— В середине августа, в Мурманском морском порту торжественно стартовала экспедиция «Чистая Арктика — Восток-77». В чем ее уникальность? Каких целей планируют добиться организаторы проекта?
— Уникальность экспедиции в том, что высокоширотных континентальных путешествий такого масштаба российские ученые и исследователи не проводили со времен СССР. Если быть более точным, в последний раз подобная исследовательская работа по северной кромке страны осуществлялась практически 40 лет назад. Проект высокоширотной экспедиции «Чистая Арктика – Восток-77» по праву можно назвать историческим событием, поскольку благодаря ему освоение северных земель получит новое развитие.
Если говорить о составе экспедиции, то он является крупнейшим по числу участников за всю историю исследований Севера — это около 700 специалистов из более чем 20 научных центров РАН и федеральных университетов, добровольцев и волонтеров Русского географического общества. Среди них экологи, социологи, лингвисты, культурологи, специалисты по логистике и IT-технологиям. Ученых, волонтеров и полярников влечет не просто арктическая романтика, а возможность использования научных открытий для раскрытия экономического и природного потенциала Арктической зоны.
Безусловно, экспедиция предполагает решения широкого круга задач, начиная от географических исследований и сохранения культурного наследия малых народов Севера до испытания новой техники и экологического мониторинга. Все это в перспективе ляжет в основу серьезных научных и законодательных работ в области экологии, экономики, социологии, антропологии коренного населения и жителей самых северных сел страны, а также многих других направлений.
— Чем интересны высокоширотные территории для исследований?
— Как я уже неоднократно говорил, арктическая зона играет исключительно важную роль для развития потенциала России. Она обладает уникальными природно-климатическими условиями и имеет огромное стратегическое значение. Во-первых, это огромная территория с богатыми природными ресурсами, которые еще не до конца изучены и освоены. Здесь, например, находятся крупнейшие запасы нефти, газа, полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Арктика богата редкими видами животных и растений. Все это дает новые точки экономического роста для нашей страны, для развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест.
Во-вторых, арктическая зона — это транспортные пути межконтинентального значения. В частности, Северный морской путь, который является более коротким и эффективным транспортным каналом между Азией и Европой. Поэтому исследование арктических территорий для России важно не только с точки зрения освоения ресурсов, но и с точки зрения охраны национальных интересов и обеспечения безопасности.
— Он пролегает по всей континентальной части Российского Севера и Дальнего Востока, а начался с исследования экологии Кольского полуострова. В августе экспедиторы отправились на теплоходе «Клавдия Еланская» из Кольского залива по Баренцеву морю вдоль Кольского полуострова к Белому морю. Первая остановка была в поморском селе Чапома. Затем из села Умба члены экспедиции отправились в Кандалакшу, Ловозеро и Апатиты, где проведут социологические и антропологические штудии.
В целом экспедиция включает в себя семь маршрутов, каждый из которых состоит из 11 участков. На этих участках к работе экспедиции привлечены различные институты, местные подразделения Академии наук и другие научные учреждения. После того как первая команда завершает прохождение своего участка, ее сменяет другая.
В общей сложности маршрут экспедиции «Чистая Арктика — Восток-77» составит порядка 12 тыс. км и будет пролегать через 19 регионов России. В их числе Мурманская и Архангельская области, Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Якутия (в частности, Тикси), Красноярский край (поселок Диксон), Камчатка. Маршрутный план был сформирован таким образом, чтобы учесть госзадания научных центров РАН и тех исследований, которые запланированы в рамках университетских грантов. Экспедиция займет целый год, а завершится ровно через 365 дней — 15 августа 2024 года.
— Участники проведут целый комплекс работ и более 200 фундаментальных и прикладных исследований в области географии, этнографии, биологии, геоэкологии, экономики, социологии — всего на 77 участках маршрутах.
В частности, будет изучено состояние тундр и многолетнемерзлых грунтов, составлены карты накопленного промышленного вреда со времен СССР и современной транспортной инфраструктуры, исследован микропластик в северных водоемах и на территориях будущих карбоновых полигонов. На первом этапе в Мурманской области социологи уже изучили состояние коренных малочисленных народов этого региона, а на следующем в Карелии экспедиционная работа будет совмещена с экологическими мероприятиями.
Кроме того, в научную программу вошли испытания средств связи, транспорта и экипировки в условиях Арктики, географические исследования в сфере арктической логистики, гляциологические и археологические исследования, поиск видео-, аудио-контента и книг на родных языках коренных народов Севера, сбор данных для ГИС-карты наследия СССР в Арктике и на Дальнем Востоке. В основу этой карты будут положены энергетические, логистические, культурные, социальные и другие данные, полученные в ходе экспедиции. Уверен, что в перспективе, она поможет проанализировать и усовершенствовать транспортные и логистические потоки в арктическом регионе.
Кроме всего вышеперечисленного в рамках нашей экспедиции проводится ряд экспертиз законодательных инициатив и законопроектов, к примеру, в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
— Это уже вторая экспедиция в этом году для меня. Во время весенней экспедиции на Таймыр и восточный Ямал в рамках «Нордвик-2023» мы проводили испытания портативного комплекта спутниковой связи для жителей отдаленных поселений нашей страны, в первую очередь —кочевников-оленеводов. Мы взяли ряд интервью у енисейских оленеводов, собрали уникальный материала редких языков и сделали многое другое. Я участвовал в той экспедиции в качестве начальника. В нынешней же экспедиции я возглавляю новое подразделение — «Цифровой штаб». Такая структура создана впервые в истории научных экспедиций РАН. В нее вошли IT-специалисты, которые будут отвечать за сбор и обработку полученной в поле цифровой информации, а также за оцифровку аналоговых данных, собранных исследовательскими партиями.
Вообще, в этой экспедиции много интересного и захватывающего, что реализовано в нашей стране впервые. Но более подробно об этом я расскажу в другой раз, в следующем интервью.