От первого лица , Черноземье ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Владимир Стромов: «Кафедра должна быть социальным институтом»

Партнёр статьи:
Владимир Стромов (Фото: пресс-служба ТГУ имени Г.Р. Державина)
Владимир Стромов (Фото: пресс-служба ТГУ имени Г.Р. Державина)
Ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Владимир Стромов – об организационных форматах и о социальных смыслах жизнеустройства вуза

Приоритет-2030: как прыгнуть выше головы?

Программа Приоритет-2030, которая станет основным драйвером прогресса высшего образования в ближайшие годы, стартовала. Державинский университет намеревается участвовать в ней, что означает для нас не только дополнительное финансирование, но и сверхвысокие обязательства по развитию – и перед регионом, и перед собой. Это нетривиальная задача. От всех вузов потребуется «прыгнуть выше головы», найти новые рецепты успеха. Ведь инвестиции в инфраструктуру, в материально-техническую базу, в человеческий капитал – это необходимое, но не достаточное условие для достижения наших (и государственных) целей.

Важно, чтобы внутри университетского сообщества сформировался мощный и длительный импульс для динамичного обновления всех форм деятельности: идет ли речь об образовании, научных исследованиях или инновационной активности. Социальная трансформация («социальный реинжиниринг», если угодно) – задача сложная и тонкая.

Философы и реформаторы любят размышлять и действовать в масштабе «макро». Но ведь все макропроцессы формируются на микроуровне. Поэтому в этой статье хочу описать логику переформатирования кафедральной системы – микроуровневой организации университета. Какой бы подход мы не избрали, важно понимать, что кафедра должна быть не просто структурной единицей, а социальным институтом и средой обитания – местом, где люди, в непосредственном смысле слова, живут.

Возвышение и упадок кафедр

Если вспомнить изначальный смысл кафедры, то станет понятно, почему этот институт был генератором колоссальной человеческой энергии в европейских университетах Нового времени.

В сущности, кафедра была не чем иным, как «свитой» профессора, что зафиксировано в самом названии на русском и немецком языках. Ведь кафедра – всего лишь возвышение для оратора (будь то священник, произносящий проповедь в церкви, или лектор в университетской аудитории). Но профессор, который преподавал и занимался наукой, нуждался не только в некоем подиуме, но и в помощниках, учениках, кабинетах, научном и учебном оборудовании – все вместе это и обозначалось как кафедра (на немецком Lehrstuhl – учительский стул).

Итак, сила кафедры – в профессоре. Он не только выдающийся ученый и педагог, но и социальный лидер, который формирует целевые образовательные профили студентов, держит в уме все содержание учебного процесса, устанавливает нормы и стандарты. Профессор это и научный лидер – тот, кто выдвигает идеи, вдохновляет, ставит задачи, поддерживает научные принципы, получает гранты, устанавливает научные связи.

Немаловажно, что кафедра обладает действенными инструментами для формирования своей образовательной и научной политики: она играет ключевую роль в найме сотрудников, в распределении их должностных обязанностей и учебной нагрузки, в развитии их карьеры и в восхождении по квалификационной лестнице.

Почему возник сбой в столь прекрасной классической схеме? Угрозу для кафедральной системы инициировали несколько фундаментальных факторов, характерных не только для России, но и для Европы и США. Во-первых, образовательный рынок стал гибким и конъюнктурным: теперь нужно очень быстро разрабатывать и продвигать новые учебные курсы или, наоборот, отказываться от старых. Во-вторых, возникли и были поставлены во главу угла потребности инновационной экономики: от научных коллективов (в том числе, от кафедр) ожидаются разработки, которые можно было бы коммерциализировать. В-третьих, и наука, и преподавание стали в высокой степени междисциплинарными, что также несло угрозу традиционной кафедральной модели. В-четвертых, многократно возросли требования государственных надзорных органов к документационному обеспечению образовательного процесса.

Профессор был призван стать (в добавление к своим обычным ипостасям) менеджером, промоутером, коммерсантом и клерком-документоведом. Это, конечно, мало кому удалось. Вузы стремились выправить ситуацию в ручном режиме: начался процесс «менеджеризация» кафедр. Профессор был заменен делопроизводителем (часто без докторской степени), кафедры стремительно мутировали в мелкие организационно-учебные подразделения. Исследования, экспертиза, инноватика, воспроизводство кадров вдруг стали обременительной и даже ненужной для кафедр деятельностью. Все это породило потребность в обновлении.

Сообщества vs подразделения

В качестве альтернативы кафедрам (например, в ВШЭ) была предложена «департаментная» система, которая стала закономерным итогом «менеджеризации».

Департаменты существенно больше кафедр – и это важно, поскольку администрация может маневрировать кадрами. Департаменты не контролируют ни образовательную, ни кадровую политику. Зато профессор избавлен от участи клерка-делопроизводителя. Департаменты, как правило, не могут стать сообществами, а являются управленческими структурами, координирующими деятельность атомизированной массы ученых и преподавателей. Эта масса максимально чувствительна к новым задачам, она легко перенастраивается под рыночную конъюнктуру, под требования государства, под научно-образовательные тренды.

А каков мировой опыт? Университетские структуры в США отличаются многообразием. Богатые вузы (например, Колумбийский университет в Нью-Йорке) могут позволить себе такую роскошь как сохранение классических кафедр с обширными академическими свободами. Но для многих вузов характерным является наличие большого числа так называемых «адъюнктов» – преподавателей, которые нанимаются на очень короткий срок. Это обеспечивает чуткость к запросам рынка: легко нанять преподавателей, легко уволить, если тот или иной курс не нашел спроса. В Германии исход борьбы между разными подходами не ясен; а во французских университетах кафедры больше похожи на департаменты в России с одной поправкой: французские «образовательные кафедры» являются сугубо учебными подразделениями, тогда как исследования сконцентрированы в научных центрах и лабораториях.

Возможные решения: сервисность + социальность

В 2021 году Ярослав Кузьминов (экс-ректор ВШЭ) и Мария Юдкевич опубликовали книгу «Университеты в России: как это работает», где, помимо прочего, указали на выгоды «департаментной» системы, но и признали ее недостатки: «…Движение к более эффективной организации кадровых и образовательных решений разрушает социальные связи и неформальные механизмы координации и взаимной поддержки, существовавшие на кафедрах».

Нет сомнения, департаменты вместо кафедр – рискованная идея. Но во многих вузах кафедры быстро теряют былую эффективность – и с этим надо что-то делать. Если мы делаем ставку на кафедральную систему, надо наполнить ее разумными смыслами. А это значит – защитить ее от внешнего давления. Несвойственные кафедрам функции должны перейти к экосистеме университетских сервис-центров. Прикладные исследования, разработки и коммерциализацию должны поддерживать малые инновационные предприятия и технопарки. Проектированием и продвижением учебных курсов на рынок должна заниматься дирекция образовательных программ; а делопроизводство – сфера ответственности деканатов и многофункциональных центров.

А что же кафедра? Она вернется к исполнению своей прирожденной миссии – воспроизводить университетскую социальность. Но это уже тема отдельного и, пожалуй, самого важного разговора.

Компетенция Ангелина Мельникова стала почетным гражданином Воронежа
Материалы выпуска
Компетенция Ангелина Мельникова стала почетным гражданином Воронежа
Компетенция Тамбовщина — в числе лидеров ЦФО по производству муки
Компетенция Мамы детей-инвалидов подписали петицию совместно с партией «Новые люди»
Компетенция Тамбовский город Уварово — победитель всероссийского конкурса
Компетенция МКД для переселенцев из аварийного жилья построен наполовину
Практика Львы, Раки и Близнецы – активные пользователи data-услуг в Воронеже
Компетенция Тамбовчане активно используют льготную ипотеку для приобретения жилья
Практика В Липецке дороги частного сектора продолжают приводить в порядок
Компетенция Тамбовские ярмарки расширяют масштабы
Инструменты Клиенты Tele2 могут полгода не платить за связь при покупке смартфона
Инструменты Tele2 приглашает в путешествие по Воронежской области
Компетенция В тамбовских МФЦ появились новые сервисы
Компетенция Благоустройство «Европейского» продолжается под контролем мэра города
Инструменты Клиенты Tele2 получат в два раза больше гигабайтов навсегда
Компетенция Земля или деньги: теперь у многодетных семей есть выбор
Содержание
Закрыть