
— Главной темой сессии «Росконгресс Урбан Хаб» на ПМЭФ является «Наследие городов», и в фокусе обсуждений — интеграция объектов культурного наследия в современную городскую среду. Какие ключевые инициативы и решения, обсуждавшиеся на сессии, по вашему мнению, обладают наибольшим потенциалом для успешной реализации и смогут эффективно сочетать современные урбанистические тренды с бережным отношением к историческому наследию российских регионов?
— На сессии обсуждалось поручение президента России Владимира Путина о восстановлении тысячи объектов культурного наследия (ОКН). Генеральный директор «Дом.РФ» Виталий Мутко объявил важную новость о снижении ставки по льготным кредитам, направленным на восстановление ОКН, до 9%.
Еще в декабре на парламентских слушаниях в Совете Федерации была обозначена проблема — ставка по льготным кредитам в 17% на восстановление объектов культурного наследия фактически является запретительной. В 2024 году только 24 ОКН федерального значения в восьми пилотных регионах получили льготную ставку в 8%, в то время как для всех остальных объектов культурного наследия (федерального, регионального и муниципального уровня) предполагалась ставка в 17%.
Из-за отсутствия инвестиционной привлекательности существовал риск неосвоения 51 млрд руб., которые выделены до 2030 года на восстановление тысячи объектов культурного наследия.
Сейчас параллельно работают две госпрограммы «Развитие культуры» Минкультуры РФ и «Развитие туризма» Минэкономразвития РФ. Условия для инвесторов в них сильно отличаются. По программе Минэкономразвития процентная ставка по льготным кредитам для создания туристической инфраструктуры (горнолыжные курорты, гостиницы и т.д.), включая ОКН, которые находятся в удовлетворительном состоянии, но для вовлечения в туристическую сферу требуют модернизации и перепланировки, составляет 9%. А по программе Минкультуры для восстановления ОКН, которые находятся в неудовлетворительном состоянии и включены в реестр «Дом.РФ», процентная ставка по льготным кредитам была около 17%. Инвесторы отдают предпочтение программе Минэкономразвития. Такая разница создает неравные условия для бизнеса.
Совет Федерации, «Дом.РФ» неоднократно высказывали эту проблему Министерству финансов РФ и выходили с предложением по выравниванию условий данных программ. И вот, наконец, благодаря Виталию Мутко, который понимал важность задачи восстановления объектов культурного наследия, Минфин нас услышал, и в ближайшее время ставка будет откорректирована до 9%.
Также обсуждались механизмы упрощения процедур, связанных с восстановлением ОКН. Инвестиционный цикл по восстановлению таких объектов составляет около семи лет, что крайне долго. Задача состоит в том, чтобы совместно с «Дом.РФ», Министерством культуры и Министерством строительства провести инвентаризацию процессов и отредактировать нормативные документы для упрощения и ускорения процедуры, а также сократить инвестиционный цикл максимум до трех лет. Совет Федерации совместно с «Дом.РФ», Минстроем и Минкультом активно работают над этим вопросом.
Важно обеспечить возможность вовлечения объектов культурного наследия, в том числе под жилье. Для этого необходимо сделать доступным механизм эскроу-счетов для инвесторов. На сессии были представлены интересные и достойные проекты из Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, которые имеют высокую инвестиционную привлекательность. Но мы понимаем, что основная масса объектов культурного наследия находится в малых городах и исторических поселениях, где инвестиционная составляющая совершенно иная, а проекты реализуются значительно дольше. Здесь для выполнения задачи, поставленной президентом РФ, на мой взгляд, важно обеспечить инвестпривлекательность за счет дополнительных мер поддержки.
Например, в промышленности для привлечения инвестиций с 1 января 2025 года внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Инвесторам стала доступна льгота, так называемый инвестиционный вычет. Бизнес, вкладывающий средства в производство, имеет возможность в течение десяти лет не платить 5 из 8% налога на прибыль, а компенсировать понесенные инвестиционные затраты. Предложила предоставить такую возможность и для тех инвесторов, которые вкладываются в объекты культурного наследия.
Однако инвестиционный вычет будет привлекателен бизнесу там, где формируется высокая рентабельность и, соответственно, хорошая прибыль, что не всегда применимо к объектам культурного наследия и проектам, связанным с туризмом, особенно в малых городах, где туристический поток не сопоставим с крупными мегаполисами и большими курортами.
