Решение , Черноземье ,  
0 

Заметки на полях. Черноземье подвело итоги «пятилетки» на ПМЭФ

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье
Чего хотят инвесторы, что нужно регионам и какие проекты, анонсированные ЦЧР на форуме, так и остались на бумаге

На последние пять лет работы ПМЭФ выпали сразу две «рубежные» повестки — сначала пандемия и ее осмысление, теперь — СВО и новая экономическая реальность. Интересы, механизмы принятия решений, да и сам пул потенциальных инвесторов радикально изменились, региональная повестка также подверглась корректировке. Очевидно, что обеим сторонам придется искать новые треки взаимодействия и нарабатывать новые инструменты этого процесса. РБК Черноземье разбирался, как новая архитектура инвестиционного процесса преломлялась в итогах форума.

Перестройка 2.0. Регионы в поисках новых треков роста

Институт проблем региональной экономики РАН совместно с Фондом Росконгресс исследовали основные тренды и инструменты развития, актуальные для российских регионов в настоящее время. По мнению экспертов, нынешние геополитические вызовы и беспрецедентное санкционное давление диктуют необходимость структурной перестройки экономики для импортозамещения целого ряда продуктов и отраслей и поиска принципиально новых точек роста. При этом ключевым фактором успешности в заполнении освобожденных иностранными компаниями ниш является инфраструктурное обеспечение. Субъекты федерации, которым удастся найти набор инструментов, способных оперативно решить застарелые инфраструктурные проблемы, получат долгосрочный положительный эффект. При этом «ключом» к экономическому росту, считают авторы исследования, в сложившихся обстоятельствах является транспортная инфраструктура — с поправкой на то, что и ей требуются существенные изменения.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Большинство инноваций и цифровых решений, внедряемых до 2022 года (цифровой документооборот, smart-контракты, умные дороги, система ПЛАТОН и т.д.), в первую очередь обеспечивали международный транзит. Для внутренней логистики необходим пересмотр направлений развития дорожной сети магистралей, подготовка подвижного состава и обеспечение доступа российских компаний к транзитным коридорам, проходящим по территории РФ.

Эти выводы подтверждают эксперты InfraOne Research — исследовательского подразделения инвестиционной группы InfraOne, которые в 2021 году оценили состояние основных отраслей инфраструктуры, уровень их развития и потребности финансирования в региональном разрезе, по шкале от 0 до 10 (см. инфографику). По их выводам, пять из шести областей Черноземья (все, кроме Липецкой) испытывают потребность в дополнительном финансировании транспортной сферы. Впрочем, эта потребность характерна почти для всех субъектов РФ. Согласно принятому в июне 2022 года плану дорожного строительства на 2023-2027 годы, общий объем инвестиций в более чем 250 мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автодорог составит свыше 13 трлн руб. При этом из федерального бюджета поступит чуть более трети необходимой суммы — порядка 5 трлн руб. Очевидно, что столь масштабные планы не удастся реализовать без привлечения средств частных инвесторов.

Заметки на полях. Черноземье подвело итоги «пятилетки» на ПМЭФ

На все времена. Какие проекты нужны регионам даже в кризис

Оценивая финансовые потребности регионов в новой экономической реальности, аналитики InfraOne Research выделили, кроме дорожного развития, еще пять направлений проектов, которые будут выходить на рынок и искать инвесторов даже в условиях кризиса.

1. Проекты в сферах образования и здравоохранения, по прогнозам экспертов, будут появляться на рынке независимо от экономической конъюнктуры. При этом в отрасли, которая долго считалась зоной ответственности государства, разрабатывают и уже применяют ряд инструментов для поддержки проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), в частности, при строительстве школ и студенческих кампусов.

2. Обновление коммунальной инфраструктуры. Согласно стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года с прогнозом до 2035 года, модернизация ЖКХ в пятилетний срок с прогнозом до 2030 года потребует около 4,6 трлн рублей: не менее 2,6 трлн рублей федеральных средств и порядка 2 трлн рублей — внебюджетных. Привлечь такой объем финансирования также можно с помощью механизма ГЧП.

