От первого лица , Черноземье ,  
0 

«Рост, диверсификация, развитие характеризуют «Эксойл Групп» в 2024 году»

Реклама:
Николай Жирнов (Фото: пресс-служба ООО «УК Эксойл Групп»)
Николай Жирнов (Фото: пресс-служба ООО «УК Эксойл Групп»)
Генеральный директор компании «Эксойл Групп» Николай Жирнов — о слиянии с «Масленицей», наращивании мощностей, запуске соевого завода, проблеме формирования штата, влиянии санкций, рынках сбыта и планах на 2025 год.

— Важным событием 2024 года стало слияние активов компаний «Масленица» и «Эксойл Групп», которое произошло в октябре. Заметили ли вы уже экономический эффект от данной сделки и как она должна повлиять на будущее развитие?

— Слияние еще до конца не произошло, оно только началось. Думаю, что первый этап мы закончим до конца 2024 года. За те месяцы, что мы этим занимаемся, соединили основные функции. Пока еще не в сухом остатке в виде денег в отчетности, но с точки зрения смысла, конечно, мы уже получаем значительную часть синергии.

— А почему вообще пришли к решению организовать слияние?

— «Эксойл» имеет большие планы по увеличению компании: мы достраиваем большой соевый завод. Когда мы начали оценивать плюсы и минусы от того, что мы управляем «Масленицей» отдельно, а «Эксойл» отдельно, поняли, что плюсов не существует. Нужно соединять компании, потому что с учетом роста «Эксойл» становится неэффективно управлять и той, и другой компанией по отдельности. У нас есть заметная синергия в объединении, и, учитывая, что мы живем в очень конкурентном рынке, а этот сезон особенно конкурентный, мы решили, что нам нужно эту синергию применить и стать более эффективными.

Николай Жирнов: «Рост, диверсификация, развитие характеризуют «Эксойл Групп» в 2024 году»

— Какие мероприятия проводят в компании для усовершенствования процессов?

— Это для нас актуально, особенно сейчас, потому что «Эксойл» была достаточно молодой компанией, где нужно было оптимизировать бизнес-процессы, разделить их между разными функциями, чтобы каждый занимался своим делом. Обычная работа. Но при объединении с «Масленицей», работы добавилось, потому что есть процессы, которые в «Эксойл» установлены, а в «Масленице» не были установлены, есть процессы, которые были установлены в «Масленице», но не были установлены в «Эксойл». И сейчас у нас ведется отдельная работа, связанная с интеграцией двух компаний, для того чтобы проанализировать и выбрать лучшие процессы из тех, что есть в каждой компании, установить их как процессы уже объединенной компании. У нас есть специальное подразделение, люди, которые занимаются методологически помощью руководителям, чтобы они могли описывать правильно бизнес-процессы и уже на основании этого принимать решения о структурах подразделения и целях для разных должностей.

— Предприятие постоянно наращивает мощности. С каким объемом переработки вы заканчиваете 2024 год и намерены ли увеличить его в 2025 году?

— У нас измеряют не календарными годами. У нас год сезонный: он начинается в октябре и заканчивается в сентябре. Поэтому правильно говорить о сезоне прошлого года, который завершен. Да, нам удалось нарастить мощности и в нашем существующем заводе «Эксойл», и в заводе «Масленица», действующем в Воронежской области. В основном за счет организационных мероприятий. Крупных реконструкций мы не делали. Но в 2025 году нашей основной задачей является запуск нового завода. Он-то и даст нам основное увеличение мощностей производства.

— Речь идет о строительстве второй очереди завода по глубокой переработке масличных культур в Тербунах. Расскажите, когда планируется его пуск, сколько сырья он сможет перерабатывать и насколько вырастет штат сотрудников?

— Да, мы планируем в следующем году запустить соевый завод. Это большое предприятие, оно будет перерабатывать до 1 млн тонн сои и рапса в год. Сейчас среда — с точки зрения импорта оборудования в Россию — очень нестабильна. Тем не менее, мы рассчитываем, что примерно в середине следующего календарного года запустим завод в пуско-наладку уже на сырье. Ближе к сезону мы должны выйти на плановые мощности для того, чтобы уже во время сезона завод себя проявил. На заводе будет создано примерно 300 новых рабочих мест. Поэтому мы уже начали подбор персонала. Сейчас сложно прилечь квалифицированные кадры. Но мы рассчитываем, что к старту пуско-наладки у нас необходимое количество людей уже будет на борту. Планируем их обучить и запустить завод с более-менее боеспособной командой.

