Решения , Черноземье ,  
0 

«Главное — найти компромисс между интересами бизнеса, власти и жителей»

Александр Бабанов ― об итогах пятилетней работы
Александр Бабанов (Фото: РБК Черноземье)
Александр Бабанов (Фото: РБК Черноземье)
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области Александр Бабанов ― об итогах пятилетней работы, взаимодействии с органами власти, основных проблемах предпринимателей в 2024 году и помощи в их решении.

— В начале 2025 года будет пять лет, как вы являетесь уполномоченным по защите прав предпринимателей в Липецкой области. С какими наиболее значимыми проблемами за это время к вам обращались предприниматели? Какие из них были актуальными и в 2024 году?

— Да, в 2024 году мы подводим итоги не просто года, а пятилетней работы. Во-первых, в фокусе внимания были жалобы и обращения предпринимателей, связанные с коммуникацией с ресурсоснабжающими организациями. В первую очередь — с энергетиками.

Ситуация на протяжении пяти лет менялась. Вначале она была достаточно острая, было очень много жалоб, связанных со спорами о неучтенном потреблении электроэнергии. Были большие штрафы для предпринимателей, отключения электроэнергии, проблемы со сроками подключения к электросетям. Мы объединили свои усилия по борьбе с этой проблемой и вышли на уровень координационного совета по развитию МСП при губернаторе региона Игоре Артамонове. Также подключили коллег из антимонопольной службы, общественных объединений. Проблему удалось решить системно. И сейчас вопросы по неучтенному потреблению электричества стараемся решить в досудебном порядке на площадке управления энергетики и тарифов, а все проблемы со сроками — на комиссии, которую практически каждую неделю проводят первые лица «Липецкэнерго» на площадке центра «Мой бизнес» при участии «Опоры России».

Так что сегодня проблема практически решена. В 2024 году акцент был больше на стоимости подключения в связи с отменой ряда льгот для малого предпринимательства.

Второе направление — это взаимодействие с налоговой службой. На сегодня служба работает очень эффективно с высокой степенью цифровизации, в ее работе используются и возможности искусственного интеллекта. Выездных проверок стало гораздо меньше, но они — более подготовлены и для предпринимателей несут серьезные риски.

Если даже налоговая вышла на выездную проверку, то доначисления могут составлять сотни миллионов рублей. Поэтому с налоговой службой стараемся взаимодействовать очень плотно. В 2024 году в фокусе внимания были проблемы, связанные с дроблением бизнеса. Они были острыми по всей стране. Даже было принято решение президентом о введении амнистии по налоговым доначислениям, связанным с дроблением бизнеса. Тут тоже было много вопросов. Мы часто встречались с налоговиками на различных площадках и разъясняли предпринимателям механизм работы амнистии.

Что касается третьего важного направления нашей работы, это вопросы, близко примыкающие к налогам: кадастровая оценка имущества и, соответственно, налог от нее, который может быть существенным. Споры в этом вопросе были как на протяжении всего пятилетнего срока моей работы, так и в 2024 году, но уже меньше. Их также стараемся решить в досудебном порядке при взаимодействии с управлением имущественных и земельных отношений.

Четвертое — это вопросы, связанные с несвоевременной оплатой уже выполненных муниципальных контрактов. Здесь наш основной помощник — региональная прокуратура. Прокурор области Геннадий Анисимов всегда берет на контроль эти вопросы, и они успешно решаются.

Также есть проблемы, связанные с нестационарной торговлей, например, сейчас идут активные споры между представителями и органами власти о том, можно ли торговать сигаретами в павильонах.

Это основные направления работы по жалобам.

Но еще предприниматели обращаются с просьбами о помощи. В частности, по кадрам. Проблема стоит остро для всей страны, в том числе и для нашего региона. Поэтому предприниматели просили наладить коммуникацию, выступить мостиком между ними и нашей системой образования, как колледжей, так и университетов. Если раньше предприниматели больше говорили о недостатке кадров рабочих специальностей, то сейчас уже говорят о недостатке инженеров. Поэтому я свою задачу видел в том, чтобы наладить коммуникацию между бизнесом и системой образования.

Здесь, на мой взгляд, очень важна роль профессиональных сообществ. Конечно, и органы власти сильно помогали. Губернатор Игорь Артамонов провел ряд стратегических сессий, по результатам которых были существенно изменены контрольные цифры приема на специальности, наиболее востребованные нашими промышленниками.

Александр Бабанов: «Главное — найти компромисс между интересами бизнеса, власти и жителей»

— Липецк — город промышленный, расскажите, как чувствуют себя производственные компании из сектора МСП, как они находят точки соприкосновения с крупным бизнесом, как идут процессы импортозамещения? Как в целом предприниматели Липецкой области из разных сфер деятельности оценивают итоги 2024 года?

— Пока ситуация для бизнеса складывается достаточно позитивно. Хотя, конечно, такие сигналы с рынка, как повышение ключевой ставки, дефицит кадров, оптимизма не добавляют. Тем не менее, открывшиеся после ухода ряда иностранных компаний ниши — это большие возможности для бизнеса. И многие наши предприниматели ими воспользовались.

