
— Какие основные достижения компании «Группа Мовиста» за прошлый год можно выделить?
— Год прошел удачно — мы запустили движение во всех наших четырех городах: в Липецке, Курске, Перми и Ярославле. Полностью поставили 100% подвижного состава — это 159 трамваев, новых, современных, низкопольных. Построена значительная часть запланированной инфраструктуры, и жители городов, где мы работаем, могут почувствовать разницу между старым и современным подвижными составами. Новый транспорт удобный, комфортный, к тому же мы предлагаем удобные способы оплаты. Отдельно хотел бы отметить запуск сервиса геооплаты в ряде регионов. Теперь нет необходимости подходить к валидатору — через приложение своего региона или системных игроков на этом рынке достаточно отметить в телефоне, что вы сели в транспорт: в автобус, трамвай или троллейбус. При выходе не нужно ничего делать. Автоматически приходит push-уведомление о завершении поездки и ее стоимости. Это большой прорыв. К концу года совершили более 10 млн таких транзакций и планируем масштабировать это решение.
— Какие планы у компании на 2025 год?
— Мы продолжаем реализацию четырех концессионных проектов: в Липецке, Курске, Ярославле и Перми. Эти проекты находятся под серьезным контролем правительства Российской Федерации, так как важны для этих городов. Проекты включают обновление рельсового полотна в центральной части города и приобретение нового подвижного состава, изменение подхода к общественному транспорту, особенно к электрическому транспорту — экологичному и бесшумному. В Перми после запуска движения люди писали в отзывах, что впервые за долгое время смогли выспаться, не слыша трамваи. Современные технологии, сварные рельсы без стыков, делают трамвай бесшумным. Все проекты планируем завершить в 2026 году, за исключением работ по депо. Депо — это сложный вопрос. В Ярославле и Перми осуществляем новое строительство, а в Курске и Липецке — реконструируем действующие депо. Работаем «по живому», модернизируя действующие предприятия, потому что современные трамваи требуют другого подхода к обслуживанию: оборудование размещается вверху, а не снизу, как раньше. Также необходимо обучать персонал, чем мы сейчас и занимаемся. Уверены, что все работы завершим успешно.
— Почему компания «Группа Мовиста» уделяет такое внимание именно электротранспорту?
— Для городов электротранспорт — это спасение. Во-первых, он бесшумный. Во-вторых, нет выхлопов. Электрический транспорт очень экологичен. Трамвай перевозит больше пассажиров, чем автобус. Он идет по выделенной полосе, что обеспечивает более высокую скорость. Наконец, совместно с нашими IT-компаниями реализуем функцию приоритетного проезда. Это значит, что когда общественный транспорт подъезжает к перекрестку, для него загорается зеленый свет. Трамвай и вся инфраструктура оборудованы современной телематикой, управлением и системой перевода стрелок. Больше не нужно водителю выходить из кабины с ломиком переводить стрелки, все делается заранее автоматически, быстро и эффективно. К тому же наши программы обеспечивают для трамваев и троллейбусов маршруты, расписание, учет пассажиропотока, контроль за безбилетниками. Пассажиры точно знают, когда транспорт придет на остановку. В Курске этот проект реализован великолепно. Люди могут точнее планировать свои поездки. С моей точки зрения, электрический пассажирский транспорт — это будущее наших городов. Он позволяет бесшумно, быстро, эффективно и экологично перевозить наших горожан.
— Одна из тем ПМЭФ — развитие искусственного интеллекта. Применяет ли ИИ «Группа Мовиста»?
— 29 мая Курск с рабочим визитом посетил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Григоренко, и я показывал ему, как реализуется искусственный интеллект в общественном транспорте. Один из знаковых моментов — это контроль безбилетных пассажиров. Мы точно знаем, на какой остановке, в какое время, какое количество безбилетных пассажиров будет. Статистика и обработка данных позволяют нам строить тепловую карту наличия безбилетников на том или ином маршруте. Это позволяет городу или организатору перевозок отправлять туда бригады контролеров. После нескольких таких проверок пассажиры переходят на оплату, особенно если мы говорим про геооплату.
— Заинтересованы ли в ваших инновационных решениях зарубежные партнеры? Есть ли информация, что что-то реализуется за пределами России?
— Пока мы находимся в стадии обсуждения. Ведем переговоры с коллегами из Баку, в течение года обсуждаем возможность применения системы диспетчеризации, управления расписанием и контроля пассажиропотока. Были заявки от Еревана и Тбилиси. Я летал в Узбекистан, обсуждал проекты в Ташкенте. Процесс идет не быстро, но современный подход к управлению движением, расписанием, контролем за пассажирами, оплатами и техническим состоянием транспорта востребован во многих крупных городах и столицах. У нас есть реализованный проект — Верхнепышминский трамвай, соединяющий Верхнюю Пышму и Екатеринбург. Это выделенная линия, по которой постоянно ходят трамваи. Мы перевезли более 3,5 млн пассажиров. Планируем совместно с коллегами из Санкт-Петербурга реализовать там беспилотное решение. Эксперименты с беспилотным транспортом сейчас проводятся в Москве и Санкт-Петербурге, и Верхняя Пышма может стать третьей точкой, где будет реализован беспилотный трамвай.
— Компания «Группа Мовиста» — активный участник Петербургского экономического форума. Какие изменения вы заметили в этом году?
— Радует то, что вижу много знакомых лиц: партнеров, банков, представителей муниципалитетов, с которыми работаем или обсуждаем возможные проекты и поставки электрического транспорта. Надеюсь, что контактов будет больше, и они будут интересными и эффективными, и что у нас появится много новых совместных проектов.
Реклама. Рекламодатель: ООО «Группа Мовиста», ОГРН: 1207700249107. erid: 2SDnjcVspE9