— Станислав Анатольевич, расскажите, с какими производственно-экономическими результатами предприятие завершило 2020 год?
— Прошедший 2020 год, невзирая на все сложности, с которыми пришлось столкнуться предприятию, по производственно-экономическим показателям стал продуктивнее, чем 2019 год. Если говорить в цифрах, то объем производства в 2020 году, по сравнению с годом ранее, вырос на 8%, объемы реализации продукции – на 5%, выручка – на 9%. Все эти показатели свидетельствуют о том, что сегодня у нас есть постоянные покупатели, и мы достаточно активно работаем во всех каналах продаж. В целом, минувший год для «Бондарского сыродельного завода» был успешным. И это вселяет в нас определенную надежду. Все планы и задачи, которые ставили в начале 2020 года, успешно реализуются.
— Ранее вы говорили, что в числе приоритетных задач новой инвестиционной программы предприятия – увеличение производства по переработке молока. Остаются ли планы в силе? И что уже удалось сделать в этом направлении?
— Если в первом полугодии 2020 года мы были немного в шоке от девальвации и от сигналов контрагентов о невозможности исполнять свои обязательства в рамках инвестиционных контрактов, то сейчас ситуация выровнялась. Мы не видим серьезных рисков. Заключены соглашения со Сбербанком. Сегодня объем инвестиций утвержден на уровне 100 млн рублей. Все наши партнеры, включая европейских, подтвердили, что все оборудование будет поставлено в срок. Сейчас продолжаем активно реализовывать инвестпрограмму. Полагаю, что уже к середине 2021 года увидим ее первые результаты.
Программа, в первую очередь, направлена на повышение качества выпускаемой продукции, оптимизацию производственных процессов и модернизацию технологии переработки молока. Чтобы уверено стоять на тех позициях, которые мы занимаем, нужно достаточно энергично двигаться вперед. Мы ставим перед собой такие задачи, как рост производства, автоматизация процесса, глубина переработки, более внимательное отношение к качеству.
Сегодня в ассортиментном портфеле предлагаем сыр с разными вкусами. При этом мы не уходим от традиционного сырного вкуса. Покупатель за свои деньги хочет честный продукт во всех смыслах этого слова. Он не хочет фальсификат, не хочет обмануться в своих ожиданиях. Поэтому наша задача и сейчас, и в будущем — мы должны оставаться в той нише, которая позволит покупателю регулярно приобретать наш продукт.
Чтобы этого достичь, должны обеспечить то качество продукта, в котором клиент не будет разочарован. Часть производственных процессов будет автоматизирована. Это позволит обеспечить рост производительности, а также предоставлять потребителям продукцию высшего качества. Эти этапные процессы – главный вызов для нас. Должны вырасти объемы производства, но в тоже время сохранится качество. В условиях конкуренции, в условиях жесткого рынка, только качественный продукт будет востребован покупателем.
— 100 млн рублей – это совокупный объем инвестиций?
— Это объем инвестиций предусмотрен на первый этап проекта. Дальнейшее решение о дополнительных вложениях, во-первых, будет исходить из общей ситуации на рынке. Во-вторых, мы будем следить, как сработают инвестиции первого этапа. Если увидим, что рынок требует от нас более активной позиции, то перейдем на следующий уровень. Если нет, то, возможно, отложим его до 2022 года.
Сейчас растет конкуренция и импорт. Если эти два фактора не окажут серьезного влияния на уровень доходности, на который мы рассчитываем, тогда наши инвестиционные программы получат дальнейшее развитие.
— В последние годы в стране идет активная реализация нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Принимает ли предприятие участие в этом проекте?
— Еще в 2019 году «Бондарский сыродельный завод» вошел в программу по производительности труда и поддержке занятости. Весь год прошел у нас под знаком переобучения сотрудников. Порядка 30-40 специалистов предприятия прошли переобучение по разным программам и повысили свою квалификацию.
По итогам программы на заводе в конце 2019 года создана специальная группа изменений, которая продолжает свою работу и сейчас. В нее вошли специалисты разных квалификаций, в том числе рабочие, которые знают все процессы изнутри. Для нас важно учитывать их мнение, когда мы пытаемся внести изменения в производственные процессы. Это позволяет вовлечь в процесс специалистов разных уровней. Мы применили все те знания, которые нам дала эта программа. И понимаем, что процессы без вовлечения всего персонала не дадут того результата, который нам хотелось бы достичь. Поэтому сначала мы подготовили людей, затем разработали инвестиционную программу и сейчас находимся в стадии ее реализации. К середине 2021 года ожидаем осязаемый эффект от работы как с людьми, так и с модернизацией основных фондов.
— В итоге, каких результатов вы ожидаете?
— Чтобы повысить производительность труда, требуется достичь несколько показателей. Первый — это объем выпускаемой продукции. Наши ожидания – рост на 20-25%. Такие показатели мы заложили по итогам изменений производственных процессов, включая инвестиционную составляющую.
Если речь идет о таком показателе, как выручка, то ожидаем рост порядка 30%. Здесь кроме увеличения объема производства основной продукции, будем выпускать дополнительную. Эта продукция потребительского формата и продукция первичной переработки сыворотки. Соответственно, когда данный проект будет реализован, в совокупности планируемый рост по итогам 2022 года будет порядка 25-30%. По итогам 2021 года экономический эффект составит примерно 10-12% по всем показателям: по объему производства, выручке и, возможно, по прибыли.
