
— Как вы оцениваете результаты участия Тамбовской области в ПМЭФ? Какие конкретно соглашения и договоренности были заключены, и какие приоритетные проекты планируется реализовать в рамках этих договоренностей? Каков ожидаемый экономический эффект для региона?
— Участие Тамбовской области в Петербургском экономическом форуме было весьма плодотворным. Предварительные договоренности, достигнутые ранее, получили здесь свое закономерное продолжение в виде подписанных соглашений.
Агропромышленный сектор региона демонстрирует хороший потенциал для роста. Считаю необходимым всемерно поддерживать текущие позиции АПК, развивая и лидирующие отрасли, и новые перспективные направления. В частности, заключено соглашение о реализации нового проекта по строительству сахарного завода. Это позволит нам не только расширить переработку сахарной свеклы, но и увеличить добавленную стоимость, нарастив объемы производства сахара.
Однако для дальнейшего устойчивого развития региона необходимо уделять внимание и промышленному сектору экономики. В настоящее время его доля составляет всего 17%, в то время как АПК занимает 26%.
Моя команда приложит все усилия для устранения этой диспропорции. Именно поэтому мы представили на ПМЭФ-2025 инициативу по созданию свободной экономической зоны. Это позволит нам предложить привлекательные преференции промышленным предприятиям, готовым стать якорными проектами. И такие проекты уже нашли отражение в подписанных соглашениях.
Намерены в полной мере использовать существующие меры поддержки, предоставляемые на федеральном уровне, которым ранее не уделялось должного внимания. В частности, речь идет о Фонде развития промышленности, в котором видим поддержку со стороны вице-премьера Дениса Мантурова. В текущем году фонд был докапитализирован как со стороны региона, так и со стороны государства.
Надеемся на дальнейшее продолжение подобной практики и сохранение темпов роста Фонда развития промышленности. Что касается свободной экономической зоны, то моя встреча с министром экономического развития Максимом Решетниковым показала его поддержку нашей инициативы.
Тамбовская область заключила на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) соглашения на общую сумму около 30 млрд руб., что стало рекордным показателем для региона. Объем привлеченных инвестиций в два раза превышает результаты, достигнутые в 2024 году. Всего в рамках форума подписано 13 соглашений, девять из которых направлены на реализацию инвестиционных проектов.
Значительные инвестиции пойдут на развитие АПК. Общий объем вложений в эту сферу превысит 15 млрд руб. Ключевым проектом станет строительство сахарного завода по переработке свеклы и сахара-сырца в Мордовском муниципальном округе. «Тамбовская сахарная компания» планирует вложить около 11,7 млрд руб. В этом же округе «Тамбовский элеватор» намерен построить элеваторный комплекс мощностью 95 тыс. т хранения зерна, инвестировав почти 1,8 млрд руб. Второе по объему инвестиций — соглашение с ООО «Металл Сервис», которое вложит 10,8 млрд руб. в создание промышленного производства.
В 2025 году Тамбовская область сократила состав делегации на ПМЭФ и отказалась от стенда региона. Данное решение врио губернатора обусловлено необходимостью достижения более высоких экономических показателей, чтобы оправдать затраты на участие в подобных мероприятиях.
— Насколько сегодня диверсифицирована региональная экономика? Планируется ли развивать новые отрасли или направления, чтобы снизить зависимость от традиционных секторов?
— Диверсификации экономики региона — важный вопрос, но в текущей ситуации, на мой взгляд, это не приоритетная задача. Сейчас от каждого региона требуется максимальная концентрация усилий, чтобы обеспечить стабильный рост страны в этот непростой период. Необходимо эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы для достижения максимальной экономической отдачи.
Поэтому, стремясь к развитию новых отраслей, мы не должны забывать о наших сильных сторонах. Агропромышленный комплекс, включая связанный с ним научно-образовательный сектор, является гордостью Тамбовской области. Именно в этой сфере, а также в смежных отраслях, видим перспективные и важные направления для развития.
Одним из ключевых драйверов роста является создание производств по переработке сельскохозяйственной продукции, выращенной в Тамбовской области. Такие предприятия создают продукцию с высокой добавленной стоимостью и оказывают существенное положительное влияние на региональную экономику. Кроме того, это способствует укреплению продовольственной безопасности не только нашего региона, но и всей страны.
В настоящее время активно реализуются проекты в масложировой отрасли, расширяется производство полуфабрикатов из мяса птицы. Также реализуется ряд проектов, направленных на переработку зерна и бобовых культур. В качестве примера можно привести проект по строительству цеха комбикормового завода по производству соевого жмыха мощностью 750 т в сутки в р.п. Токаревка. Соответствующее соглашение подписано с ОАО «Токаревская птицефабрика».
Нельзя не отметить активное развитие логистической инфраструктуры в регионе. Это критически важный элемент для развития различных направлений бизнеса, особенно для малого и среднего предпринимательства. В мае введен в эксплуатацию распределительный центр компании Wildberries в Котовске, что способствует развитию местного бизнеса и организации сбыта продукции. Кроме того, в активной инвестиционной фазе находится проект по созданию распределительного центра компании «X5 Group». Оба проекта реализуются при поддержке правительства Тамбовской области.
