Последние годы экономика России балансирует между борьбой с инфляцией и стимулированием роста, и 2026-й не станет исключением, с той лишь разницей, что эта дилемма станет еще острее и болезненнее. Центробанк проводит жесткую денежно-кредитную политику, пытаясь сдержать рост цен. Ключевая ставка поднималась до 21% при инфляции ниже 10%, что означало практически двукратную реальную ставку — крайне высокую для экономики. Сейчас ставка снизилась до 16,5%, но даже при этом инфляция в 4–6% делает условия кредитования для бизнеса и потребителей сложными. При этом, по оценкам регулятора, инфляция замедляется недостаточно быстро и давление на цены сохраняется.
Траектория падения. За счет чего снижается инфляция
После пиковой в 2022 году инфляции в 11,94% показатели 2025-го действительно выглядят заметно лучше — по итогам года Банк России ожидает инфляцию в диапазоне 6,5–7%, Минэкономразвития прогнозирует ее на уровне 6,8%. Однако в отраслевой среде нет единого мнения о причинах этого снижения. Между тем именно они определят поведение экономики в наступающем 2026 году.
ЦБ полагает, что инфляция снизилась из-за падения спроса. Макропруденциальная политика регулятора ограничила кредитование, вызвала сокращение потребления и объема инвестиций, что ослабило давление на цены. Если это действительно так, то нынешнее падение — это инфляция спроса. В этом случае пролонгация жесткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ будет способствовать дальнейшему снижению инфляции, пусть и за счет замедления темпов роста ВВП.
Другая точка зрения связывает падение инфляции с укреплением рубля. Замедление роста цен началось после того, как рубль заметно окреп в начале 2025 года. Если ключевой фактор — именно курс, то для дальнейшей стабилизации цен важно удерживать рубль в диапазоне 90–95 рублей за доллар. Ослабление до 110 и выше почти наверняка приведет к новой волне роста цен. Однако сильный рубль вкупе с высокими ставками тормозит экономику: падают доходы экспортеров, снижается привлекательность инвестиций, а компании не могут позволить себе кредиты даже для обновления оборудования.
Есть и третье объяснение — инфляция издержек. Это ситуация, когда рост цен связан не с повышенным спросом, а с ростом себестоимости производства. Высокие ставки повышают издержки бизнеса, и компании перекладывают их на покупателей. В результате цены растут даже при снижающемся спросе. В этом случае экономика рискует попасть в состояние стагфляции — когда экономический рост замедляется, а инфляция растет. Такая ситуация особенно опасна, потому что бороться с ней повышением ставок невозможно: это только усиливает спад. Для правительства это станет крайне нежелательным сценарием.
Система сдержек. Три сценария развития экономики
Каким станет 2026 год для российской экономики, во многом зависит от траектории инфляции и того, какие меры будут выбраны для ее сдерживания. Уже сейчас можно спрогнозировать несколько возможных сценариев развития событий.
Базовый сценарий
Если Центробанк прав и жесткая политика действительно помогает снижать инфляцию, а рубль останется крепким, 2026 год может стать для экономики и финансовых рынков вполне успешным. Наметившийся тренд на постепенное снижение ключевой ставки приведет к оживлению деловой активности. ВВП вырастет больше, чем в 2025 году. Это создаст благоприятные условия для фондового рынка — акции и облигации получат поддержку.
Стагфляция
Если же Центробанк ошибается и высокие ставки начинают, наоборот, подталкивать цены вверх, ситуация может ухудшиться. Ослабление рубля — например, из-за снижения доверия инвесторов к российской экономике — только усилит инфляцию. В этом случае рост цен усугубится падением ВВП. Самым опасным представляется вариант, при котором ