Рыночный расклад , Черноземье ,  
0 

Продуманная акция. Как будут работать механизмы защиты инвесторов

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Регулятор рынка ищет баланс вовлеченности населения в финансовый сектор с осознанным выбором инвестиционных тактик

Эксперты Национальной ассоциации участников финансового рынка (НАУФОР) и РАНХиГС, проанализировав развитие российского фондового рынка после 2008 года, пришли к выводу, что едва ли не единственным значимым фактором позитивных изменений за последние годы стал приход розничных инвесторов на фоне стагнирующей активности компаний.

Чтобы не было мучительно больно

Интерес частных инвесторов к инструментам фондового рынка обеспечил динамику его капитализации и увеличение доли финансовых активов в благосостоянии домохозяйств, и он продолжает расти — по данным Банка России, в I квартале 2021 года число клиентов брокеров выросло на 29%, до 12,7 млн человек. Стоимость ценных бумаг на счетах физических лиц в депозитариях достигла 6 трлн рублей, в том числе иностранных — 2,4 трлн рублей. Доля уникальных клиентов от экономически активного населения страны достигла 15%.

При этом НАУФОР считает, что степень участия физических лиц все еще недостаточна, а число «реальных» инвесторов, предоставивших свои средства, ассоциация оценивает в 5-6 млн человек. По данным опроса крупнейших брокеров в конце прошлого года, около 60% физических лиц — резидентов на брокерском обслуживании имеют пустые счета, еще примерно у 18% объем активов на счете не превышает 10 тыс. рублей. При этом вплоть до недавнего времени розничные инвесторы ориентировались на быстрый доход и проявляли интерес в основном к более рисковым активам — иностранным акциям, депозитарным распискам, субординированным облигациям и ETF. В этой ситуации для сохранения позитивного интереса к фондовому рынку и избежания разочарований со стороны неопытных инвесторов Банк России инициировал принятие закона о защите прав частных инвесторов, который был подписан президентом 11 июня 2021 года. Его главная цель, как заявляет регулятор, — дать возможность инвестору принимать решение на основе осознанного выбора.

Пользуясь случаем

Ситуация, сложившаяся с продажами инвестиционных продуктов начинающим участникам рынка, требовала безотлагательных мер поведенческого надзора, то есть контроля за тем, как финансовые организации взаимодействуют с потребителем, считают в Банке России. Так, в 2020 году была выявлена практика продажи инвестпродуктов в банковских офисах под видом вкладов «с повышенной доходностью» или вместе с вкладами, без информирования покупателей о том, что инвестиции не застрахованы государством, а доход по ним не гарантирован.

Заместитель начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Ирина Тимоничева (Фото: пресс-служба ГУ Банка России по ЦФО)
Заместитель начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Ирина Тимоничева (Фото: пресс-служба ГУ Банка России по ЦФО)

Главная цель закона о защите прав частных инвесторов — дать им возможность принимать решение на основе осознанного выбора.

«Нередко финансовые организации по-разному рассказывают потребителю об одних и тех же продуктах, — поясняет Ирина Тимоничева, заместитель начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу. — А если речь идет о сложных инструментах, то специальная терминология еще больше затрудняет выбор и принятие обдуманного решения. Дефицит или, напротив, избыток специализированной информации делают возможными мисселинг, навязывание и иные недобросовестные практики».

Кто владеет информацией

Накануне принятия закона, в конце 2020 года, Банк России выпустил информационное письмо о недопустимости предложения сложных инвестиционных продуктов неквалифицированным инвесторам. В нем регулятор рынка указал, что недопустимо предлагать людям, не обладающим специальными знаниями и не имеющим опыта инвестирования, инструменты с высоким инвестиционным риском или сложными условиями определения размера дохода по ним, наличием плеча или содержащие иностранный элемент, и рекомендовал участникам финансового рынка ограничить такие продажи. Мера возымела действие — объем сложных облигаций в портфелях физических лиц перестал расти. По состоянию на конец I квартала 2021 года на счетах физических лиц в российских депозитариях находилось в совокупности структурных и «инвестиционных» облигаций на 490 млрд руб. (-1% к/к). Часть выпусков была погашена досрочно.

С 1 октября 2021 года начнется тестирование неквалифицированных инвесторов на предмет понимания ими рисков предлагаемых финансовых инструментов.

Принятый закон продолжит работу в этом направлении и даст Банку России право устанавливать предпродажные правила информирования потребителей финансовых продуктов для понимания ими основных особенностей и рисков договора. В частности, закон позволит контролировать, как в банке продают небанковские, в том числе инвестиционные продукты. Если при проверке будет установлено, что в ходе заключения договора правила информирования физических лиц — неквалифицированных инвесторов были неоднократно нарушены, Банк России сможет потребовать, чтобы финансовая организация направила таким потребителям предложение о приобретении у них за свой счет всего переданного по договору, сделке, либо предложение о возврате сторонами всего полученного по таким договорам или сделкам. В исключительных случаях Банк России может вводить точечные ограничения на продажу отдельных видов токсичных или непрозрачных финансовых продуктов.

