Начало мая омрачили печальные известия о смерти двух самых узнаваемых модельеров России — Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. Об их творчестве и жизненном пути рассказала воронежский дизайнер Татьяна Сулимина
Всего за три дня российская индустрия моды лишилась двух великих модельеров. 30 апреля в возрасте 85 лет скончался Вячеслав Зайцев. Спустя два дня, 2 мая, не стало 59-летнего Валентина Юдашкина. Воронежский дизайнер авторской одежды Татьяна Сулимина была знакома с мэтрами советской и российской моды. Они вместе сидели в жюри модных конкурсов, общались, делились опытом и хотели помочь развитию отечественной моды.
«Потеря двух таких великих людей — это трагедия российского масштаба. Потому что они были, действительно, двумя королями моды, лицами русской моды. У нас много талантов, но народных нет. Что я подразумеваю под словом народный? Это те, которых знают не только люди, интересующиеся модой, которых узнает каждый прохожий на улице», — считает Татьяна Сулимина.
Зайцева и Юдашкина разделяли 25 лет, однако, они оба занимали главенствующие места в своей эпохе. Путь Зайцева к великой славе начался в 1988 году, когда модельер представил во Франции и Германии свою самую известную коллекцию «Русские сезоны». Платье «Россия» из этой линии получило высшую награду на Всемирном фестивале моды. Признание Юдашкину принесла коллекция «Фаберже», вдохновленная ювелирными яйцами. В 1991 году он презентовал линию лично на Неделе высокой моды в Париже. По итогу, впечатленные платьями французы выкупили несколько экземпляров для Лувра и Калифорнийского музея моды.
«Вячеслав Зайцев начинал свой творческий путь еще в советскую эпоху. Его знаменитое пальто было мечтой многих жителей Советского Союза. Его заметили не только на родине. Его заметил и Париж, он ездил по Европе со своими показами. Но всегда основой его творчества была, так называемая, «русскость». То есть, русский стиль, русский колорит, русский национальный костюм. С годами этот русский стиль вышел на такой уровень, что последние показы были именно «от кутюр». Вряд ли можно представить, что эти образы кто-то наденет в обычной жизни. Это было то, что оценить просто невозможно», — поделилась дизайнер авторской одежды Татьяна Сулимина.
Что касается Валентина Юдашкина, то его все узнали благодаря коллекции «Фаберже». И, как рассказала Татьяна Сулимина, этот показ тоже вдохновлен русскими мотивами. Однако в последующие периоды Юдашкин ушел в кутюр, в богатые образы. «Поэтому понятно, почему наши звезды шоу-бизнеса и бизнесмены его очень любили. Потому что он создавал прекрасные вечерние платья. И эти вечерние платья были безумно популярны, даже когда в 90-х у нас открылись все границы. И все богатые наши соотечественники решили, что лучше, все-таки, там, где-то за границей. Предпочитали платья Dolce & Gabbana, Dior и так далее. Но даже в ту эпоху в плане вечерних образов Валентин Юдашкин был, ну, если не номер один, но на том же уровне, что и зарубежные кутюрье», — отметила Татьяна Сулимина.
Татьяне Сулиминой удалось плотно поработать с мэтром русской моды Вячеславом Зайцевым. По ее словам, пообщались они впервые, когда она сама выиграла Гран-при и первое место по Центральному федеральному округу по профессии дизайнер-модельер, где Вячеслав Зайцев был председателем жюри. Более близкое знакомство произошло на одном из модных конкурсов, где они оба выступали в качестве жюри. Плотно работать совместно Татьяна Сулимина и Вячеслав Зайцев стали, когда она вступила в Национальную академию индустрии моды. Как вспоминает воронежский дизайнер, на каждом заседании обсуждалась повестка индустрии моды: чем академики могут помочь развитию модной сферы, что можно предложить правительству страны, какие внести поправки, что можно организовать для начинающих дизайнеров, стилистов и всех работников индустрии моды.
«Вячеслав Зайцев — это большой молодец. Он не только работал в модном доме, не только делал потрясающе коллекции, шедевры русской моды. Но он еще был прекрасным организатором. И до последнего дня своей жизни он был в работе весь, старался всем помочь. Вячеслав Зайцев очень переживал из-за своей болезни… Когда мы с ним судили очередной конкурс, он поделился переживаниями, ему было очень жаль, что он не может передать того, что хочет сказать, рассказать о своих мыслях и идеях молодому поколению», — поделилась Татьяна Сулимина.
Оба дизайнера показали миру, насколько ярким, роскошным и интересным может быть русский стиль. Оба успели открыть собственные дома моды и школы, где готовят новых профессионалов индустрии. Оба оставили богатое наследие, которое теперь хранится в музеях по всему миру.
«Каждый из этих двух кутюрье, безусловно, это достояние русской моды. И мне очень бы хотелось, чтобы рано или поздно у нас в России появился музей моды. Где были бы их работы и других талантливых отечественных дизайнеров. Не вот так знания из рук в руки передавать, из уст в уста. А куда можно сходить студентам и посмотреть на творчество модельеров, перенять их опыт, отметить какие-либо достижения, которых они добились в своей творческой жизни. Пока, к сожалению, у нас нет такого музея. А любое развитие в любой индустрии должно основываться на фундаменте. А фундамент — это наша история», — считает Татьяна Сулимина.