Практика⁠, Черноземье ,
0

Между ростом и инфляцией. Что ждет бизнес во втором полугодии 2025 года

Сильный рубль — окно возможностей для модернизации, но не время для кредитов
Денис Числов (Фото: пресс-служба УК «Альфа-Капитал»)
Денис Числов (Фото: пресс-служба УК «Альфа-Капитал»)
Исполнительный директор УК «Альфа-Капитал» в Воронеже Денис Числов — об актуальной ситуации и противоречиях в российской экономике и финансовых и управленческих стратегиях для бизнеса в условиях сильного рубля.

Беспрецедентно жесткая политика ЦБ РФ последних лет заметно охладила деловую активность. После двух лет опережающего роста российская экономика начала замедляться. На этом фоне снижение регулятором ключевой ставки до 17% выглядит как новый вектор денежно-кредитной политики. Каких темпов роста производства можно ожидать, и какие стратегии стоит взять на вооружение бизнесу?

Расходы/доходы бюджета: локомотивы поменялись

По итогам 2024 года российская экономика продемонстрировала превысивший ожидания рост ВВП на 4,1% к предыдущему году. Многие обусловили этот результат сильным фискальным стимулом — комплексом принимаемых правительством мер для увеличения экономической активности в стране. Обычно он включает в себя увеличение государственных расходов, главным образом в оборонной сфере, и снижение налогов для вывода экономики из рецессии. Однако данные на более длинном временном отрезке показывают, что расходы федерального бюджета уже много лет держатся на уровне 20% ВВП, а дефицит в 2025 году ожидается в пределах 1,7% ВВП. Таким образом, значимого увеличения расходов не произошло — эти цифры находятся в переделах исторических значений. Важные изменения коснулись структуры пополнения доходной части бюджета. В 2022 и 2023 годах рост промышленного производства во многом был связан с предприятиями военно-промышленного комплекса. Но уже в 2024 году локомотивом экономического роста стали компании «гражданского» сектора, причем основной вклад в рост ВВП в прошлом году внесла обрабатывающая промышленность.

Рынок энергоресурсов: давление сохраняется

Один из бюджетообразующих для российской экономики нефтегазовый сектор, давление на который оказывают крепкий рубль и макроэкономические факторы, переживает сегодня непростые времена. Стоимость энергоресурсов остается низкой на фоне торговых войн и роста предложения со стороны стран — экспортеров нефти, в основном США. Участники ОПЕК+ также приняли решение о постепенном отказе от добровольного сокращения добычи, чтобы вернуть себе долю на рынке. Это выглядит как серьезный шаг к ценовой войне, что еще больше ограничивает потенциал роста нефтяных цен. В такой ситуации к концу года вряд ли стоит ждать стоимости барреля Brent существенно выше 65 долларов. Более того, в случае замедления мировой экономики и сокращения спроса не исключено падение нефтяных котировок до 50 долларов. Это будет способствовать дальнейшему снижению доли нефтегазовых поступлений в бюджет, однако не станет критичным ввиду усиления других доходных статей. В частности, обрабатывающая промышленность и в текущем году сохраняет опережающую в сравнении с добычей и другими отраслями динамику: на фоне общего роста промышленности в январе-мае на 1,3% производство в обрабатывающих отраслях увеличилось на 4,2%.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Плавающий курс: не догма, а руководство к пересмотру действий

Длительный период высокой ключевой ставки ознаменовался для российской экономики серьезным сокращением инвестиционных программ, перетоку свободных денежных средств на депозиты и снижению платежной дисциплины — нередко компаниям было выгоднее выплачивать пени, чем отдавать долги. И хотя дефолтов было немного, дальнейшее сохранение высокого «ключа» создавало бы более серьезные риски для дальнейшего экономического роста — в частности, риск подстегивания инфляции через рост издержек. Так, по оценке ЦБ РФ процентные расходы при нынешней ставке — это менее 3% себестоимости, но при условной рентабельности бизнеса в 15% они «съедают» уже 20% прибыли. И эти расходы оказывают влияние на всю цепочку создания стоимости, добавляя на каждом этапе по чуть-чуть к конечной стоимости товара. И если в случае ослабления рубля и роста инфляции регулятору придется снова повышать ставку, это приведет к еще большему охлаждению экономической активности при сохранении инфляционного давления. Это создает вероятность повторения «турецкого сценария», когда спад в экономике спровоцирует девальвацию рубля и как следствие — рост инфляции и еще большее ужесточение политики ЦБ РФ.