В промышленности происходит плотное сотрудничество МСП с крупными компаниями, с нашим металлургическим гигантом — Новолипецким металлургическим комбинатом. Практически все работы, связанные с ремонтом оборудования, стройкой новых объектов, производятся с привлечением специалистов малого и среднего бизнеса и их компетенций. Если говорить о цифрах, то на комбинате работают около 27 тысяч сотрудников, а в секторе МСП, который плотно взаимодействует с комбинатом, трудятся порядка десяти тысяч сотрудников. Есть и другие крупные компании. И в особой экономической зоне у нас большой кластер промышленных предприятий, которые взаимодействуют с малым бизнесом. И трубный завод «Свободный сокол» тоже активно развивается и привлекает для сотрудничества компании из сферы малого бизнеса.

То есть уход с рынка западных игроков дал импульс для развития, и малый и средний бизнес им старается пользоваться. И 2024 год для многих, считаю, стал достаточно позитивным. Из минусов можно отметить весенние заморозки, которые серьезно коснулись наших аграриев, был нанесен большой вред яблочным садам, которые являются гордостью Липецкой области, ягодным плантациям. Пострадавшим компаниям большую помощь оказывают и на уровне правительства России, и региона.

― А как липецкий бизнес реагировал на постоянный рост ключевой ставки? Какие пути привлечения средств для бизнеса, кроме банковских кредитов, существуют для предпринимателей региона, и как вы оцениваете их востребованность и эффективность?

― Безусловно, этот вопрос для предпринимателей сейчас находится в фокусе внимания, потому что без привлечения заемных средств сложно осуществлять модернизацию производства, строительство новых производственных площадей, покупку нового оборудования ― как ответ на вызовы для импортозамещения. Конечно, высокая ключевая ставка не способствует росту инвестиций.

К сожалению, и промышленная ипотека, судя по отзывам предпринимателей, тоже пока не получила широкого распространения, и получить деньги по этой программе удалось лишь немногим желающим.

Если говорить о промышленниках, то основная помощь им идет через региональный и федеральный фонд поддержки промышленности. У нас активно работают региональное отделение фонда, предприниматели получают серьезную поддержку под достаточно низкие проценты — порядка 5% годовых.

Что касается малого бизнеса не из сферы промышленности, то у нас активно работает фонд поддержки МСП. Да, ставки там тоже повысились после повышения ключевой ставки, но все равно практически в два раза ниже тех ставок, которые сегодня предлагают банки. По особенно низким ставкам финансируются те отрасли, которые правительство региона считает приоритетными: обрабатывающие производства, туризм, ИT, креативные индустрии. И третье направление, не столь массовое, — это гранты. В первую очередь от правительства нашего региона, гранты социальным предпринимателям и гранты на туризм. Недавно я участвовал в комиссии по выделению грантов по развитию туризма и вижу большой интерес у предпринимателей к этой сфере бизнеса, потому что они понимают, что турпоток за рубеж идет меньше и больше локализуется внутри страны.

— Если говорить о другой стороне вашей работы, связанной с анализом и изменением законодательства, затрагивающего интересы бизнеса, то какие ваши законодательные инициативы, влияющие на условия ведения бизнеса в регионе, вы могли бы отметить в 2024 году?

— С 2025 года вводятся серьезные изменения в налоговой сфере. Для бизнеса, который применяет УСН и перешагнул порог выручки в 60 млн руб., вводится НДС, достаточно серьезный налог. Также повышается налог на прибыль до 25%. Поэтому я обратил внимание на такой налоговый режим как автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Это для совсем «малышей» с выручкой до 60 млн и численностью сотрудников до пяти человек. Но их тоже очень много.

И здесь позитивные новости: режим был экспериментальный, а с нового года его разрешили применять по всей стране. Но для этого нужно было на региональном уровне принять ряд законодательных актов. Я обратился с письмом на имя губернатора области, и коллеги в облсовете смогли быстро рассмотреть и принять данный закон. Вектор наших интересов сошелся. Так что в Липецкой области у наших предпринимателей есть возможность с 2025 года применять АУСН. Это очень важно, так как снижает риски налоговых доначислений и штрафов и в результате позволяет снизить административную нагрузку на бизнес.

― Как вы выстраиваете коммуникацию с органами власти при решении проблем предпринимателей, насколько они помогают вам в этих вопросах?

― Без сотрудничества с органами власти, конечно, очень тяжело решать проблемы бизнеса. Ведь правительство области распределяет бюджеты, определяет приоритеты развития промышленности региона. Поэтому взаимодействие очень плотное. В первую очередь с управлением экономического развития региона — его начальником Кириллом Дождиковым, с вице-губернатором, который курирует экономику, Сергеем Курбатовым. Свои наиболее системные и острые вопросы мы выносим на совет при губернаторе по МСП, на координационный совет.

Но, наверное, самый главный механизм, который предложил губернатор для взаимодействия с бизнесом, это институт бизнес-кураторов. Что это такое? В каждом районе замглавы, либо вице-мэр выделяют в какой-то определенный день время, когда они принимают только предпринимателей с их задачами. Они фиксируются в специальной информационной системе, которая модерируется в центре «Мой бизнес».

