Практика , Черноземье ,  
0 

«Проблемы в агростраховании должны решаться с учетом интересов аграриев»

Президент НСА Корней Биждов — об особенностях работы агрострахования в 2024 году
Корней Биждов (Фото: РБК Черноземье)
Корней Биждов (Фото: РБК Черноземье)
Президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов — о том, почему 2024 год стал непростым для системы агрострахования, что даст аграриям снижение размера франшизы и как «цифра» помогает оценить ущерб.

— Ранее вы говорили, что 2024 год стал не рядовым с точки зрения работы системы агрострахования в России. В чем именно это выразилось?

— Агрострахование в 2024 году во многих аспектах испытало серьезное напряжение и столкнулось с беспрецедентными вызовами. Главные события обусловлены, прежде всего, резко возросшей частотой и масштабом агроклиматических отклонений, которые сильно повлияли на урожай, и как следствие на механизм работы системы сельскохозяйственного страхования в целом. В 2024 году в российских субъектах произошло 34 чрезвычайные ситуации, связанные с неблагоприятными погодными условиями, что в два раза больше, чем в прошлые периоды. При этом в некоторых регионах ЧС объявлялось по два раза за аграрный сезон. На юге страны, например, в Ростовской области после весенних заморозков последовала засуха. Естественно, это нанесло ощутимый ущерб сельскохозяйственным культурам и стало серьезным испытанием для агробизнеса.

В целом за 11 месяцев 2024 года российские аграрии получили порядка 6 млрд рублей страховых выплат, из которых около 5 млрд рублей по страхованию с господдержкой. Полагаю, по окончательным данным за год цифра может быть существенно увеличена.

Корней Биждов: «Проблемы в агростраховании должны решаться с учетом интересов аграриев»

— По предварительным оценкам, застрахованная площадь в 2024 году составила около 20% от общих посевов. Кто и почему из регионов РФ лидирует и отстает по страхованию с господдержкой? Как на этом фоне выглядят регионы Черноземья?

— Общая картина за год еще будет уточнена, но уже можно сказать, что темпы роста застрахованной площади по сравнению с 2023 годом составляют от 25 до 40% по разным направлениям. К примеру, объем страхования озимых культур в стране достиг 25% от площади осеннего сева, в 2018 году этот показатель был на уровне 1,5%.

Впервые за всю историю существования системы агрострахования четыре региона в 2024 году вышли в «миллионники» по защищенной страхованием площади. Это Омская и Ростовская области, Ставропольский и Краснодарский края. В каждом из них под урожай 2024 года было застраховано более 1 млн га посевов.

В десятку лидеров по размеру площади застрахованного сева в стране также входит ряд регионов Черноземья. Лидерами по этому показателю являются Тамбовская область, где охват достигает 44% (826 тыс. га), Липецкая область — 42% (594 тыс. га), Воронежская область — 40% (850 тыс. га). Хотел поблагодарить региональные минсельхозы данных субъектов за четкую организацию системы агрострахования. Когда мы говорим о показателях, должны помнить, что достигнуть определенной планки — это не главное. Важно, как организована система субсидирования договоров сельхозстрахования, и позиция региональных минсельхозов. Аграрии тех регионов, где система административной поддержки с помощью инструмента страхования налажена, чувствуют себя в безопасности от фактора климатического влияния на их бизнес.

— А как складывается ситуация на рынке страхования сельхозживотных, какова динамика?

— По сегменту страхования сельхозживотных с господдержкой можем говорить о том, что начиная с 2022 года, достигнуто определенное плато. По нашим данным, в 2024 году в стране застраховано порядка 47% промышленного поголовья сельскохозяйственных животных — это значимое достижение. Такими показателями могут подхватываться далеко не все аграрные страны, в которых сельхозстрахование стартовало гораздо раньше, чем в России.

По двум ключевым направлениям развития отечественного животноводства — свиноводство и птицеводство показатели значительно выше. Уровень охвата страхованием промышленного поголовья свиней в РФ составляет 70%, птицы — 60%.

Хотел бы выделить еще один результат 2024 года — впервые произошло расширение охвата страхованием крупного рогатого скота. Он превысил 25%.

Особенно активно развивают страхование животноводства регионы Черноземья. Они входят в число крупнейших субъектов по размеру застрахованного поголовья практически по всем направлениям. Безусловным лидером в макрорегионе является Тамбовская область, которая обеспечила охват страховой защитой 100% сельхозживотных. В Липецкой области данный показатель составляет 81%, в Курской области — 67%, в Воронежской области — 63%.

— В конце декабря Госдума РФ приняла закон о совершенствовании механизма сельхозстрахования. Документ снижает максимальный размер безусловной франшизы по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, а также расширяет виды страховых случаев в области животноводства. Каким образом эти нововведения отразятся на развитии агрострахования в стране? Что это даст аграриям?

