На последние пять лет работы ПМЭФ выпали сразу две «рубежные» повестки — сначала пандемия и ее осмысление, теперь — СВО и новая экономическая реальность. Интересы, механизмы принятия решений, да и сам пул потенциальных инвесторов радикально изменились, региональная повестка также подверглась корректировке. Очевидно, что обеим сторонам придется искать новые треки взаимодействия и нарабатывать новые инструменты этого процесса. РБК Черноземье разбирался, как новая архитектура инвестиционного процесса преломлялась в итогах форума.
Перестройка 2.0. Регионы в поисках новых треков роста
Институт проблем региональной экономики РАН совместно с Фондом Росконгресс исследовали основные тренды и инструменты развития, актуальные для российских регионов в настоящее время. По мнению экспертов, нынешние геополитические вызовы и беспрецедентное санкционное давление диктуют необходимость структурной перестройки экономики для импортозамещения целого ряда продуктов и отраслей и поиска принципиально новых точек роста. При этом ключевым фактором успешности в заполнении освобожденных иностранными компаниями ниш является инфраструктурное обеспечение. Субъекты федерации, которым удастся найти набор инструментов, способных оперативно решить застарелые инфраструктурные проблемы, получат долгосрочный положительный эффект. При этом «ключом» к экономическому росту, считают авторы исследования, в сложившихся обстоятельствах является транспортная инфраструктура — с поправкой на то, что и ей требуются существенные изменения.
Большинство инноваций и цифровых решений, внедряемых до 2022 года (цифровой документооборот, smart-контракты, умные дороги, система ПЛАТОН и т.д.), в первую очередь обеспечивали международный транзит. Для внутренней логистики необходим пересмотр направлений развития дорожной сети магистралей, подготовка подвижного состава и обеспечение доступа российских компаний к транзитным коридорам, проходящим по территории РФ.
Эти выводы подтверждают эксперты InfraOne Research — исследовательского подразделения инвестиционной группы InfraOne, которые в 2021 году оценили состояние основных отраслей инфраструктуры, уровень их развития и потребности финансирования в региональном разрезе, по шкале от 0 до 10 (см. инфографику). По их выводам, пять из шести областей Черноземья (все, кроме Липецкой) испытывают потребность в дополнительном финансировании транспортной сферы. Впрочем, эта потребность характерна почти для всех субъектов РФ. Согласно принятому в июне 2022 года плану дорожного строительства на 2023-2027 годы, общий объем инвестиций в более чем 250 мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автодорог составит свыше 13 трлн руб. При этом из федерального бюджета поступит чуть более трети необходимой суммы — порядка 5 трлн руб. Очевидно, что столь масштабные планы не удастся реализовать без привлечения средств частных инвесторов.
На все времена. Какие проекты нужны регионам даже в кризис
Оценивая финансовые потребности регионов в новой экономической реальности, аналитики InfraOne Research выделили, кроме дорожного развития, еще пять направлений проектов, которые будут выходить на рынок и искать инвесторов даже в условиях кризиса.
1. Проекты в сферах образования и здравоохранения, по прогнозам экспертов, будут появляться на рынке независимо от экономической конъюнктуры. При этом в отрасли, которая долго считалась зоной ответственности государства, разрабатывают и уже применяют ряд инструментов для поддержки проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), в частности, при строительстве школ и студенческих кампусов.
2. Обновление коммунальной инфраструктуры. Согласно стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года с прогнозом до 2035 года, модернизация ЖКХ в пятилетний срок с прогнозом до 2030 года потребует около 4,6 трлн рублей: не менее 2,6 трлн рублей федеральных средств и порядка 2 трлн рублей — внебюджетных. Привлечь такой объем финансирования также можно с помощью механизма ГЧП.
3. Будут искать своих инвесторов и проекты в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). По данным Российского экологического оператора, до 2024 года необходимо создать около 850 объектов обращения с ТКО общей стоимостью около 450 млрд рублей. По оценкам InfraOne Research на конец июня 2022 года, всего в сегменте от 100 млн рублей на разной стадии готовности находится около 90 концессионных и ГЧП-проектов с объемом вложений не менее 110,5 млрд рублей.
4. Высокий износ инфраструктуры городского общественного транспорта и наличие мер федеральной поддержки делают это направление привлекательным для инвесторов, несмотря на масштабность и сложность структурирования подобных проектов, окупаемость которых зависит от платежеспособного спроса населения. По оценкам InfraOne Research, сейчас на рынке обсуждают не менее 23 инициатив с объемом инвестиций более 480 млрд рублей.
5. Развитие внутреннего туризма. Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», который действует с весны 2021-го, предполагает направить на развитие туристической инфраструктуры в 2021-2024 годах 746,4 млрд рублей. Из них 575,6 млрд рублей, или 77%, должны составить средства внебюджетных источников. В отрасли востребованы разные по капиталоемкости инициативы: от создания кемпингов и модульных гостиниц до развития крупных туристско-рекреационных кластеров, что в свою очередь потребует создания инженерной и транспортной инфраструктуры и кратно увеличит потребность в привлечении частного капитала.
Не в деньгах счастье. Чего хотят частные инвесторы?