3. Будут искать своих инвесторов и проекты в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). По данным Российского экологического оператора, до 2024 года необходимо создать около 850 объектов обращения с ТКО общей стоимостью около 450 млрд рублей. По оценкам InfraOne Research на конец июня 2022 года, всего в сегменте от 100 млн рублей на разной стадии готовности находится около 90 концессионных и ГЧП-проектов с объемом вложений не менее 110,5 млрд рублей.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

4. Высокий износ инфраструктуры городского общественного транспорта и наличие мер федеральной поддержки делают это направление привлекательным для инвесторов, несмотря на масштабность и сложность структурирования подобных проектов, окупаемость которых зависит от платежеспособного спроса населения. По оценкам InfraOne Research, сейчас на рынке обсуждают не менее 23 инициатив с объемом инвестиций более 480 млрд рублей.

5. Развитие внутреннего туризма. Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», который действует с весны 2021-го, предполагает направить на развитие туристической инфраструктуры в 2021-2024 годах 746,4 млрд рублей. Из них 575,6 млрд рублей, или 77%, должны составить средства внебюджетных источников. В отрасли востребованы разные по капиталоемкости инициативы: от создания кемпингов и модульных гостиниц до развития крупных туристско-рекреационных кластеров, что в свою очередь потребует создания инженерной и транспортной инфраструктуры и кратно увеличит потребность в привлечении частного капитала.

Не в деньгах счастье. Чего хотят частные инвесторы?

Особый интерес в свете новых потребностей регионов вызывают настроения в инвестиционной среде — насколько они совпадают с запросами субъектов РФ? Так, профильные ассоциации инвесторов фиксируют новый тренд в принятии решений — результативность любого проекта или отрасли сегодня ассоциируется с факторами не только экономической, но и неэкономической природы. Более того — уже сложно определить, какие из них в большей мере влияют на инвестиционные решения акторов рынка капиталов. «Сегодня практически все крупные институциональные инвесторы, все члены нашей ассоциации ожидают и стремятся получить проекты, которые соответствуют нормам ESG и Парижскому соглашению по климату. То есть все хотят инвестировать в устойчивые, высококачественные инфраструктурные проекты, которые сохраняют природную среду, учитывают интересы всех заинтересованных сторон, а также выполняют должную социальную роль. Основные драйверы рынка именно такие», — констатировал Бержер Франсуа, исполнительный директор Ассоциации долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (LTIIA). Становится очевидным, что ориентироваться на объекты с высоким ESG-рейтингом будут не только инвесторы, но и потенциальные резиденты при анализе промышленных и технопарков. В этом контексте у Черноземья на ПМЭФ было заключено всего два проекта, и оба — в активе Липецкой области, активнее других продвигающей себя в рамках «зеленой повестки». Инвесторами выступили НЛМК (проект успешно реализуется) и «Новотранс» (по данным сайта ОЭЗ «Липецк», проект в подготовительной стадии).

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Анализ других наиболее крупных в денежном выражении проектов, анонсированных черноземными областями на ПМЭФ, позволяет выделить как минимум еще два инвестиционных тренда. Во-первых, инвесторы не готовы рисковать и вкладываться в проекты «с нуля» — большинство миллиардных соглашений, о которых с гордостью отчитывались черноземные губернаторы, касались расширения или модернизации производств давно работающих в регионах крупнейших компаний (НЛМК, ООО УК «Металлоинвест», «Мираторг», Группа «Черкизово», ГК «Шанс», «Агроинвест», «Русагро», «Агроэко»). И во-вторых, в отраслевой структуре инвестсоглашений (по крайней мере, среди тех, по которым были озвучены финансовые и содержательные параметры) преобладают реальные производства, главным образом — из металлургической отрасли и АПК. А вот интерес частного капитала к инфраструктурным проектам, столь нужным регионам, все еще очень низок. И даже соглашений с государственными и окологосударственными компаниями в этом направлении в активе черноземных областей не так много — это заключенные Курской областью договоры с ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на реконструкцию теплосетей в поселке им. К. Либкнехта (ПМЭФ-2019) и с Государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ о модернизации общественного транспорта (ПМЭФ-2021), Липецкой областью — с ВЭБ.РФ и ГК «Росводоканал» о сотрудничестве в реализации проектов ГЧП в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (ПМЭФ-2021) и Тамбовской областью — с Газпромом по дополнительной газификации крупных поселений (ПМЭФ-2022). А значит, в вечном споре-диалоге государства и бизнеса о том, за чей счет должна возводиться инфраструктура, решения, устраивающего обе стороны, так и не появилось.