— Напомню, что наш профильный закон о развитии сельского хозяйства (260-ФЗ) неоднократно претерпевал изменения. Не менее шести раз в него вносились правки, касающиеся в первую очередь соблюдения интересов аграриев. Депутаты ГД РФ, профильный комитет Совета Федерации, комитет НСА и Минсельхоз РФ всегда исходят из того, чтобы те проблемы, которые возникают в практической части реализации инструмента агрострахования с господдержкой, должны решаться оперативно и с учетом интересов аграриев.

Изменения, принятые во второй половине 2024 года, также направлены на усиление степени защищенности российских аграриев. В частности, определены новые риски по страхованию сельхозживотных, причем один из них очень существенный. Он касается изъятия сельхозживотных при биологических чрезвычайных ситуациях. Здесь есть свои нюансы, но, тем не менее, мы понимаем, что это очень актуально как для крупных животноводческих комплексов, так и для среднего и малого бизнеса.

Кроме этого, одним из существенных моментов с точки зрения страхования урожая сельскохозяйственных культур является снижение порога безусловной франшизы с 50 до 30% от страховой суммы. Это нововведение будет обеспечивать аграриев реальной страховой защитой.

Все эти поправки, повторюсь, направлены на существенное улучшение качества страхования и защищенности сельхозтоваропроизводителей.

— НСА подготовил изменения в правила страхования — они должны сократить сроки и упростить процедуру получения страховых выплат. Каковы перспективы этого документа и сроки работы над ним?

— По инициативе страхового сообщества при активной поддержке Минсельхоза РФ, Минфина РФ и Банка России подготовили изменения в правила страхования. Документ должен еще пройти определенные этапы согласования.

Среди ключевых изменений: аграрии смогут получить половину страховой выплаты после уборки урожая, не дожидаясь подтверждения другими документами, например, формами Росстата. Еще одна инициатива, которая, надеюсь, также будет согласована, — некоторые виды климатических явлений можно будет не подтверждать справками Росгидромета. Речь идет о тех явления, которые можно визуально зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки. Таким образом, аграриям будет достаточно сделать по определенному алгоритму запись с привязкой к местности или конкретному полю. На основании этого страховая компания будет вправе произвести выплату, подтвердив данными космомониторинга. Напомню, что такой системой агростраховщики пользуются давно и применяют ее с целью упрощения тех процедур, которые необходимо провести при наступлении страхового события.

— Учитывая оперативную обстановку в ряде приграничных регионов все чаще возникает дискуссия о страховании рисков с господдержкой, связанных с падением БПЛА. Какова ваша позиция по этому вопросу?

— Эту тему обсуждали многократно, в том числе непосредственно в тех регионах, где этот риск присутствует, например, в Белгородской области (мы в прошлом году там проводили масштабное мероприятие с аграриями). Знаем, что это очень актуально для сельхозтоваропроизводителей, но действуем строго в соответствии с действующим законом. Документ не предусматривает иных рисков, кроме рисков, связанных со стихийными бедствиями и болезнями животных.

В то же время ряд крупных страховщиков учитывают такую потребность у аграриев Брянской, Белгородской и Курской областей и осуществляют такого рода страхование по принципу дополнительного соглашения к основному договору. Проще говоря, по субсидируемым договорам данные риски страховать не можем, но страховая компания вправе осуществлять такую защиту при определенных условиях для своих клиентов.

— В последние годы цифровизация АПК стала одним из ключевых трендом. Как обстоит дело в сфере агрострахования? Чем «цифра» помогает аграрием и агростраховщикам?

— Считаю, что без цифровизации агрострахование в целом не может полноценно развиваться. В повседневной практике цифровые инструменты стали абсолютно неотъемлемой частью и повседневным элементом работы нашей подотрасли.

В агростраховании такие технологии, например, космомониторинг, начали внедрять еще с 2015 года. Благодаря этому инструменту аграрии, у которых пострадали посевы в результате весенних заморозков в 2024 году, получали страховые выплаты в течение двух-трех дней после того, как эта ситуация была зафиксирована на их полях. Это абсолютно без преувеличения рекордные сроки страховых выплат.

К слову, аграрии Тамбовской области получили более 180 млн рублей страховых выплат в течение одного месяца. В целом по программе ЧС российские аграрии во всех регионах, включая Воронежскую и Липецкую области, получили 1,2 млрд рублей выплат в основном в течение первого месяца. Именно в тот момент, когда эти деньги были нужны сельхозпроизводителям для пересева сельхозкультур, закрытия обязательств перед банками и так далее.

Важнейшим направлением цифровизации системы агрострахования может стать в перспективе использование цифровых платформ, разработанных и внедренных Минсельхозом России, например, ФГИС «Зерно». Это может существенно облегчить аграриям процесс заключения договоров страхования и получения страховой выплаты.