— Насколько сегодня актуальна проблема сырного фальсификата. Как вы считаете, поможет ли маркировка полностью победить рынок контрафактной продукции?
— Что касается контрафакта продукции под торговой маркой «Бон-Дари», то последние полгода мы не получаем таких сигналов с рынка. До этого они в какой-то форме появлялись, сегодня с этим не сталкиваемся. В последнее время мы начали более активно маркировать продукцию завода с помощью брендовой упаковки. Наверное, тем, кто ее подделывает, сложнее стало это делать.
В части общей прозрачности российского рынка сыра и сырных продуктов, возможно, всех проблем ни маркировка, ни иные механизмы и инструменты контроля не решат. В свою очередь, это как минимум даст возможность каждому потребителю осознанно приобретать продукт. Покупатель будет спокоен, зная, что приобретает качественный и полезный продукт. Мы не только как производители, но и как обычные люди в этом максимально заинтересованы. Считаю, что все проблемы не будут решены, но у тех покупателей, кто осознанно приобретает продукцию, появится дополнительный инструмент контроля, в том числе и за производителями.
— В каких сетях сегодня реализуется продукция вашего завода?
— Ответ на этот вопрос относится и к первой части нашего разговора – о производственно-экономических результатах. Хочу сказать, что в 2020 году у нас были несколько серьезных достижений. Кроме нашего постоянного крупного партнера «Тандер», мы стали работать с компанией «Х5 Retail Group». До этого у нас был только один дивизион регионального уровня — «Карусель». Сейчас поставляет нашу продукцию в сеть магазинов «Перекресток» по всей стране.
В том числе идет поставка нашей фасованной продукции в дивизион «Пятерочка» по всему Центральному Черноземью. Конечно, у нас есть определенные планы по развитию географии продаж. Два крупных ритейлера в сетевом канале продаж формируют для нас основные объемы. Кроме того, у нас динамично развивается партнерство с сетью «Ашан». На подходе контракт с сетью «О’кей». Продолжаем работать с региональными сетями, где у нас тоже достаточно стабильные объемы продаж.
— Многие эксперты утверждают, что в 2021 году будет снижаться потребление молочных продуктов из-за роста цен на сырье. Как вы считаете, что ждет отрасль в 2021 году?
— Когда мы слышим такие прогнозы, наверное, надо просто задать вопрос: по какой причине произойдет снижение объемов потребления продуктов питания? Люди начнут меньше есть или произойдет замена одних продуктов на другие?
— Скорее всего, замена на более дешевые.
— Существуют товары не эластичного спроса и потребительская корзина. Это не случайно появившиеся вещи. Они формируют определенное потребительское поведение. Молочные продукты, особенно классические, являются составной частью потребительской корзины. Возможно, внутри бренда произойдет перемещение спроса с более дорогих на более дешевые, но как таковой продукт покупать не перестанут. Маловероятно, что будет снижение потребления именно традиционных молочных продуктов. Даже в период локдауна, когда делали анализ и проводили опрос торговых залов, мы определили, что экономят на всем, кроме простых привычных продуктов. На молоке, кефире, сметане, хлебе — не экономят. Объем продаж сыра у нас вырос именно в сетевом канале. Покупательская способность падает, это очевидно. Какие-то изыски и гурманство, возможно, будет продолжать сокращаться, традиционное будет стабильно.
— У «Бондарского сыродельного завода» существуют традиции благотворительности. Расскажите о проектах, которые вы поддерживаете.
— В 2020 году мы попали в определенную вилку. С одной стороны — сложная экономическая ситуация, необходимо сокращать расходы и бороться за эффективность. В тоже время те направления, которые мы традиционно поддерживали, никуда не делись. Например, «Бондарский сыродельный завод» является основным партнером региональных мероприятий, которые в этом году были отменены из-за пандемии. На районном уровне продолжаем поддерживать программы, которые проводятся как в онлайн, так в офлайн формате, в том числе в режиме волонтерской работы.
В 2021 году, когда ситуация с коронавирусом стабилизируется, сможем более активно поддержать эти проекты. Мы помогаем образовательным учреждениям. По итогам нового года сможем уже более детально раскрыть все наши направления поддержки. Сегодня не хотелось бы забегать вперед, мы только начали эту работу. Соответственно, заложили в бюджет существенные суммы на 2021 год. Посмотрим на эффект, если наша поддержка позволит гордиться результатами – с радостью расскажем вам об этом в конце 2021 года.
— Какие цели как руководитель вы для себя ставите на 2021 год?
— Я трудоголик. Для меня работа — это большая часть жизни. Коллеги порой даже говорят: «Что тебе не спится? В пять утра рассылаешь нам какие-то новости, на которые надо обратить внимание». Наша основная задача — это освоить инвестиции, завершить модернизацию, выйти на новый уровень. Это для меня является мерилом, что год пройдет хорошо. Нужно с максимальной эффективностью вложиться и достичь новых высот. Конкуренция растет, маржинальность или доходность падает, и наша задача – оставаться конкурентоспособными. Поэтому, всегда говорю: «Если хочешь стоять на месте – нужно быстро бежать». Это актуально для нас.