— Вы ранее говорили, что в регионе планируется также создать особую таможенную зону и 12 промышленных кластеров. На какой стадии находится этот процесс?
— Безусловно, формирование промышленного кластера является стратегической задачей, к которой мы стремимся. Сельское хозяйство в Тамбовской области подвержено значительным рискам из-за неблагоприятных погодных условий. Эта зависимость от климатических факторов оказывает существенное влияние на экономическую стабильность региона.
В этой связи развитие промышленного сектора представляется нам приоритетной целью, достижение которой позволит диверсифицировать экономику и снизить зависимость от аграрного сектора. Вся наша команда приложит максимум усилий для реализации этой амбициозной задачи.
При этом намерены сохранить благоприятную экологическую обстановку в регионе. Тамбовская область занимает лидирующие позиции в экологических рейтингах и будет прилагать все усилия для поддержания этого статуса. Развитие промышленности должно осуществляться с учетом экологических требований и принципов устойчивого развития.
— Насколько остро стоит проблема дефицита квалифицированных кадров в регионе? В каких отраслях нехватка специалистов ощущается наиболее остро? Какие конкретные меры планируется предпринять для решения этой проблемы, включая программы обучения, переподготовки и привлечения специалистов из других регионов?
— Нехватка квалифицированных кадров — сегодня один из определяющих факторов, сдерживающих динамичное развитие региона. Этот вопрос встал особенно остро на фоне устойчивого роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также расширения социальной сферы. Дефицит, хоть пока и не критический, ощущается достаточно заметно.
Ранее это было связано с оттоком трудоспособного населения из региона, вызванным отсутствием благоприятных условий для работы и достойного заработка. Однако по мере создания новых рабочих мест, наблюдаем положительную динамику возвращения молодежи, ранее покинувшей регион.
Стремимся к тому, чтобы в каждом муниципалитете возникали новые центры притяжения, предоставляющие возможности для трудоустройства. Предприятия агропромышленного комплекса и промышленного сектора прилагают усилия не только для удержания существующих сотрудников, но и для привлечения новых.
В этом контексте особое значение приобретает реализация государственного проекта «Профессионалитет», направленного на тесное сотрудничество со средними учебными заведениями. Создание специализированных классов, ориентированных на потребности конкретных предприятий, позволяет готовить квалифицированные кадры, адаптированные к реалиям производства. Предприятия, участвующие в проекте, сами отбирают будущих специалистов, выплачивают им стипендии и гарантируют трудоустройство по окончании обучения.
Не менее важным фактором является обеспечение жильем, в частности, предоставление социального жилья. Этот вопрос особенно актуален для молодежи, работающей во всех сферах экономики, включая государственную службу, образование и медицину. Поэтому предприятия строят жилье для молодых специалистов, предоставляют его на определенных условиях, например, с возможностью передачи права собственности после десяти лет работы. Мы изучаем этот механизм и, несмотря на текущие бюджетные ограничения, считаем эту цель вполне достижимой. Если мы хотим удержать молодежь в Тамбовской области, особенно в сельской местности, необходимо обеспечить укомплектованность школ учителями, больниц врачами и другими социальными работниками. Поэтому в планах рассматривается строительство социального жилья для молодых специалистов.
— Региональные власти разрабатывают стратегию развития транспортной системы региона и Тамбовской агломерации. Какие ключевые изменения ожидаются в транспортной доступности региона в результате реализации этой стратегии?
— В этом вопросе получили значимую поддержку от мэрии Москвы. НИИ «МосТрансПроект», занимавшийся разработкой транспортной стратегии для столицы, теперь оказывает содействие и Тамбову. Они помогают нам в создании транспортной стратегии, охватывающей в первую очередь агломерацию. Она включает в себя Тамбов, Тамбовский муниципальный округ и город Котовск, что составляет, по сути, треть населения Тамбовской области. Транспортная логистика в этом регионе крайне сложна, а хозяйство находится в запущенном состоянии. Поэтому наша первоочередная задача — разработка стратегического документа. Уверен, как только мы получим заключение от лучших специалистов, ситуация изменится к лучшему.
Транспортная логистика в Москве организована на таком высоком уровне, что, как мне кажется, любой мегаполис мира может позавидовать. Сами мы не обладаем подобным опытом, поэтому опираемся на сильную сторону, перенимая лучшие практики.
Сотрудничество с ведущими экспертами в области транспортного планирования позволит нам создать эффективную и устойчивую транспортную систему для Тамбовской агломерации. Это станет важным шагом на пути к улучшению качества жизни населения и развитию экономики региона.
— Какие ключевые проблемы в сфере транспортного обеспечения региона вы могли бы сегодня обозначить?
— Прежде всего, необходимо отметить несколько ключевых моментов. Первым из них является оптимизация маршрутной сети. Существующая система, включающая множество пересекающихся и дублирующих друг друга маршрутов, создает избыточную нагрузку. В связи с этим требуется тщательный анализ и пересмотр текущей схемы движения. Кроме того, остро стоит проблема значительного износа парка пассажирского транспорта, что делает необходимым проведение масштабной модернизации. Пожалуй, эти два направления являются наиболее приоритетными и важными для решения.