Если бизнес-куратор на своем уровне в течение месяца не решает эту проблему, то она эскалируется на уровень начальника управления экономического развития. Если он не решает — на уровень вице-губернатора и так далее, до губернатора. Но до губернатора уже доходит достаточно мало проблем.

Мы стараемся синхронизировать работу с бизнес-кураторами. Я часто бываю в районах, мы вместе смотрим, как можно решить проблемы местных предпринимателей с учетом их специфики.

Самая главная задача, чтобы все проблемы предпринимателей постараться решить в досудебном порядке. Потому что для предпринимателя судиться дорого, а с 2024 года стало еще дороже. Судебные пошлины возросли кратно, до десяти раз. Мы должны находить компромиссы интересов: и со стороны органов власти, и со стороны бизнеса, и со стороны жителей. Взять, допустим, так называемый «закон о наливайках». Бизнесу нужно зарабатывать, жители не хотят, чтобы в их доме было такое заведение по розливу пива, а власть хочет, и чтобы регион был здоровым, и чтобы налоги собирались. В рамках этого треугольника мы и стараемся находить компромисс. Считаю, что это базовый подход к решению проблем — найти разумный компромисс между интересами этих трех больших групп.

— Насколько сильно в 2024 году бизнес ощущал административное давление со стороны контрольно-надзорных органов региона? Соблюдается ли мораторий на проверки, и какой курс все-таки взяли контролеры: на профилактику нарушений или наказание?

― Если пять лет назад количество проверок было около трех тысяч, то за последний год ― около 300. Количество проверок бизнеса снизилось в десять раз. Эти 300 проверок, которые прокуратура согласовывает, касаются бизнеса, работающего на особо опасных объектах, где деятельность связана с возможной угрозой жизни и здоровью людей. Прокуратура держит под контролем ситуацию по соблюдению моратория на проверки.

За последние пять лет внедряется риск-ориентированный подход в проверках, то есть прокуратура анализирует запрос контрольно-надзорного органа при выходе на проверку, учитывает все риски в рамках разработанного риск-ориентированного подхода и дает разрешение, только если видит риски для жизни и здоровья людей.

И здесь хочу отметить, что основной тренд сейчас в контрольно-надзорной деятельности — на профилактику. Контролеры приходят к бизнесу не для того, чтобы наказать и оштрафовать, а для того, чтобы вместе с бизнесом, уже в роли консультантов, посмотреть и указать на возможные недостатки, риски, которые могут привести к форс-мажорным обстоятельствам. И если бизнес исправляет эти недостатки, то никаких штрафных санкций не происходит. И еще один тренд в контрольно-надзорной деятельности ― на дистанционный контроль. На недавнем форуме контрольно-надзорных органов в Калининграде, где я тоже присутствовал, коллеги продемонстрировали мобильное приложение «Инспектор»: когда предприниматель со смартфоном может пройти по офису и показать инспектору пожарной охраны все дистанционно. Мне кажется, такая система тоже позволяет уменьшать административное давление и является перспективной.

— Какие обращения предпринимателей вам запомнились больше всего в этом году, и кому удалось помочь?

— Как я уже говорил, у нас была достаточно серьезная ситуация с заморозками, и многие предприниматели из сельскохозяйственной сферы пострадали. Было несколько обращений о помощи. Федеральное правительство отреагировало, обращения были закрыты. Сейчас предприниматели уже получают поддержку на уровне региона, поэтому мы со своей стороны доносили сигналы до правительства России и региона.

Что касается налогов, было несколько дел, связанных с дроблением бизнеса, где-то удалось помочь и доказать в суде, что предприниматель не имел цели использовать льготы для МСП по упрощенной системе и это дробление не было искусственным. Где-то не удалось. Одно дело сейчас находится в суде, и какое будет решение, сложно сказать. Судебные дела по налогам достаточно долгие и иногда могут тянуться годами.

Иногда конкуренты жалуются, такое тоже бывает. У одного предпринимателя есть детский бассейн, его хотели по надуманной жалобе закрыть. Но мы с Роспотребнадзором совместно рассмотрели ситуацию, поняли, что никаких неудобств для жителей нет. Наоборот, многие водят туда детишек, они там учатся плавать. Жалоба была похоже от конкурентов, и в этой истории нам удалось помочь.

Сейчас работаем с несколькими самозанятыми по подготовке им бизнес- планов на получение займов.

Была помощь предпринимателям по кадрам. Взаимодействие предпринимательского сообщества с системой высшего и среднего образования идет постоянно. Мы работаем через профильные ассоциации: это Союз строителей, Ассоциация контроля сварки, надеемся начать взаимодействие с Союзом машиностроителей. Нашим вузам надо помочь переоснаститься, найти хорошие места для практик, наставников. Очень рад, что мои коллеги-предприниматели, с которыми мы общаемся, поняли эту важную задачу и пошли в систему образования, начали вкладывать туда деньги, время, энергию.

Практика «Бизнесу, как и любви, все возрасты покорны»
Содержание
Закрыть