Особый интерес в свете новых потребностей регионов вызывают настроения в инвестиционной среде — насколько они совпадают с запросами субъектов РФ? Так, профильные ассоциации инвесторов фиксируют новый тренд в принятии решений — результативность любого проекта или отрасли сегодня ассоциируется с факторами не только экономической, но и неэкономической природы. Более того — уже сложно определить, какие из них в большей мере влияют на инвестиционные решения акторов рынка капиталов. «Сегодня практически все крупные институциональные инвесторы, все члены нашей ассоциации ожидают и стремятся получить проекты, которые соответствуют нормам ESG и Парижскому соглашению по климату. То есть все хотят инвестировать в устойчивые, высококачественные инфраструктурные проекты, которые сохраняют природную среду, учитывают интересы всех заинтересованных сторон, а также выполняют должную социальную роль. Основные драйверы рынка именно такие», — констатировал Бержер Франсуа, исполнительный директор Ассоциации долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (LTIIA). Становится очевидным, что ориентироваться на объекты с высоким ESG-рейтингом будут не только инвесторы, но и потенциальные резиденты при анализе промышленных и технопарков. В этом контексте у Черноземья на ПМЭФ было заключено всего два проекта, и оба — в активе Липецкой области, активнее других продвигающей себя в рамках «зеленой повестки». Инвесторами выступили НЛМК (проект успешно реализуется) и «Новотранс» (по данным сайта ОЭЗ «Липецк», проект в подготовительной стадии).
Анализ других наиболее крупных в денежном выражении проектов, анонсированных черноземными областями на ПМЭФ, позволяет выделить как минимум еще два инвестиционных тренда. Во-первых, инвесторы не готовы рисковать и вкладываться в проекты «с нуля» — большинство миллиардных соглашений, о которых с гордостью отчитывались черноземные губернаторы, касались расширения или модернизации производств давно работающих в регионах крупнейших компаний (НЛМК, ООО УК «Металлоинвест», «Мираторг», Группа «Черкизово», ГК «Шанс», «Агроинвест», «Русагро», «Агроэко»). И во-вторых, в отраслевой структуре инвестсоглашений (по крайней мере, среди тех, по которым были озвучены финансовые и содержательные параметры) преобладают реальные производства, главным образом — из металлургической отрасли и АПК. А вот интерес частного капитала к инфраструктурным проектам, столь нужным регионам, все еще очень низок. И даже соглашений с государственными и окологосударственными компаниями в этом направлении в активе черноземных областей не так много — это заключенные Курской областью договоры с ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на реконструкцию теплосетей в поселке им. К. Либкнехта (ПМЭФ-2019) и с Государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ о модернизации общественного транспорта (ПМЭФ-2021), Липецкой областью — с ВЭБ.РФ и ГК «Росводоканал» о сотрудничестве в реализации проектов ГЧП в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (ПМЭФ-2021) и Тамбовской областью — с Газпромом по дополнительной газификации крупных поселений (ПМЭФ-2022). А значит, в вечном споре-диалоге государства и бизнеса о том, за чей счет должна возводиться инфраструктура, решения, устраивающего обе стороны, так и не появилось.
Дело рук самих... регионов. Глокальность против глобальности
Обозначившиеся разночтения между интересами инвесторов и потребностями регионов вызвали к жизни еще один тренд, отмеченный экспертами Фонда Росконгресс и Института проблем региональной экономики РАН. Субъекты федерации в стремлении минимизировать экономические и геополитические риски замыкаются по новым контурам и ищут себе сомасштабных партнеров. Закрытие внешних рынков и снижение активности на зарубежных инвестиционных треках повернуло региональные власти к выстраиванию межрегиональных коммуникаций, которые они недооценивали в предыдущие периоды, и освоению новых логистических маршрутов, ориентированных на внутренний рынок, отмечают эксперты. В итогах ПМЭФ последних лет тренд на замену глобальности глокальностью нашел выражение в росте числа межрегиональных соглашений. Наиболее заметную активность в этом вопросе проявила команда белгородского губернатора. Так, на ПМЭФ-2022 Белгородчина подписала соглашение о сотрудничестве с Калужской областью, со Ставропольским краем, с Липецкой, Тамбовской и Рязанской областями, а также с Республикой Калмыкия, Ростовской, Курской и Пензенской областями.
Направления взаимодействия — самые разные, от ИТ до АПК. По итогам ПМЭФ-2023 белгородцы «подружились» с Ненецким автономным округом, Томской, Мурманской и Архангельской областями, Республикой Дагестан, Хабаровским краем и Севастополем. Высокую активность проявляет и Тамбовская область — ее будущими партнерами по итогам ПМЭФ-2023 стали Калининградская, Кемеровская и Новгородская области, Калмыкия, Запорожье и Москва. Как видно, в числе потенциальных партнеров — разные по уровню развития и профилирующим направлениям экономики области, и пока их выбор, кажется, продиктован принципом «Каждое лыко — в строку», то есть регионы только «прощупывают» возможные эффекты и бонусы от такого сотрудничества. Но у этого пути, считают эксперты, хороший потенциал.