— Получается, закупка импортного оборудования несколько сдвинула сроки, и инвестиции также поменялись?

— Конечно. История стройки этого завода достаточно долгая. Ей три года. Стройка начиналась, останавливалась, летом 2023 года была возобновлена. За это время произошли известные события, которые привели к тому, что и проект в части оборудования поменялся значительно, и это оборудование стало дороже и дольше доставляется, девальвация тоже внесла свой эффект, поэтому много что поменялось. Сложный проект, по правде говоря, но мы уверены, что достроим завод и успешно запустим.

— Вы затронули тему сотрудников. В последнее время проблема дефицита кадров стоит особенно остро во многих сферах и, конечно же, затрагивает и сельскохозяйственные предприятия. Как вы с ней справляетесь? Что помогает формировать и удерживать штат профессионалов?

— Сложность привлечения людей растет по экспоненте. Это накладывает на нас дополнительные вызовы, и мы должны с ними работать. Раньше был большой рынок труда, значительная безработица. И если нужно 300 человек, можно было просто выйти на рынок, дать конкурентоспособные условия, обучить пришедших людей — и все в порядке. Сейчас такого нет. Сейчас мы работаем над тем, чтобы квалифицированных сотрудников, которые хотят развиваться в компании, всячески удерживать и давать им возможности для их личностного, профессионального роста.

Кроме этого мы понимаем, что нужно думать про людей на гораздо более длительном горизонте, поэтому уже договорились и со средними и высшими учебными заведениями, в том числе и в тех населенных пунктах, где находятся заводы. Мы работаем с Тербунским колледжем, с Елецким университетом, с Воронежским университетом пищевой промышленности. Участвуем в их образовательных программах и рассчитываем на то, что выпускники этих программ будут приходить к нам: сначала стажерами, потом молодыми сотрудниками, дальше мы будем их учить, развивать. И они постепенно будут расти вместе с компанией, дорастать до вышестоящих должностей. В целом это очень длинный путь работы с людьми. По сути, она ведется со школьной скамьи и накладывает на руководителей компании и службу по работе с персоналом дополнительные вызовы. Наша задача — иметь план действий, как это реализовывать, в том числе с точки зрения стратегической работы с людьми для их роста внутри компании.

― Но многие эксперты и руководители сельскохозяйственных компаний отмечают, что образ сельского хозяйства для молодежи не очень привлекательный. Вы замечаете заинтересованность студентов, с которыми работаете?

— Мы больше находимся в сфере не сельского хозяйства, а производства продуктов питания, переработки сельскохозяйственной продукции. Есть люди, которым интересно работать на новом, высокотехнологичном, автоматизированном оборудовании. Конечно, требуется достаточно высокая квалификация, знание оборудования, алгоритмов его работы. Автоматизированного оборудования все больше на современных заводах, в том числе и на нашем. Это интересно, и молодые ребята учатся, а потом приходят к нам. И чем сложнее, тем сильнее будут развиваться технологии с точки зрения автоматизации. В части работы с сырьем могут добавляться искусственный интеллект, роботизация. Если 20 лет назад это было чем-то фантастическим, то сегодня мы приходим на завод и видим эти элементы. Они присутствуют уже просто в рабочей рутине.

— В начале интервью вы уже сказали, что у вас возникли сложности с импортным оборудованием. Как еще санкции повлияли на работу?

— Санкции — это постоянный вызов, они постоянно меняются. Мы в основном работаем на экспорт. У нас постоянно меняются каналы оплаты экспортной продукции. Одни банки вчера могли получать валютную выручку, сегодня уже не могут. Другие банки наших клиентов в дружественных, я подчеркиваю, странах вчера могли переводить в Россию валютную выручку, сегодня они перестали это делать. Каждый новый пакет санкций приводит к тому, что приходится находить правильный путь противодействия, чтобы работа не прекращалась. Но этого недостаточно. Нужно предвидеть, какие могут быть сложности. У нас есть оценка рисков компании, в том числе связанных с санкциями. Мы понимаем, что может быть в случае, если валютная выручка вообще не будет приходить в Россию. То есть у нас есть на это планы действий, мы стараемся думать заранее, чтобы не попадать в ситуацию, когда срочно нужно что-то предпринимать. То же самое с оборудованием. Просто ужесточается вся логистика. Вчера мог быть один маршрут, сегодня приходится искать другой маршрут. Но я не могу сказать, что это какие-то атомные взрывы, которые разрушают вообще все. Просто постепенно закрываются более удобные двери, приходится открывать менее удобные и все равно проходить туда, куда надо.