Дело рук самих... регионов. Глокальность против глобальности

Обозначившиеся разночтения между интересами инвесторов и потребностями регионов вызвали к жизни еще один тренд, отмеченный экспертами Фонда Росконгресс и Института проблем региональной экономики РАН. Субъекты федерации в стремлении минимизировать экономические и геополитические риски замыкаются по новым контурам и ищут себе сомасштабных партнеров. Закрытие внешних рынков и снижение активности на зарубежных инвестиционных треках повернуло региональные власти к выстраиванию межрегиональных коммуникаций, которые они недооценивали в предыдущие периоды, и освоению новых логистических маршрутов, ориентированных на внутренний рынок, отмечают эксперты. В итогах ПМЭФ последних лет тренд на замену глобальности глокальностью нашел выражение в росте числа межрегиональных соглашений. Наиболее заметную активность в этом вопросе проявила команда белгородского губернатора. Так, на ПМЭФ-2022 Белгородчина подписала соглашение о сотрудничестве с Калужской областью, со Ставропольским краем, с Липецкой, Тамбовской и Рязанской областями, а также с Республикой Калмыкия, Ростовской, Курской и Пензенской областями.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Направления взаимодействия — самые разные, от ИТ до АПК. По итогам ПМЭФ-2023 белгородцы «подружились» с Ненецким автономным округом, Томской, Мурманской и Архангельской областями, Республикой Дагестан, Хабаровским краем и Севастополем. Высокую активность проявляет и Тамбовская область — ее будущими партнерами по итогам ПМЭФ-2023 стали Калининградская, Кемеровская и Новгородская области, Калмыкия, Запорожье и Москва. Как видно, в числе потенциальных партнеров — разные по уровню развития и профилирующим направлениям экономики области, и пока их выбор, кажется, продиктован принципом «Каждое лыко — в строку», то есть регионы только «прощупывают» возможные эффекты и бонусы от такого сотрудничества. Но у этого пути, считают эксперты, хороший потенциал.

«Растущее число соглашений между регионами России, заключаемых на ПМЭФ, имеет как экономическое, так и политическое значение, — полагает Лилия Алеева, эксперт по стратегическому маркетингу и цифровым продажам, кандидат экономических наук. — Подобное взаимодействие может способствовать экономическому развитию, росту объемов инвестиций, расширению торговли и формированию новых логистических коридоров, удешевляющих товары для потребителей, а также повышению региональной конкурентоспособности, особенно в тех отраслях, где один регион имеет преимущество перед другим. И примеры эффективных практик межрегионального сотрудничества уже есть. Так, соглашение между Краснодарским краем и Республикой Крым о развитии совместных проектов в сфере туризма привело к увеличению инвестиций в регион за счет строительства новых отелей и другой туристической инфраструктуры. Сотрудничество между Республикой Татарстан и Челябинской областью в сфере сельского хозяйства способствовало «экспорту» сельскохозяйственной продукции из Татарстана в Челябинск. Новосибирская область и Республика Бурятия, договорившись о развитии совместных проектов в энергетике, улучшили энергетическую инфраструктуру в обоих регионах. Договоренность между Московской областью и Курской областью о развитии совместных проектов в транспортной сфере привела к строительству новых автомагистралей и мостов».

Обещать — не значит вложиться. Какие проекты ПМЭФ так и остались на бумаге

Естественно, не все анонсированные на ПМЭФ инициативы получают дальнейшее развитие. О судьбе проектов, запланированных к исполнению на форумах последних лет, говорить пока рано — в ответ на этот запрос РБК Черноземье только Липецкая и Белгородская области рассказали об их актуальном состоянии. В Липецкой области, в частности, из шести соглашений с инвесторами на сумму более 57 млрд рублей, заключенных на ПМЭФ-2019, три — в стадии эксплуатации, еще три — реализуются: запущен завод «Линде Газ», в стадии реализации — две очереди проектов ООО «Агел ИстРус» и ООО «Черноземье». Из пяти проектов, о которых договорились на ПМЭФ-2021, один введен в эксплуатацию, два — в завершающей стадии, еще два — отложены. Из проектов ПМЭФ-2022 общей суммой 30 млрд рублей инвесторами внесено 11,6 млрд рублей, все они в стадии реализации. В администрации Белгородской области пояснили, что проекты ООО УК «Металлоинвест», АО «Верофарм», анонсированные на ПМЭФ-2021, и ООО «Русагро-Белгород», ПАО «Северсталь», ЗАО «СК Короча», АПХ «Мираторг» (ПМЭФ-2022) находятся в стадии реализации.