Помимо этого, мы разработали цифровой инструмент, облегчающий проведение осмотров полей и анализ данных при заключении страховых договоров и урегулировании страховых случаев. Новое цифровое решение позволяет в режиме реального времени зафиксировать картину ущерба непосредственно на поле и автоматически передать данные в страховую компанию. Это существенно сокращает сроки страховой выплаты.

— Начало 2025 года ознаменовалось повышенными погодными рисками для озимых культур в ряде регионов. Как вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

— Действительно, мы получаем и собираем информацию об агроклиматической ситуации в российских регионах от Росгидромета, региональных структур, прогностических организаций и космомониторинга. Делаем это постоянно, особенно активно в период перед посевными кампаниями.

На сегодня ситуация с озимыми вызывает некое беспокойство, но оснований для панических выводов нет. Это показывает и практика прошлых лет. Дело в том, что вызревание озимых и их урожайность зависит от погодных условий на протяжении длительного периода. Только сумма негативных факторов, таких как, например, отсутствие снежного покрова, большие морозы и неприменение морозоустойчивых семян, может дать плохой результат. Такая картина может сложиться, но мы ее оцениваем с очень низкой долей вероятности. Да, повод для беспокойства есть, но тревожные выводы пока еще рано делать.

— В 2025 году планируется проработать вопросы страхования рисков специфических направлений сельхозпроизводства, таких как садоводство и виноградарство, овощеводство, товарная аквакультура. Какие именно здесь вопросы требуют особого внимания?

— Вы правильно подчеркнули, что это довольно «нишевые» направления с точки зрения страховой защиты. Сами по себе применяемые агротехнологии в данных отраслях настолько специфичны, что требуют определенно других решений, выходящих за рамки стандартных механизмов агрострахования.

Во-первых, эти подотрасли — аквакультура, интенсивное садоводство, виноградарство — сегодня очень важны для дальнейшего развития агропромышленного комплекса, в том числе в плане экспортного потенциала и импортозамещения. Вторая причина — данные подотрасли достаточно капиталоемкие, соответственно это усиливает необходимость их страхования.

Что касается непосредственно садоводства и виноградарства, решения уже найдены. Они учитывают главную потребность, о которой заявляли сельхозпроизводители, — страхование качества. У садоводов и виноградарей часто происходит так: объем застрахованного урожая соответствует прогнозным ожиданиям, но его качество из-за плохих агроклиматических условий оставляет желать лучшего. В этом и заключался основной запрос аграриев. Решение найдено, надеюсь, что все согласования пройдут в 2025 году.

Аквакультура сама по себе достаточно рискованная отрасль, при этом очень дорогостоящая с точки зрения вложений в производство. Здесь тоже требуются определенного рода решения в сфере сельскохозяйственного страхования. Запрос на это мы видим и со стороны самих рыбоводных хозяйств. Именно поэтому при аграрном комитете Совета Федерации сейчас сформирована постоянно действующая рабочая группа, которая будет прорабатывать вопросы в области страхования аквакультуры. Рассчитываем, что к концу 2025 года по ряду этих направлений увидим существенный рост страхования.

— Какие нововведения в сфере агрострахования еще нужны и планируются в ближайшее время?

— Правительство России поставило задачу до 2030 года — не менее 30% посевов в стране должно быть застраховано. По нашему мнению, этот порог сможем преодолеть уже в ближайшие два года.

Если говорить не только о количественных показателях, одним из главных направлений является изменение качественных показателей взаимодействия сельхозпроизводителей и страховых компаний. Прежде всего, это касается качества страховых продуктов. Планируем вынести на рассмотрение предложение по программе индексного страхования, сейчас оно на стадии формирования.

Продолжим оцифровывать систему агрострахования, создавать удобные сервисы для аграриев. Конечно же, будет продолжена и информационно-разъяснительная работа. Это очень важное направление, поскольку аграрии даже развитых регионов не всегда представляют, какая страховая защита им предлагается, какие условия, что у них есть опциональные возможности выбора, возможность улучшить качество своего страхового полиса. Как мне кажется, эта работа будет одной из самых существенных на ближайшие два-три года.

Планируем повысить уровень проникновения страховой защиты в подотраслях животноводства, которые еще находятся на стартовой позиции, например, в овцеводстве. Также по тем направлениям, о которых мы уже говорили, садоводства и виноградарства, овощеводства, товарной аквакультуры.

Основной тренд в развитии агрострахования будет направлен на создание инструментов и условий для проникновения в отдельные подотрасли. Это одна из основных задач и направлений деятельности.

Еще важно, конечно, продолжать вовлекать те регионы, которые, к сожалению, до сих пор «раскачиваются» с точки зрения развития агрострахования. Это и достаточно крупные аграрные субъекты, например, на Северном Кавказе. Наша задача — совместно с региональными минсельхозами сделать все для того, чтобы сельхозпроизводство и в этих регионах было защищено.

Бизнес-кейс «Гордость «Продимекс» ― экологичность и эффективность производств»
Содержание
Закрыть