— Вы уже затронули тему экспорта. С какими странами вы сейчас работаете и переориентировались ли в связи со сложившейся современной ситуацией на новые экспортные рынки?

— Мы на них переориентировались еще в начале 2022 года, когда случились известные события и наши покупатели — западные мировые интернациональные компании — просто перестали приходить за уже сделанными заказами. Нашими основными рынками сейчас являются дружественные страны, которые находятся в зоне нашего конкурентного преимущества с точки зрения логистики. Это в первую очередь Индия, Китай, Иран, Турция, страны Ближнего Востока, Северной Африки, это наши потенциальные рынки. Все их мы уже достаточно неплохо изучили, знаем там покупателей, мы постоянно мониторим на них ситуацию и в зависимости от того, что для нас более выгодно, принимаем решение, куда экспортировать. Поэтому я бы не сказал, что усиление санкций как-то в этом смысле влияет. Оно влияет на платежи, на импорт. А на экспорт нашей продукции пока, к счастью, напрямую не влияет. Учитывая, что мы производим продукты питания, надеюсь, что в будущем так и останется.

— Если коротко подвести итоги 2024 года, то какие главные выводы вы можете сделать?

— Компанию в 2024 году характеризуют «рост, диверсификация и развитие». Очевидно, что с точки зрения принятых решений компанию характеризует слово «рост». Фактически «Эксойл» вырос в два раза за счет объединения с «Масленицей». Второе слово — это «диверсификация». Мы были компанией, которая занимается только экспортом. Сейчас у нас примерно половина бизнеса связана с бутылкой внутри России. Это такие бренды, как «Олейна», Ideal, есть целый портфель брендов. То есть мы стали не только компанией, которая экспортирует, мы стали компанией, которая работает и на внутренний рынок. Для сотрудников 2024 год можно охарактеризовать словом «развитие». Бизнес удвоился, и руководители получили развитие. Для них это, с одной стороны, очень интересно и мотивирующе, с другой стороны, это вызов, своим развитием они должны показать, что это был правильный выбор, что они действительно могут привести удвоившийся бизнес к ожидаемым результатам.

Думаю, что все наши сотрудники довольны тем, что компания развивается, потому что это дает больше возможностей для профессионального и личностного роста. И компенсация тоже является немаловажным фактором.

— Поделитесь планами на 2025 год.

— В 2025 году нам надо решить два главных вопроса. Во-первых, это полная интеграция компаний «Эксойл» и «Масленица», которая дает нам дополнительную синергию в виде финансового результата, и нам очень важно это получить. Такой же важный вопрос — нам необходимо вовремя достроить и успешно запустить соевый завод. Все это вместе приведет к очень сильному росту компании. Если брать «Эксойл», то ожидаем минимум утроения бизнеса компании в целом. Для нас это большой вызов на 2024-2025 финансовый год, равный сезону в сырье. Когда мы его успешно пройдем, выйдем в абсолютно другую компанию, нас просто будет невозможно сравнивать. Все задачи очень достойные, и наша цель — их успешно реализовать и выйти в следующий сезон 2025-2026 года уже компанией, которая является одним из лидеров и входит в топ-5 компаний в своей отрасли. Над этим мы сейчас очень много и напряженно работаем.

— Есть поставленные цели по объему производства?

— На заводе «Масленица» мы планируем завершить этап увеличения мощностей. В итоге оба завода — «Масленица» и «Эксойл» — будут одинаковыми с точки зрения объема переработки. В сумме они должны перерабатывать 1,2-1,3 млн тонн сырья в год. Плановая проектная мощность соевого завода — 1 млн тонн. С такими цифрами мы уверенно входим в пятерку крупнейших переработчиков масличных культур в нашей отрасли. У нас есть планы по дальнейшей стратегии роста. Но сначала надо реализовать названные задачи.

Реклама. Рекламодатель: ООО «УК «ЭксОйл Групп», exoil.org, erid=2SDnjdNNnMH

Содержание
Закрыть