Евгений Брайнинг: «Вы занимаетесь бизнесом, оставьте политику»
Материалы выпуска
Российские экспортеры в Германии: шансы и возможности Рынок Евгений Брайнинг: «Вы занимаетесь бизнесом, оставьте политику» Решения Адвокат Евгений Вунш: «Доверяй, но проверяй — совет на все времена» Компетенция Ольга Камнева: «Экспортный потенциал региона огромен» Решения Владимир Орехов: «Из-за разницы курсов наши товары там покупать выгоднее» Инструменты
Решения Черноземье
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:

Евгений Брайнинг: «Вы занимаетесь бизнесом, оставьте политику»

Руководитель проектов и старший консультант Академии экспорта «Баден-Вюртемберг» Евгений Брайнинг рассказал о влиянии медиа и политики, развитии экономических отношений между странами в Германии и коронакризисе
Фото: пресс-служба Академии экспорта «Баден-Вюртемберг»

– Выстраивание бизнес-коммуникации на зарубежных рынках сложная, но зачастую ключевая задача для многих развивающихся компаний. Как ваш консорциум помогает в этом?

– Задача не просто ключевая для экспортно-ориентированных компаний, но, как показывает почти 40-летний опыт Академии экспорта, креативная. Компании сталкиваются не только с внешней средой, которая дает шансы и предполагает риски, к чему многие компании и теоретически готовы, но и с агрессивной средой, которая возникает в масс-медиа. Предприниматели переживают из-за негативных новостей. Поэтому сотрудничество мы начинаем со слов: «Вы занимаетесь бизнесом, оставьте политику политикам, у вас работа с реальными людьми. Такими же, как и вы».

Опыт показывает, что чаще всего компании, которые только стартуют на новых рынках, порой ощущают страх или, наоборот, эйфорию, которая тоже отражается негативно на бизнесе. Мы сможем подвести компанию под контракт или даже осуществить пилотную сделку, но дальше дело не пойдет. Бизнесу необходимы 14 компетенций, без которых тяжело будет выполнять проекты, связанные с кооперацией.

Как наш консорциум оказывает содействие? Мы являемся одним из центров подготовки и реализации проектов в Германии от нашего министерства экономики и энергетики, в частности Ассоциации международного сотрудничества GIZ. Руководителями нашего центра – Академии экспорта, являются, известные в широких кругах, профессора – Бертрам Ломюллер и Рольф Пфайфер. В консорциум входят предприятия академической направленности, а также консультационные, исследовательские и инжиниринговые. Мы плотно сотрудничаем с Экономическим Альянсом немецких предпринимателей, а также с Business Cluster Group. Осуществляем трансфер необходимых знаний на практику.

Когда разразился кризис от Covid-19, и большинство предприятий оказались на карантине, мы запустили бизнес-форумы в онлайн-формате, разработали систему «единого окна». Это позволило предпринимателям получить все виды поддержки из одних рук: открытие бизнес-визы, регистрацию, подбор партнеров.

– В чем заключается основная цель вашей организации?

– Мы преследуем несколько целей, которые объединяются общими задачами. Ключевым из них, пожалуй, является достижение результатов каждой бизнес-единицы на стратегических рынках: нахождение ниш, партнеров. Обращаю внимание, что мы помогаем предпринимателями, связанным с технологиями, в сферах экологии, индустрии 4.0, социум, управление, энергоэффективность, защищенное будущее предприятий.

Для нас важно давать качественное академическое образование и повышение квалификации в области управления инновациями, трансфера технологий, анализа рынка. С инструментами бенчмаркинга (поиск, изучение и внедрение лучшего опыта успешных организаций остальным участникам рынка) и запатентованной разработки IMLead®Model – системы интегрированного менеджмента и лидерства – удается добиться значительных результатов.

– Ваша деятельность развернулась в рамках российской государственной президентской программы. Расскажите о ней подробно: как давно она работает, насколько расширилась, и из каких стран удалось привлечь компании?

– Академия экспорта, как центр подготовки топ-менеджмента, стояла у истоков этой программы, которая стартовала в 1991 году, благодаря соглашению между президентом России Борисом Ельциным и канцлером Германии Гельмутом Коль. Ее рабочее название – программа BMWi (Федеральное министерство экономики и энергетики). В России ее называют «Президентская программа», она стала успешной моделью установления партнерских отношений. С 1991 года более 5,5 тыс. российских менеджеров участвовали в этой программе. Она постоянно видоизменялась, подстраиваясь под вызовы времени, требованиям экономик обеих стран и как результат – новое соглашение о продлении программы еще на два года.

