования запасов запчастей производство отечественных строительных материалов может оказаться в сложной ситуации, поэтому активно работать над решением этой задачи необходимо уже сейчас.

Конечно, нужно возрождать отечественное машиностроение, развивать строительную науку, убирать барьеры на пути тех, кто может предложить рынку востребованные и конкурентоспособные разработки. Оптимизм внушает общее мнение членов правительства, озвученное Денисом Мантуровым в ходе обсуждения его кандидатуры на должность заместителя председателя правительства РФ — министра промышленности и торговли на внеочередном заседании Госдумы. Он заявил, что сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета.

— Вернемся к разговору о градостроительной политике. Помимо стимулирования покупательского спроса, какие рассматриваются варианты решения задачи по улучшению жилищных условий населения?

— Поскольку для значительной части наших граждан в настоящее время в силу невысокого уровня дохода приобрести жилье не представляется возможным, даже при помощи льготных программ, одним из наиболее актуальных направлений назвал бы строительство арендного жилья в регионах. Владимир Путин особо акцентировал внимание участников Госсовета в ходе совещания, на котором обсуждалась стратегия развития строительной отрасли, на необходимости регионам при поддержке правительства активизировать строительство жилья, которое сдается внаем. Для этого, как подчеркнул президент, уже в текущем году следует принять нормативные акты, способствующие эффективной реализации таких проектов.

Глава государства указал на необходимость форсировать расселение аварийного жилья и процесс обновления жилищного фонда с опорой на имеющиеся возможности. Причем ключевое значение имеют вопросы оптимизации градостроительного процесса и его синхронизации с планами территориального развития.

— Тему арендного жилья применительно к нашему региону вы поднимали в ходе недавней встречи с главой Единого института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ Виталием Мутко?

— Да, на мой взгляд, увеличение объема взаимодействия по развитию строительства арендного жилья — одно из перспективных направлений дальнейшего расширения сотрудничества Воронежской области с ДОМ.РФ. С учетом опыта уже осуществленного в Воронеже проекта — арендного дома в составе ЖК «Современник», где 41 квартира из 165 передана региону для программы льготной аренды. По ее условиям арендатор оплачивает только 20% арендной ставки, а разницу в равных долях компенсирует Фонд ДОМ.РФ и областное правительство. Создание современного и комфортабельного арендного жилого фонда будет способствовать притоку в регион и закреплению на производстве столь необходимых молодых квалифицированных кадров. С департаментом предпринимательства и торговли Воронежской области уже обсуждалась перспектива строительства арендного дома для сотрудников ВАСО.

— Какие из новых финансовых инструментов, применение которых уже началось, вы считаете наиболее перспективными?

— Сегодня государство — это ключевой инвестор развития экономики. На 2022 год в масштабах России по всем федеральным программам и проектам на стимулирование жилищного строительства и развитие инфраструктуры только из федерального бюджета предусмотрено порядка 3,2 трлн руб., которые необходимо оперативно вовлекать в оборот.

Развитие регионов и обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры — задачи, которые сегодня активно решаются с помощью механизмов «Инфраструктурного меню», разработанного правительством. Один из основных предусмотренных им инструментов — инфраструктурный бюджетный кредит, который субъект федерации может направить на развитие инфраструктуры. Условия такого кредита весьма привлекательны: финансовые средства предоставляются по ставке не более 3% на срок до 15 лет.

Воронежская область уже смогла воспользоваться такой возможностью. Два месяца назад комиссия по региональному развитию в РФ одобрила заявки региона на получение инфраструктурных бюджетных кредитов на 2024-2025 годы в сумме 2,8 млрд руб. Эти средства будут направлены на реализацию нескольких проектов. Планируется построить две водопроводных и напорных канализационных линии под комплексную застройку по улице Изыскателей в Воронеже, надземные пешеходные переходы с лифтами над дорогой по Московскому проспекту от улицы Шишкова до Тимирязева, автомобильную дорогу по улице Острогожской в Шилово, а также реконструировать водоподъемную станцию №9. Предусмотрено создание сети ливневой канализации с очистными сооружениями для застройки Отрадного в Новоусманском районе.

В октябре 2021 года Воронежской области одобрен инфраструктурный кредит на 8,4 млрд руб. В областном центре на эти средства построят водоподъемную станцию ВПС-21 на левом берегу, что позволит обеспечить стабильное водоснабжение как интенсивно возводимого жилья, так и существующей застройки. Чтобы разгрузить улицы Шишкова, Загоровского, Ломоносова и Московский проспект от плотного автомобильного движения, будет проложено две четырехполосные дороги протяженностью около 4,5 км, также произведут реконструкцию ливневой канализации со строительством очистных сооружений. В Павловске запланировано строительство очистных сооружений, охватывающих весь объем сточных вод города. В рамках инфраструктурного кредита предусмотрены средства на развитие ОЭЗ «Центр» и Индустриального парка «Масловский».

Также к ключевым финансовым инструментам в рамках «Инфраструктурного меню» относятся инфраструктурные облигации. Специализированное общество проектного финансирования ДОМ.РФ выпускает облигации с поручительством Института развития, а привлеченные деньги выдает в виде займов дочерним хозяйственным обществам субъектов РФ и застройщикам по льготным ставкам. В итоге регионы получают удобный инструмент привлечения долгосрочного внебюджетного финансирования. В Воронеже инфраструктурные облигации впервые применяются при комплексной застройке ЖК «Яблоневые сады». С использованием механизма инфраструктурных облигаций будут подведены внутриплощадочные сети отопления, водоснабжения, канализации, электрические сети, построены блочные комплектные трансформаторные подстанции и распределительные пункты.

В своем выступлении на ПМЭФ Виталий Мутко проинформировал, что сейчас на рассмотрении или в реализации у Института развития ДОМ.РФ находится более 100 проектов с объемом финансирования свыше 350 млрд руб., которые будут способствовать строительству почти 100 млн кв. м до 2030 года.

— Ваши пожелания строителям в их профессиональный праздник.

— Строительная отрасль в России является мощным локомотивом экономики. Так будет и впредь. Но для этого необходимо в полной мере реализовать тот колоссальный потенциал, которым обладает отечественный строительный комплекс. Задачи на будущее и подходы к их реализации определены принятой стратегией развития строительной отрасли до 2030 года. Уверен, что благодаря пристальному вниманию президента, системной и скоординированной работе всех ветвей власти, усилиям строителей поставленные цели будут достигнуты.

От всей души желаю всем работникам строительной отрасли крепкого здоровья и счастья, благополучия и успехов, новых достижений во благо России! Пусть воплощаются в жизнь самые грандиозные проекты!

От первого лица Евгений Гарбузов: «Рынок недвижимости находится в режиме флэт»
Содержание
Закрыть