Из более ранних соглашений на ПМЭФ, которые так и остались на бумаге, Лилия Алеева выделяет несколько: «О строительстве нового аэропорта в Курске было объявлено на ПМЭФ-2019. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась из-за проблем с финансированием и сложностей с поиском подходящей земли под строительство. О создании кластера высокотехнологичного сельского хозяйства в Белгородской области было объявлено на ПМЭФ-2018. Несмотря на первоначальный энтузиазм и интерес инвесторов, проект застопорился из-за бюрократических препон и разногласий по поводу прав землепользования. Строительство нового логистического центра в Липецке было анонсировано на ПМЭФ-2017. Проект получил определенное финансирование и поддержку со стороны местного правительства, но столкнулся с трудностями в привлечении частных инвесторов из-за опасений по поводу его экономической целесообразности. О создании нового центра исследований и разработок в Белгороде говорили на ПМЭФ-2016, но после получения первоначального финансирования и поддержки со стороны государства реализация проекта была отложена из-за проблем с кадрами и сложностей в установлении партнерских отношений с частными предприятиями. Планы создания нового индустриального парка в Курске были озвучены на ПМЭФ-2015, но потерпели неудачу из-за опасений инвесторов по поводу экономической ситуации и геополитической напряженности». Последний фактор стал причиной и двух несостоявшихся инициатив в Воронежской области — не получили развития переговоры с компаниями «Рено Россия» и Carlsberg Group, прошедшие на полях ПМЭФ-2019, в ходе которых стороны обсуждали возможность взаимовыгодного сотрудничества и создания/расширения производственных площадок на территории области.

«Реализация масштабных девелоперских проектов зачастую связана со сложными переговорами и бюрократическими процедурами, — констатирует Лилия Алеева. — Кроме того, экономические условия могут быстро меняться, что затрудняет обеспечение долгосрочных инвестиций».

Еще один фактор, сдерживающий реализацию инвестпроектов, который отмечают органы власти, — человеческий капитал. Еще несколько лет назад привлечение инвестиций обязательно сопровождалось пометкой о количестве вновь создаваемых рабочих мест, и это буквально означало, что именно столько человек получат возможность трудоустроиться. Сегодня этот параметр значит другое — именно столько людей нужно будет найти и мотивировать на работу. Обеспеченность региональных экономик человеческим капиталом становится важным фактором их конкурентоспособности. И напротив, регионы с недостатком трудовых ресурсов обречены на дополнительные инвестиции в человеческий капитал, чтобы не упереться в стеклянный потолок из-за отсутствия кадров.

Решения Об итогах участия регионов Черноземья в ПМЭФ-2023
Материалы выпуска
Решение Заметки на полях. Черноземье подвело итоги «пятилетки» на ПМЭФ
Решения Об итогах участия регионов Черноземья в ПМЭФ-2023
Компетенция Эксперт — РБК: «Через Иран можно получить доступ ко всем странам мира»
Решения Эксперты ПМЭФ-2023 оценили инвестклимат в Черноземье
От первого лица Роман Старовойт: «Мы обязательно победим!»
Компетенция Мэр Липецка: «Современные инструменты позволяют повышать качество жизни»
Инструменты На ПМЭФ-2023 обсудили обеспечение суверенитета в промышленности
Компетенция Новый шаг развития химической отрасли: о чем соглашение «Газпром нефти»
Компетенция Юрий Сапрыкин: «Экспортная выручка резидентов за год выросла в 1,5 раза»
Инструменты На ПМЭФ-2023 эксперты обсудили роль женщин в формировании будущего России
Бизнес-кейс 3D-платформа для анимации: воронежский кейс на ПМЭФ-2023
Компетенция Металлоинвест подписал ряд соглашений в рамках ПМЭФ-2023
Компетенция Какое соглашение заключили на ПМЭФ ВСК и воронежские власти
Инструменты На ПМЭФ обсудили развитие отечественных IT-решений для анимации и кино
Компетенция Борис Титов: «Избыточность надзорной деятельности в России была доказана»
Содержание
Закрыть