Практика , Черноземье ,  
0 

«Бизнесу, как и любви, все возрасты покорны»

Денис Водопьянов: «Бизнесу, как и любви, все возрасты покорны»
Денис Водопьянов (Фото: из личного архива)
Денис Водопьянов (Фото: из личного архива)
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курской области Денис Водопьянов — о проблемах приграничья, торговых традициях региона и навыках, необходимых омбудсмену.

— Самым главным и печальным событием 2024 года стало вторжение ВСУ в Курскую область. Как это отразилось на вашей работе?

— События 6 августа повлияли на всех. Но больше всего, конечно, пострадали жители приграничья. Это порядка 200 тысяч человек, которые были вынуждены оставить все, что зарабатывали и строили всю жизнь: имущество, дома, хозяйство, технику, бизнес. На территории приграничных районов свою деятельность осуществляли порядка 4,5 тыс. субъектов предпринимательской деятельности: предприниматели и организации, плюс самозанятые. На предприятиях приграничья трудилось порядка 80 тысяч наемных сотрудников. Разумеется, сейчас большинство из них полностью свою деятельность приостановили.

В процессе работы неоднократно посещал эти районы, проводил встречи с активом, решал их проблемы, был с ними на связи. Когда стало очевидно, что через два-три дня после отъезда из приграничья вернуться домой к нормальной жизни не получится, когда стала появляться информация о массовых разрушениях объектов инфраструктуры, жилых, коммерческих объектов, тогда пошли первые обращения от предпринимателей. С того момента весь аппарат уполномоченного был приведен в режим максимальной мобилизации. Нам было важно быть с бизнесом на связи в режиме 24/7 по всем информационным каналам. Нам было важно понимать и знать объективную информацию, обрабатывать ее и предлагать меры, актуальные для поддержки.

Денис Водопьянов: «Бизнесу, как и любви, все возрасты покорны»

— Много ли предпринимателей из приграничья обратилось к вам за помощью? С какими проблемами идут, и как их удается решать?

— За период от 6 августа в мой адрес поступило больше 200 обращений. Это были десятки телефонных звонков ежедневно, личные приемы, посещения, встречи, совещания. В числе первых стали обращаться работодатели с вопросами о невозможности исполнения своих трудовых обязательств, с вопросами о дальнейшей судьбе своих трудовых коллективов. Предприятия остановились, люди выехали, все дела, документы — все осталось на местах. Мы незамедлительно собрали расширенное совещание с руководителями всех отраслевых министерств и ведомств для разработки алгоритма совместных действий, направленных на решение проблем предпринимателей из приграничья. В самом начале было принято решение о возможности трудоустройства по основному месту работы числящихся в штате сотрудников. Впоследствии для предприятий, которые продолжали выплату заработной платы, правительство выделило средства на компенсацию двух третей выплаченного.

На данный момент одна из главных волнующих тем — компенсация за утраченное имущество, технику, оборудование, товарные остатки. Прорабатывается вопрос о компенсации за утраченное имущество бизнеса в размере 200-400 тыс. руб.

Другой актуальный вопрос касается невозможности исполнения налоговых, кредитных, лизинговых обязательств. Решаем его через предоставление отсрочки по налогам. Но в силу того, что большинство предпринимателей с приграничных территорий потеряли все и сейчас не имеют ни средств, ни каких-то инвестиционных возможностей, то бизнес запрашивает расширение этих мер, включая полное списание задолженностей.

Также в мой адрес обращались и руководители компаний, которые базируются в Курске, готовые трудоустроить переселенцев. Вместе с ними мы сформировали списки вакансий и разместили их в ПВР и на пунктах выдачи гуманитарной помощи.

— Какие общие итоги работы аппарата курского бизнес-омбудсмена можно подвести за 2024 год?

— До августа наша работа шла в штатном режиме. Деятельность осуществлялась по нескольким направлениям: консультации, разъяснения, рассмотрение обращений. Проводили экспертизы, выявляли нарушения. Всего за год в мой адрес поступило более 500 обращений. В основном они касались взаимодействия бизнеса с муниципальными органами власти, с субъектами естественных монополий. Много было вопросов и предложений по изменению налогового законодательства на местном, региональном и федеральном уровне. Например, была поддержана пролонгация налоговых каникул для начинающих предпринимателей на два года, в ряде муниципальных образований предоставлены льготы по налогу на имущество физических лиц (коммерческую недвижимость) за 2023 год.

Еще одно направление нашей деятельности — оценка регулирующего воздействия. Эта процедура позволяет нам на этапе разработки нормативного правового акта выявлять избыточные требования к бизнесу, которые могут негативно повлиять на него. За 2024 год провели экспертизу 120 проектов и действующих актов, направили 269 предложений по внесению в них изменений.

— Типичный курский предприниматель: какой он, по вашему мнению, сколько ему лет, чем занимается, к чему стремится?

— Думаю, что типичный предприниматель стремится к получению прибыли, развитию и самореализации. И в этом курские предприниматели ничем не отличаются от предпринимателей из других регионов.