«Растущее число соглашений между регионами России, заключаемых на ПМЭФ, имеет как экономическое, так и политическое значение, — полагает Лилия Алеева, эксперт по стратегическому маркетингу и цифровым продажам, кандидат экономических наук. — Подобное взаимодействие может способствовать экономическому развитию, росту объемов инвестиций, расширению торговли и формированию новых логистических коридоров, удешевляющих товары для потребителей, а также повышению региональной конкурентоспособности, особенно в тех отраслях, где один регион имеет преимущество перед другим. И примеры эффективных практик межрегионального сотрудничества уже есть. Так, соглашение между Краснодарским краем и Республикой Крым о развитии совместных проектов в сфере туризма привело к увеличению инвестиций в регион за счет строительства новых отелей и другой туристической инфраструктуры. Сотрудничество между Республикой Татарстан и Челябинской областью в сфере сельского хозяйства способствовало «экспорту» сельскохозяйственной продукции из Татарстана в Челябинск. Новосибирская область и Республика Бурятия, договорившись о развитии совместных проектов в энергетике, улучшили энергетическую инфраструктуру в обоих регионах. Договоренность между Московской областью и Курской областью о развитии совместных проектов в транспортной сфере привела к строительству новых автомагистралей и мостов».
Обещать — не значит вложиться. Какие проекты ПМЭФ так и остались на бумаге
Естественно, не все анонсированные на ПМЭФ инициативы получают дальнейшее развитие. О судьбе проектов, запланированных к исполнению на форумах последних лет, говорить пока рано — в ответ на этот запрос РБК Черноземье только Липецкая и Белгородская области рассказали об их актуальном состоянии. В Липецкой области, в частности, из шести соглашений с инвесторами на сумму более 57 млрд рублей, заключенных на ПМЭФ-2019, три — в стадии эксплуатации, еще три — реализуются: запущен завод «Линде Газ», в стадии реализации — две очереди проектов ООО «Агел ИстРус» и ООО «Черноземье». Из пяти проектов, о которых договорились на ПМЭФ-2021, один введен в эксплуатацию, два — в завершающей стадии, еще два — отложены. Из проектов ПМЭФ-2022 общей суммой 30 млрд рублей инвесторами внесено 11,6 млрд рублей, все они в стадии реализации. В администрации Белгородской области пояснили, что проекты ООО УК «Металлоинвест», АО «Верофарм», анонсированные на ПМЭФ-2021, и ООО «Русагро-Белгород», ПАО «Северсталь», ЗАО «СК Короча», АПХ «Мираторг» (ПМЭФ-2022) находятся в стадии реализации.
Из более ранних соглашений на ПМЭФ, которые так и остались на бумаге, Лилия Алеева выделяет несколько: «О строительстве нового аэропорта в Курске было объявлено на ПМЭФ-2019. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась из-за проблем с финансированием и сложностей с поиском подходящей земли под строительство. О создании кластера высокотехнологичного сельского хозяйства в Белгородской области было объявлено на ПМЭФ-2018. Несмотря на первоначальный энтузиазм и интерес инвесторов, проект застопорился из-за бюрократических препон и разногласий по поводу прав землепользования. Строительство нового логистического центра в Липецке было анонсировано на ПМЭФ-2017. Проект получил определенное финансирование и поддержку со стороны местного правительства, но столкнулся с трудностями в привлечении частных инвесторов из-за опасений по поводу его экономической целесообразности. О создании нового центра исследований и разработок в Белгороде говорили на ПМЭФ-2016, но после получения первоначального финансирования и поддержки со стороны государства реализация проекта была отложена из-за проблем с кадрами и сложностей в установлении партнерских отношений с частными предприятиями. Планы создания нового индустриального парка в Курске были озвучены на ПМЭФ-2015, но потерпели неудачу из-за опасений инвесторов по поводу экономической ситуации и геополитической напряженности». Последний фактор стал причиной и двух несостоявшихся инициатив в Воронежской области — не получили развития переговоры с компаниями «Рено Россия» и Carlsberg Group, прошедшие на полях ПМЭФ-2019, в ходе которых стороны обсуждали возможность взаимовыгодного сотрудничества и создания/расширения производственных площадок на территории области.
«Реализация масштабных девелоперских проектов зачастую связана со сложными переговорами и бюрократическими процедурами, — констатирует Лилия Алеева. — Кроме того, экономические условия могут быстро меняться, что затрудняет обеспечение долгосрочных инвестиций».
Еще один фактор, сдерживающий реализацию инвестпроектов, который отмечают органы власти, — человеческий капитал. Еще несколько лет назад привлечение инвестиций обязательно сопровождалось пометкой о количестве вновь создаваемых рабочих мест, и это буквально означало, что именно столько человек получат возможность трудоустроиться. Сегодня этот параметр значит другое — именно столько людей нужно будет найти и мотивировать на работу. Обеспеченность региональных экономик человеческим капиталом становится важным фактором их конкурентоспособности. И напротив, регионы с недостатком трудовых ресурсов обречены на дополнительные инвестиции в человеческий капитал, чтобы не упереться в стеклянный потолок из-за отсутствия кадров.