Для малых городов и исторических поселений можно применить другой механизм повышения инвестиционной привлекательности — это субсидия части понесенных затрат на восстановление объекта, так называемый CapEx. Так, к примеру, в Калининградской области до изменения экономической ситуации работала региональная программа, в рамках которой инвесторам предоставлялась субсидия на погашение 50% тела инвестиционного кредита на восстановление ОКН.
Теперь о Калининграде в части туристической привлекательности не говорит только ленивый. Все, кто приезжает в регион не только любуются ОКН, но и пользуются этими объектами уже с учетом их новых функций и смыслов — это комфортные гостиницы, рестораны и магазинчики. И это сделано за 5-6 лет. Очень достойный пример, важно внедрить подобный механизм поддержки и на федеральном уровне, а регионам предложить долю софинансирования и рекомендовать стандартный пакет дополнительных региональных льгот, таких как льготы по земельному и имущественному налогу в течение десяти лет.
Например, когда на федеральном уровне была поставлена задача обеспечения продовольственной безопасности, принят пакет мер поддержки АПК. Для долгих проектов по окупаемости (например, молочное животноводство) принята федеральная программа по субсидированию части капитальных затрат: после ввода объекта в эксплуатацию инвестор имеет право возместить до 30% понесенных расходов и получить льготные кредиты. Это позволило создать инвестиционную привлекательность — бизнес стал строить современные технологические комплексы.
Задача по сохранению ОКН крайне важная — это наша история, культура и идентичность. Вовлечение объектов культурного наследия в туристическую сферу позволит нам не просто их сохранить, а передавать историю нашей великой страны из поколения в поколение.
Кроме этого, обеспечение туристического потока в малые города и пользования ОКН даст возможность получать дополнительные доходы муниципалитетам, создавать рабочие места и самое главное менять энергетику этой территории, так, чтобы туда не только приезжали туристы, но и оставалась жить наша молодежь.
— Что наиболее интересное и важное из того, что прозвучало на сессии «1000 историй будущего. Возрождение культурного наследия» в рамках международной дискуссионной платформы «Урбан Хаб» фонда «Росконгресс» можете выделить?
— Вторая сессия представила достойные проекты, заслуживающие особого внимания. В настоящее время предприниматели, занимающиеся восстановлением ОКН, зачастую движимы не только деловым интересом, но и искренней любовью к истории и культуре своего родного города. Они осознанно идут на риск, вкладывая ресурсы в сохранение ценных объектов.
Важно демонстрировать эти успешные примеры, чтобы вдохновить как можно больше предпринимателей влюбляться в свои города и брать на себя ответственность за восстановление исторического наследия. Наша задача — всесторонне поддерживать такие инициативы.
Мы понимаем, что важно объединить бизнес, региональные власти и федеральную поддержку для сохранения нашего исторического наследия. Необходимо создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций и экспертных знаний, чтобы каждый регион мог гордиться своими восстановленными историческими памятниками, вдохновляющими будущие поколения.
Очень важно, чтобы региональные и муниципальные власти максимально поддерживали и сопровождали инвесторов на всех этапах реализации проектов, снижая все бюрократические процедуры.
— Какие конкретные проекты или инициативы, реализованные или планируемые к реализации в Липецкой области, вы могли бы привести в качестве примеров успешной интеграции объектов культурного наследия в современную городскую среду?
— Безусловно, это успешная реализация проекта восстановления исторического здания бывшего реального училища, а позднее — филиала Московского института стали и сплавов. Этот объект архитектурного и культурного наследия, всегда служивший образовательным целям, восстановлен благодаря совместным усилиям региональных властей и Сбербанка. Регион вложил значительные средства в реставрацию здания, а «Сбер» оснастил его современной IT-инфраструктурой и открыл здесь филиал «Школы 21», где молодые люди смогут совершенно бесплатно получить современную профессию и изменить свое будущее. Этот проект — яркий пример эффективного взаимодействия власти и бизнеса. Благодаря ему в центре Липецка появился отреставрированный объект культурного наследия: красивое здание с богатой историей, оснащенное современной инфраструктурой.
Еще один масштабный проект, имеющий особое значение для Липецкой области, — возрождение Елецкой табачной фабрики. Это архитектурный комплекс, состоящий из 54 объектов. Фабрику проектировал архитектор Александр Каменский — автор первого здания Третьяковской галереи. Предприятие работало до 2003 года, но после банкротства пришло в упадок. Этот уникальный объект, расположенный в историческом центре города, является его архитектурной доминантой.
