Решения⁠, Черноземье ,
0

Комфорт — капитал: как городская среда меняет деловой климат Воронежа

Эксперты обсудили переход Воронежа от экономики транзита к пребыванию
Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье
Эксперты обозначили тренд: комфортная городская среда — драйвер роста. Переход от «экономики транзита» к «экономике пребывания», где пешеходные зоны увеличивают выручку бизнеса, — новая реальность для развития Воронежа.

Десятый Воронежский форум предпринимателей, собравший около 4 тыс. участников, стал площадкой для стратегического диалога о том, как качество городской среды влияет на бизнес-климат. Эксперты, чиновники и предприниматели обсудили, как превратить улицы Воронежа из транспортных артерий в точки экономического роста, где основным агентом выступает пешеход, готовый тратить деньги на комфортное пребывание.

Почему городская среда стала экономической категорией

Мегаполисы давно признали комфортную городскую среду ключевым драйвером экономического роста. Как отметил, открывая дискуссию, руководитель медиахолдинга РБК Черноземье Игорь Титов, стремительный рост городов является катализатором прогресса, но ставит новые вызовы. Яркой иллюстрацией российской специфики стала недавняя встреча с инвесторами, готовыми вложить миллиарды в новые заводы в Воронежской области.

«Инвесторам предлагают выгодные условия в областном центре, но они сталкиваются с дефицитом кадров. Квалифицированные специалисты уже распределены по существующим предприятиям», — констатировал Титов. Этот кейс наглядно демонстрирует: современный город должен быть притягательным не только для инвесторов, но и для жителей, чей человеческий капитал становится главным ресурсом развития.

Комфорт — капитал: как городская среда меняет деловой климат Воронежа

Понятие «комфортная среда» остается многогранным. Для кого-то это широкая магистраль, для другого — уютная улица с тенистыми деревьями. Однако, как подчеркивает специалист в области устойчивого развития территорий и ESG, КБ «Гофбауэр» Ольга Гофбауэр, за кажущейся субъективностью стоят вполне конкретные экономические выгоды. «Комфортная городская среда генерирует экономическую выгоду. Где приятно жить, там выгодно работать, — утверждает эксперт. — Когда среда комфортна, люди выходят на улицы, взаимодействуют с окружающей средой и тратят деньги. Главное преимущество — приток человеческого капитала. Сейчас работники выбирают город, в котором им жить». В качестве успешных примеров она привела Альметьевск, сделавший ставку на благоустройство и демонстрирующий ежегодный прирост населения.

Пешеход как главная экономическая единица: доказательства и кейсы

Ольга Гофбауэр представила убедительные данные, доказывающие экономическую целесообразность инвестиций в пешеходные пространства. «Все исследования, будь то КБ «Стрелка» или «Урбан Стадис», говорят об одном и том же: пешеход обеспечивает прирост выручки на 15-25%, а иногда и на 60%», — заявила она.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

Этот тезис она проиллюстрировала яркими примерами. В Альметьевске развитие велодорожек привело к буму служб доставки, изменивших потребительские привычки горожан. Уникальное для России решение — разделение потоков (автодорога, зеленая зона, велодорожка, снова зеленая зона, тротуар) — создало комфорт для всех. Успех Кремлевской набережной и улицы Баумана в Казани также подтверждает правило: «Основной потребитель и главная экономическая единица всех этих проектов — пешеход. Именно пешеход оставляет деньги, а не автомобилист».

«Автомобилист движется из точки А в точку Б быстро, не останавливаясь, не обращая внимания на витрины и товары. Пешеход же идет, все рассматривает, чувствует запахи. Предприниматели не должны это игнорировать», — резюмировала эксперт, призвав переходить от «экономики транзита» к «экономике пребывания».

Бизнес-практики: от локальных инициатив к «парковой экономике»

Предприниматели на форуме поделились конкретными кейсами и предложениями по преобразованию городской среды.

Предприниматель, ресторатор Олег Лосев рассказал о практической инициативе по преобразованию улицы Комиссаржевской. Столкнувшись с проблемами вроде падения льда с крыш и отсутствия ливневой канализации возле своего заведения «Вера Федоровна», он вместе с соседними предпринимателями предложил сделать часть улицы пешеходной. «Расширение тротуаров позволит увеличить приствольные зоны каштанов, защитить пешеходов и положительно повлиять на экономику местных заведений», — аргументировал он. По его мнению, это создаст точку притяжения для гастрономического туризма, что будет способствовать привлечению инвестиций и улучшит впечатления гостей города.

