
23 сентября губернатор Воронежской области Александр Гусев провел заседание регионального правительства, посвященное созданию единого образовательного пространства.
Министр образования Наталья Салогубова сообщила, что в области утверждены единые подходы к построению образовательной среды, организации учебного процесса, содержанию программ и воспитательной работе. По ее словам, в школах внедряется единая модель профориентации и разрабатывается модель психолого-педагогического сопровождения учащихся. Цель нововведений — сделать обучение качественным и доступным для детей, эффективным для педагогов и понятным для родителей с точки зрения результатов.
Министр подчеркнула, что единое содержание программ отражается в учебных материалах. Для их освоения реализуется план оснащения кабинетов современным оборудованием. В минувшем учебном году 289 школ получили новое оборудование для кабинетов труда и ОБЖ в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». Оно будет использоваться и в сетевой форме, что позволит всем школам региона иметь к нему доступ.
В 2024 году начали работу детские технопарки в образовательных центрах «Лидер» в Боброве и «Содружество» в Воронеже. В сентябре 2025 года открылись еще два технопарка — на базе образовательного центра «Траектория» и воронежской школы №109 «Полигон Будущего».
Также в регионе разработан единый план воспитательной работы, включающий более 200 проектов и мероприятий. За их реализацию отвечают учреждения образования, культуры и общественные организации. Во всех школах введены должности советников директоров по воспитанию, которые координируют выполнение этого плана.
В учебных заведениях региона заведены традиции поднятия флага и исполнения гимна в начале недели, а для младших школьников реализуется программа «Орлята России». В рамках внеурочной деятельности проводятся «Разговоры о важном», формирующие у детей представления об устройстве государства и общества.
Салогубова отметила, что в рамках единой системы воспитания у учащихся формируются базовые национальные ценности и раскрывается творческий потенциал, а педагоги получают готовый алгоритм организации этой работы.
Министр добавила, что формирование единого образовательного пространства требует изменений в организации муниципальной сети образовательных учреждений. В прошлом учебном году стартовал региональный проект «Воронежская перспективная школа», обеспечивающий качественное образование независимо от места жительства детей. В 2024 году была подготовлена нормативная база и обеспечено финансирование сетевых программ. Создание образовательных округов позволило 33 тыс. старшеклассников получить доступ к необходимым ресурсам. Было реализовано более 1,7 тыс. программ учебных предметов, 105 программ внеурочной деятельности и 189 программ дополнительного образования.
В 2025 году в концепцию проекта «Воронежская перспективная школа» внесли изменения, направленные на расширение образовательных возможностей и устранение дублирования нагрузки. Проработаны механизмы реализации сетевых программ и учета образовательных результатов.
Во всех образовательных организациях в 2025–2026 учебном году внедряется единая модель профориентации. Она включает меры по формированию осознанного выбора профессии с учетом кадровых потребностей экономики региона. Программа ориентирована на учеников 6–11 классов. Одним из важных направлений станет создание в текущем учебном году центров психолого-педагогической помощи в каждом муниципалитете.
Комментируя доклад, губернатор Гусев отметил важность комплексного подхода в сфере образования. Он подчеркнул необходимость баланса между обучением и воспитанием, указав, что воспитательная составляющая требует усиления. Глава региона заявил, что своевременное начало изменений в рамках программы «Воронежская перспективная школа» является преимуществом области. По его словам, методы работы учителей, включая выездные мероприятия и дистанционные формы обучения, должны быть эффективными, а унификация методик упростит работу педагогов и даст дополнительные возможности детям.