Уверена, что восстановление Елецкой табачной фабрики и наполнение комплекса новыми функциями, а также его интеграция в туристическую сферу способны кардинально изменить энергетику города.
— Что планируется в восстановленном здании Елецкой табачной фабрики? Какие новые функции и перспективы открываются?
— В этом здании могут разместиться апартаменты, гостиницы, кафе и рестораны, коммерческие помещения и музей народного промысла. Это позволит Ельцу стать настоящей туристической столицей Черноземья, расположенной на трассе М-4 «Дон», всего в четырех часах езды от Москвы.
Проект масштабный, ведь речь идет о 10 тыс. кв. м. Сейчас совместно с командами правительства и города Ельца, «Дом.РФ» и ВЭБ.РФ, потенциальными инвесторами рассматриваем различные варианты его реализации, финансовую модель для оценки необходимых мер поддержки.
Возможно, это будет передача объекта за рубль одному инвестору, но это непросто, учитывая масштаб. Также рассматривается вариант привлечения нескольких инвесторов. Но это требует синхронизации и согласования, чтобы избежать ситуации, когда инвесторы сомневаются в параллельном участии других. Еще один вариант — концессионное соглашение, когда субъект создает дочернюю компанию, восстанавливает объект и сдает его в аренду. И если бы были дополнительные федеральные меры поддержки, это позволило бы значительно быстрее реализовать такой масштабный проект.
— Какую роль выполняет «Дом.РФ» в проектах ОКН? Как вы оцениваете его работу?
— «Дом.РФ» активно работает по всем проектам ОКН, выступает оператором, в тесном контакте с региональной властью занимается поиском, привлечением и сопровождением проектов до их завершения — реставрации и запуска в хозяйственную деятельность. Кроме того, активно участвует в процедуре инвентаризации процессов и создании нормативно-правовых актов вместе с Советом Федерации и профильными министерствами.
В Липецкой области 16 объектов уже включены в реестр на платформе «Наследие» с последующей отработкой с инвесторами. «Дом.РФ» совместно с региональной властью дальше сопровождает проекты во всех процедурах.
Безусловно, существующее законодательство требует изменений, и мы этим занимаемся. Но это не быстрый процесс, поэтому сейчас особенно важно индивидуальное сопровождение каждого проекта. Именно такой подход — внимательное отношение региональных и муниципальных властей — уже сейчас дает положительные результаты. Наша цель — убедить инвесторов, что они получат поддержку, и направить их инвестиции не только в новостройки, но и в объекты культурного наследия.
ОКН — это совсем другая энергетика, это душа России, это не только прошлое, но и достойное будущее.
— Учитывая фокус сессии на экономической составляющей сохранения наследия, какие конкретные меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять на федеральном уровне для стимулирования инвестиций в реставрацию и адаптацию объектов культурного наследия, чтобы превратить их в точки экономического роста и туристической привлекательности?
— Совет Федерации внимательно изучает опыт регионов по поддержке бизнеса и инвестиций. Отрадно видеть, когда сами субъекты демонстрируют активную позицию в этом вопросе. Калининградская и Нижегородская области — яркие тому примеры, реализующие собственные региональные программы. В Калининградской области до изменения экономической ситуации на эти цели выделено более 4 млрд руб. В рамках программы предоставлялись льготные кредиты под 1% годовых за счет субсидирования процентной ставки, а также компенсировалось до 50% капитальных затрат на погашение инвестиционного кредита. Благодаря этому регион продемонстрировал впечатляющий рост, в частности, туристической отрасли.
Однако не все регионы обладают достаточными ресурсами для реализации столь масштабных программ. Поэтому сегодня важно разработать единые стандарты поддержки. Например, существует проблема с заброшенными объектами, не имеющими собственника, будь то муниципальная, региональная или федеральная собственность. В таких случаях не платятся налоги на имущество и землю, арендная плата, что лишает бюджет доходов.
В связи с этим, необходимо стандартизировать подход и предложить регионам обязательный пакет льгот, который применяется для объектов культурного наследия. Он должен включать льготы по налогу на имущество и землю на срок до десяти лет, учитывая сложность и длительность окупаемости подобных проектов.
При наличии федеральных мер поддержки, предоставление региональных льгот можно закрепить в качестве критерия или требования для софинансирования. Это станет минимальным стандартом региональной поддержки, дополняющим федеральные инициативы. Регионы, имеющие возможность предоставить более широкую поддержку, должны поощряться к этому.