Наряду с этим обострилась еще одна фундаментальная проблема денежно-кредитной политики — эффективность трансмиссионного механизма монетарной политики, одной из частей которого является плавающий курс рубля. Консервативный подход предполагает, что режим инфляционного таргетирования эффективно работает только при свободном движении капитала, когда повышение ставок приводит к притоку иностранного капитала, оказывая поддержку национальной валюте. Но в условиях санкций особого смысла придерживаться курса плавающего курса рубля нет. Напротив, его волатильность может выступать как дополнительный проинфляционный фактор.

Что делать: какие стратегии выбрать бизнесу

Нынешняя ситуация в российской экономике пока развивается по оптимистичному сценарию. Банк России уже дважды понизил ключевую ставку, не препятствует укреплению рубля, в том числе путем смягчения контроля за движением капитала, а правительство пока не пересматривает нормативы продажи выручки. В этих условиях вторая половина года может оказаться для российского бизнеса более позитивной. По итогам 2025 года рост ВВП, даже несмотря на слабое первое полугодие, может достичь 2,5%. Это в целом совпадает с прогнозом Минэкономразвития, с той лишь разницей, что ведомство уточняет — речь идет не о фронтальном, а о фрагментарном росте, то есть более высокие темпы роста покажет часть отраслей.

В глобальном смысле сложившаяся ситуация благоприятствует развитию и насыщению внутреннего рынка, производству продукции с высокой добавленной стоимостью и уходу от сырьевой зависимости бюджета. Как российским компаниям использовать сложившийся экономический контекст с максимальной пользой? Главный принцип, который стоит взять на вооружение: сильный рубль — окно возможностей для закупок и модернизации, но не время для агрессивных кредитных стратегий.

Кредитная политика

Сейчас компаниям как никогда важна взвешенная кредитная политика — ключевая ставка все еще высока, делает заемные средства дорогими и «съедает» прибыль. Поэтому «золотая стратегия» — акцентироваться на собственных оборотных средствах и финансовой устойчивости, поддерживать финансовую «подушку» ликвидности. Но если кредиты жизненно необходимы для развития компании, лучше брать их сейчас, пока ставки пошли вниз.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Кадровая стратегия

Дополнительным фактором поддержки российской экономики, хотя и в более долгосрочной перспективе, может стать интеграция новых регионов, что из-за эффекта низкой базы даст заметную прибавку к росту ВВП. Кроме того, новые территории в какой-то степени будут источником пополнения рабочей силы, и это способно отчасти нивелировать существующий дефицит рабочих и специалистов — одного из факторов, сдерживающих рост экономики. Для некоторых отраслей возможный рост доступности трудовых ресурсов — это шанс снизить издержки и расширить производство.

Масштабирование бизнеса

Часть компаний выйдет из периода высоких ставок с большим запасом финансовых ресурсов, другие — с «дырами» в балансе, что будет стимулировать высокую активность на рынке слияний и поглощений. Для более устойчивых компаний это шанс укрупниться путем покупки конкурентов, для уязвимых бизнесов — сигнал о необходимости подготовиться к такому сценарию. В любом случае бенефициарами сделок M&A станут все участники, так как переток производственных ресурсов между компаниями будет способствовать конкуренции и росту производительности труда.

Управление валютной выручкой

Сейчас компаниям, завязанным на экспорт/импорт, необходимо нивелировать валютные колебания через диверсификацию портфеля валют: не держать все средства только в рублях, заключать валютные форварды и хеджировать риски.

Инструменты ВЭФ-2025 задает курс: инвестиции, цифровизация и опыт Воронежской области
Содержание
Закрыть