На начальном этапе программа имела столь оглушительный экономический эффект, что Германия внедрила аналогичные программы и с другими странами, как Беларусь, Украина, Казахстан и другие страны СНГ, а также со странами с растущей экономикой, как Индия, Вьетнам, Китай, Иран, Чили, Египет. Их количество сегодня увеличилось до 21.

– Как руководители к вам попадают? Как выстраивается работа с топ-менеджментом уже на территории Германии?

– На старте программы допускались управленцы малого и среднего бизнеса в возрасте до 35 лет, однако сейчас в ней участвуют управленцы в том числе из очень крупных компаний и разных возрастных категорий. Во всех странах отбор участников осуществляется на местах, каждый из них должен иметь кооперационный проект (купля, продажа, осуществить слияние). Лидеры собираются в группы, обычно до 25 человек, согласно кластерной политике: медицина, АПК, промышленность, энергетика и далее.

По приезду в Германию участники с первого дня приступают к работе. Вся программа строится на трех основных модулях: тренинги, групповые посещения компаний, имеющих стратегический бизнес и известность в мире, и индивидуальные встречи с потенциальными партнерами.

– На вашей образовательной площадке достаточно жесткий конкурс. На какие параметры смотрит комиссия, когда принимает решение по заявкам компаний? Какие рекомендации вы можете дать желающим получить помощь на базе вашего учреждения?

– Я хотел бы разделить конкурсы на академическое образование и программы. Все что связано с академическим образованием при Steinbeis Global Institute Tuebingen, при крупнейшем частном университете Германии Steinbeis Berlin – ничем не отличается от поступления в вузы. Что касается межправительственных программ, то отбор участников осуществляют комиссии на местах, мы не влияем на это.

Параметры отбора просты. Участник должен иметь кооперационный проект, который согласовывается с комиссией, а также предоставить необходимые документы о готовности покинуть предприятие на месяц от руководства предприятий, если он не является собственником. После положительного прохождения отбора он ожидает старта программы. Мы проводим уже более 30 лет программу Leadership, предназначенную для любого желающего, любой компании, группы предприятий, желающих реализовать свои цели. Есть и другие уникальные программы.

– Есть ли конкретные успешные кейсы по ведению российского бизнеса в Германии?

– В противном случае программа не продлевалась бы каждые два года. Через наш центр, Академию экспорта, прошло более 1 тыс. участников из России, благодаря которым выведена продукция тысяч немецких компаний. Статистика показывает, что 30% участников в течение первого года после стажировки выходят на контрактную основу, более 15% идут по карьерной лестнице вверх или создают свой собственный бизнес, а самое главное – вносят собственную лепту в развитие отношений между странами.

Если финансирование осуществляется из немецких источников, то каждый вложенный евро в нее приносит до 10 евро дохода в виде подписанных контрактов. Что касается успешных проектов, то все они носят конфиденциальный характер, но всю информацию с разрешения менеджера можно получить в Ассоциации выпускников «Президентской программы».

– Какие вы можете дать прогнозы по развитию европейского рынка до конца 2020 года в связи с распространением COVID-19?

– Прогнозы – дело неутешительное, но единственное можно точно сказать – мы очень быстро уходим в онлайн. Этого требует наступившая четвертая промышленная революция. Будет продолжаться изменение структуры рынка. Уже после первой волны коронавируса нарушились логистические цепочки, изменилась структура потребления, появились новые ниши на рынках, произошла замена поставщиков по товару повседневного потребления. Появились шансы для многих производителей занять новые ниши, но «раскачать» рынок потребления не удастся еще долго.

Взаимодействие между партнерами перейдет в онлайн. Академия экспорта уже провела пилотный проект по кооперации в дистанционном режиме, новые мосты показали высокую эффективность. Мы проводили виртуальные туры по предприятиям, где участники могли в онлайн-режиме задавать руководству свои вопросы и посещать производственные цеха и show-room. Что касается индивидуальных визитов, то мы также проводили телефонные переговоры или видеоконференции с немецкими компаниями и участниками международной группы из четырех стран.

Опыт получен – и он будет интенсивно использоваться и в будущем и скорее всего, структура взаимодействия, скорость принятия решений, сделок измениться и даже после разработки вакцины и выхода из пандемии мирового бизнес-сообщества, будут использоваться новые наработки международного сотрудничества.