До 1 апреля 2022 года закон запрещает продажу неквалифицированным инвесторам ценных бумаг со сложными параметрами определения доходности и внебиржевых производных финансовых инструментов, при применении которых выявлены наибольшие риски злоупотребления их правом. Исключение может быть сделано при успешной сдаче теста и при наличии у ценных бумаг характеристик, делающих их более понятными и менее рискованными для неквалифицированных инвесторов (помимо установленных законом, такие характеристики могут быть введены нормативным актом Банка России).

ЕГЭ для частных инвесторов

Согласно закону, с 1 октября 2021 года начнется тестирование неквалифицированных инвесторов на предмет понимания ими рисков предлагаемых финансовых инструментов. Закон запрещает брокеру исполнять поручение клиента, который отказался проходить тест или не сумел его сдать. При этом последнее слово остается за клиентом: даже если он не сдал тест, он может совершить любую желаемую сделку, но в пределах 100 тысяч рублей (или стоимости одной ценной бумаги, если она дороже 100 тысяч рублей).

Правила проведения тестирования неквалифицированных инвесторов должны быть раскрыты в Базовом стандарте защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Данный стандарт разрабатывается, согласуется и утверждается в соответствии с требованиями 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Проведение тестирования должен организовать профучастник.

Тест будет состоять из двух блоков: самооценка и тест на понимание. Вопросы тестов будут известны заранее, чтобы оценить свои возможности перед тестированием и подготовиться к нему, если имеющихся знаний недостаточно. Примеры вопросов: «Каким путем может быть снижен для инвестора риск общих потерь денежных средств по портфелю ценных бумаг в случае неисполнения обязательств по облигациям с низким кредитным рейтингом, имеющимся в портфеле?» или «В каком случае ценная бумага включается в индекс фондовой биржи?».

«Тестирование сдается один раз в жизни по одному виду финансовых продуктов. Тест покажет, насколько инвестор понимает сущность, особенности и риски продукта, инструмента или операции, — объясняет Ирина Тимоничева. — Успешное прохождение теста позволит без ограничений по сумме совершать сделки с такими инструментами, как деривативы, сложные облигации (а также стратегии доверительного управления с инвестированием в эти инструменты), проводить маржинальные операции (торговлю с плечом) и открывать комбинированные вклады».

Без тестирования можно приобрести наиболее простые и наименее рискованные инструменты: например, акции, включенные в котировальные списки, государственные ценные бумаги Российской Федерации (ОФЗ), облигации российских эмитентов с определенным уровнем кредитного рейтинга и инвестиционные паи биржевых, открытых и интервальных ПИФов, а также ряд иностранных ценных бумаг.

Уровень доступности

До 1 октября 2021 года инвесторы, не обладающие статусом квалифицированных, могут совершать сделки с простыми финансовыми инструментами: акциями, включенными в котировальные списки, облигациями федерального займа (за исключением облигаций со структурным доходом), российскими или иностранными корпоративными облигациями с высоким рейтингом, а также отдельными инвестиционными паями и иностранными акциями. Эти ограничения не будут распространяться на сделки с бумагами, которые неквалифицированный инвестор уже покупал или продавал до 1 января 2020 года. Подразумевается, что имеющийся опыт таких инвесторов позволит им принимать на себя риск соответствующих инвестиций — конечно, при их желании.

После 1 октября 2021 года при условии сдачи теста неквалифицированные инвесторы смогут приобретать облигации, выплата дохода по которым зависит от одного из показателей: уровень инфляции, цена драгметалла или фьючерса на нефть, цена на акцию или облигацию, торгуемую на российской бирже и предназначенную для неквалифицированных инвесторов, курс валюты, установленный Банком России, а также индекс, включенный в перечень, установленный Банком России. Также после 1 октября 2021 года при условии сдачи теста неквалифицированным инвесторам будут доступны неспонсируемые иностранные ETF. Закон вводит запрет на совершение с неквалифицированными инвесторами или за их счет сделок по приобретению бессрочных и субординированных облигаций иностранных эмитентов, а также облигаций иностранных эмитентов со «структурными выплатами».

Банк России продолжит следить за ситуацией на фондовом рынке и принимать необходимые меры в случае злоупотребления или нарушения прав частных инвесторов. На недобросовестные практики нужно реагировать быстро, убеждены в ведомстве. Для этого необходимо развивать как методологию, так и внутреннюю коммуникацию на рынке среди участников, среди регуляторов, а также организаторов торговли, и одновременно с этим нужно формировать правила общего этического поведения или подходов на рынке, которые должны распространяться на все уровни финансовых организаций.
 

Компетенция «Высокотехнологичный сектор по прежнему перспективен для инвестора»
Содержание
Закрыть