
4 сентября прошел год с момента, как Сергей Петрин возглавил администрацию Воронежа. Горожанам и экспертам это время запомнилось изменениями в лучшую сторону, но многие вопросы остаются нерешенными.
Дороги и транспорт
Главным направлением первого года стали дорожные ремонты. Работы стартовали вовремя и шли без авралов. «Количество объектов как минимум не уступает прошлым годам, а кое-где даже больше», отмечает депутат гордумы Александр Сысоев. Завершено строительство дороги на ул. Острогожской, продолжается реконструкция крупной развязки на Остужева. Горожане подтверждают позитивные изменения: «Город стал красивей и чище. На Остужева строится мост», говорит жительница Воронежа Ярослава Ахмадышина.
Параллельно обновляется общественный транспорт: закуплены автобусы большого класса, появились выделенные полосы. «Это значительно ускорило проезд, иногда пересаживаюсь с такси на автобус», делится впечатлениями горожанка Марина Безбородова. Другие жители Воронежа отмечают улучшение дорожного покрытия и удобство маршрутов.
Тем не менее, транспорт остается проблемной сферой. Повышение тарифов вызвало недовольство, а вечером автобусов по-прежнему мало. Власти обсуждают переход на «брутто-контракты», при которых движение автобусов обеспечивается даже в убыток, но для этого нужны серьезные дотации. «Выход — поиск новых решений. Пока ситуация сложная, но работа ведется», признает депутат Воронежской городской Думы Константин Ашифин. Предприниматель, общественный деятель Сергей Корчевников добавляет: «Много разговоров, но мало системных решений. Опыт других регионов показывает: спасение в развитии общественного транспорта, а не в постоянной перекладке асфальта».
Социальная сфера
Наиболее заметный результат года — строительство школ и детсадов. Завершено возведение образовательного центра «Траектория» на 1575 мест, школы №108 на 1,6 тыс. мест, продолжается строительство новых объектов. Начато возведение детсада на 280 мест, приобретены здания под дошкольные учреждения. «Город развивается, социальные объекты строятся», подчеркивает Константин Ашифин.
Муниципальный спорт пока в тени. «Спортивные школы пока в стагнации, выделенные средства — капля в море. Чтобы был результат, нужно либо подождать два-три года с такими темпами, либо вложить сразу большие средства», признает Александр Сысоев. Но именно в образовании горожане видят главный позитивный сдвиг: новые здания разгружают переполненные школы, а в некоторых учебных заведениях открылись современные технопарки «Кванториум».
Благоустройство и экология
Символом изменений стала Петровская набережная. Первая очередь уже открыта, и она уже стала популярным местом отдыха. «Проект появился — это масштабно. Ошибки возможны, но фатальных не вижу», — считает Александр Сысоев. В городе благоустраиваются улицы и скверы. Жители города отмечают улучшения: «Скверы благоустроились, приятно находиться», говорит Иоанна Духанина.
Одновременно возникли экологические споры. Сергей Корчевников напоминает о конфликтах вокруг Яблоневых садов и Северного леса: «С людьми не ведется открытый диалог». Проблемой остается и борьба с гололедом: песко-соляная смесь портит улицы и экологию. Вместе с тем город активно занимается озеленением — весной высажено рекордное количество деревьев и кустарников, осенью работы продолжатся.
ЖКХ и экономика
Коммунальное хозяйство остается слабым звеном: износ сетей превышает 80%. «Город остро нуждается в системных решениях», подчеркивает Сергей Корчевников. Пока удается держать ситуацию под контролем: отопительный сезон прошел без серьезных сбоев, модернизируются котельные и водоподъемные станции. Но аварийность высока, а возможности бюджета ограничены.
В экономике фиксируется рост. Город вошел в топ-3 по уровню развития государственно-частного партнерства среди 208 городов России, заключены три концессионных соглашения на 420 млн руб. Обновлена стратегия развития до 2035 года. Однако эксперты указывают на слабое взаимодействие с бизнесом. «Предприниматели не видят «точки входа» в мэрию, а без партнерства с бизнесом невозможно реализовать масштабные проекты», считает Сергей Корчевников. Поддержка области при этом остается ключевым ресурсом: именно она помогла укрепить бюджет и запустить крупные стройки.
Стиль управления
Сергей Петрин проявил себя как трудоголик. «Он всегда в работе. Если хочешь его застать, приезжай к семи утра в администрацию — есть шанс встретить», говорит Константин Ашифин. Мэр старается поддерживать открытость — регулярно дает комментарии прессе и запускает опросы в соцсетях.
Однако есть и риски. «Он может захлебнуться в объеме задач, поскольку стремится каждую решить лично и мало делегирует», отмечает источник на условиях анонимности. Стремление решать все быстро иногда приводит к нарушениям регламентов. Эксперты предупреждают: неконфликтность, полезная во взаимоотношениях с областью, не должна мешать жестко контролировать подрядчиков и добиваться качества.
Итоги
Первый год Сергея Петрина на посту мэра прошел без кризисов и с ощутимыми результатами — новые дороги, школы и благоустроенные территории. Вместе с тем системные вопросы остаются открытыми: транспортная реформа, модернизация ЖКХ, экология и работа с бизнесом. «Город продолжает развитие, мэр «на месте». Многое впереди. Следующие четыре года покажут это», резюмируют эксперты.