Предприниматель Эдуард Толоконников, инвестирующий в парки «Дельфин» и «Танаис», ввел понятие «парковой экономики». «Я называю это парковой экономикой, которая отличается рентабельностью и быстрой окупаемостью», — заявил он. По его словам, в парке «Танаис» уже работают более 100 предпринимателей. Он призвал к государственно-частно-общественному партнерству, где бизнес играет ключевую роль в создании комфортной среды. Среди амбициозных планов — соединение парка «Дельфин» с дамбой Чернавского моста и строительство фуникулера к парку «Алые паруса». «Мы пытаемся соединить, придумываем велодорожки на втором уровне под куполами, чтобы можно было перемещаться круглый год. В этом участвуют предприниматели», — поделился он.

Наследие и мастер-планы: стратегический подход к развитию

Директор центра социальных инициатив городского развития «Точка» Алла Романюк сместила фокус на стратегическое планирование и экономику наследия. Она привела впечатляющие примеры из Коломны и Бирска, доказывающие, что инвестиции в исторический контекст и креативные индустрии приносят миллиардные обороты.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

«Как вы думаете, что означает цифра 4,5 млрд руб.? Это оборот творческих, креативных и туристических услуг и товаров в Коломне, небольшом городке под Москвой», — сообщила Романюк. Этот результат был достигнут после того, как трое энтузиастов возродили рецепт местной пастилы и создали вокруг нее целую экосистему из 200 предприятий, где сейчас заняты 3,5 тыс. человек.

Она также представила видение развития исторического квартала «Девичок» в Воронеже, подчеркнув необходимость создания мастер-плана. «Зачем нужен мастер-план? Он необходим, потому что, говоря о социальных аспектах, мы подразумеваем вовлеченность людей. Люди хотят влиять на происходящее, участвовать в создании общего дела».

Взгляд власти: инструменты, барьеры и призыв к диалогу

Представители власти предложили конкретные механизмы взаимодействия. Председатель комиссии МСП Воронежской городской Думы Андрей Суверин предложил конкретный план действий, основанный на трех принципах: «партнерство, простота и польза».

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

«Задача – составить мастер-план города и разделить улицы на три типа: туристические, деловые, променады», — предложил Суверин. Специализация дает предпринимателям понятные правила игры: дизайн-код, режим работы, приоритет инвестиций.

Он предложил несколько форматов ГЧП:

  • Концессия: город предоставляет землю и инфраструктуру, бизнес — благоустройство и сервис.
  • Аренда с инвестиционными обязательствами: бизнес получает длительную аренду в обмен на благоустройство территории.
  • Сервисные контракты: город передает предпринимателю небольшой парк или квартал на содержание. Оплата происходит по результатам замеров удовлетворенности жителей.
  • Пилотные эксперименты: «Возьмите 30 дней, делайте что хотите, а потом приходите к нам, и мы будем все узаконивать. А не наоборот».

Несмотря на оптимистичные кейсы и готовность бизнеса, на пути масштабных преобразований стоят объективные препятствия. Вице-мэр Воронежа Людмила Бородина внесла в дискуссию трезвую ноту, обозначив позицию власти.

Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

«Мастер-план — это глобальный документ. Но все хорошее стоит дорого, и мастер-план — не исключение», — констатировала она. Она привела в пример Тобольск, которому повезло со «щедрым «Сибуром», и Нижний Новгород, получивший миллиардные бюджеты к юбилею.

По ее словам, Воронеж вынужден действовать в рамках бюджета. «Сейчас шло согласование бюджета на 2026 год, но практически все общественные пространства, которые нуждаются в финансировании, будут снова отложены, потому что есть ряд более важных приоритетных задач». При этом вице-мэр отметила, что в городе есть проработанные проекты, например, для Кольцовского бульвара, но они ждут финансирования.

Бородина также обратила внимание на социальный аспект: «Уровень благодарности и уровень токсичности у воронежцев другой». Она призвала горожан быть более активными и благодарными за то, что уже сделано, отметив, что по сравнению с другими городами-миллионниками в Воронеже достаточно чисто и ухоженно.

Объединяющим итогом форума стал тезис о необходимости синергии. Как сформулировал Эдуард Толоконников, будущее комфортной городской среды — за государственно-частно-общественным партнерством, где бизнес выступает не просителем, а полноправным соавтором преобразований, способным превратить «подвиг» в запуске нового дела в простую и прозрачную процедуру.

Инновации «Нам придется менять свое мышление в отношении управления бизнесом»
Содержание
Закрыть