Но особенности Курской области, конечно, сказываются. Курск традиционно был городом торговым. И на данный момент по показателю обеспеченности населения торговыми площадями мы конкурируем с мегаполисами. Порядка 50% всех занятых в бизнесе — это представители сферы торговли, общепита, услуг. Но также активно развивается производство, переработка и сельское хозяйство.

Если говорить конкретно о портрете курского предпринимателя, то бизнесу, как и любви, все возрасты покорны. В регионе много предпринимателей, которые пришли в бизнес в начале 90-х годов. Но и молодежь активно приходит. Молодые предприниматели по-новому чувствуют время, изучают технологии, привносят новые методы ведения бизнеса. Главное, чтобы предприниматель развивал свои профессиональные компетенции. Мы живем в условиях жесткой глобальной конкуренции, поэтому успех зависит от того, насколько ты будешь мобильным и подготовленным к реализации своих бизнес-идей, а не от возраста или пола.

— Поговорим вообще о предпринимательстве в Курской области. Какие особенности можете выделить? В чем преимущество ведения бизнеса в регионе, а чего, напротив, не хватает местному бизнес-сообществу?

— Самой главной особенностью ведения бизнеса в Курской области сейчас является статус приграничного региона. Все-таки введен режим контртеррористической операции. Но мы уверены в скорую победу и освобождение региона. После этого начнется долгий и активный процесс восстановления, и бизнес будет активным его участником, потому что люди хотят вернуться на свою территорию, они хотят дальше там жить, работать, создавать свой бизнес, трудоустраивать людей.

По преимуществам — сказать за всех очень сложно. Преимущества каждый находит для себя сам. Но дома и стены помогают.

Моя деятельность как уполномоченного — это рассмотрение обращений предпринимателей, выявление фактов нарушения их прав, а также фактов нарушений закона самими предпринимателями. Иногда нарушения происходят неосознанно, а иногда они имеют такие тягостные последствия, что нет возможности ограничиться предупреждением. Это демонстрирует, насколько важно повышать свой профессиональный и правовой уровень, повышать финансовую грамотность, изучать способы и методы ведения бизнеса.

— Как вы относитесь к созданию в Курской области свободной экономической зоны? Консультируются ли предприниматели с вами на эту тему?

— Конечно, бизнес обращается за разъяснениями и консультациями. Считаю, что свободная экономическая зона, несомненно, будет стимулировать к новым инвестиционным возможностям. Это позволит нам повысить и внутренний, и внешний инвестиционный потенциал. Преференции также помогут быстро восстановиться и начать производство на безопасной территории пострадавшим предпринимателям, продолжить свою деятельность.

— С 5 декабря 2024 года в регионе новый руководитель. Каких действий ждете от Александра Хинштейна?

— Александр Хинштейн приступил к выполнению должностных обязанностей в непростое время. Та ситуация, которая сейчас происходит в регионе, требует нестандартных решений. Важно слышать каждого жителя, понимать и принимать оперативные меры, направленные на поддержку. Тот вектор, который врио губернатора в работе обозначил, позволяет надеяться, что все вопросы будут решены, каждый житель будет услышан и получит оперативно максимальную помощь. Я также надеюсь, что в ближайшее время Александр Хинштейн встретится с представителями бизнес-сообщества для обсуждения актуальных вопросов.

— А эти вопросы уже сформированы?

— Мы с представителями бизнес-сообщества постоянно на связи. Встреч уже было много. Мы подготовили список основных предложений, направленных как на принятие оперативных мер поддержки, так и на мероприятия по восстановлению, которые необходимо разработать и принять на федеральном, региональном и местном уровнях. Большинство этих вопросов касаются компенсации ущерба и понесенных потерь.

Знаю, что Александр Хинштейн направил в адрес перового заместителя председателя правительства РФ Дениса Мантурова эти предложения. Очень важно поддержать инициативы, которые помогут создать условия для скорейшего восстановления.

— Для вашей карьеры 2024 год стал юбилейным: пять лет вы находитесь в должности бизнес-омбудсмена. Какие качества нужны для этой работы, и как эти годы изменили вас?

— Считаю, что работать с предпринимателями должен человек, имеющий сам опыт работы в бизнесе. Я более 20 лет был связан с предпринимательством, работал в сфере консалтинга. Потом создавал и возглавлял областной центр поддержки, где мы развивали и внедряли финансово-организационную поддержку для предпринимателей. В моей работе омбудсмена главное — слышать бизнес, понимать его, говорить на одном языке с предпринимателями и иметь искренне желание помочь им в решении вопросов. Уполномоченный должен быть представителем бизнеса во власти и наоборот. Могу сказать, что должность уполномоченного дала мне богатый опыт. Последние годы были непростыми: коронавирус, СВО, санкции, КТО. Требовалась максимальная вовлеченность от каждого сотрудника аппарата уполномоченного. И я могу сказать, что самым главным достижением в работе аппарата и в моей работе в частности является благодарность предпринимателей.

Практика «Бизнес Воронежской области работает уверенно»
Содержание
Закрыть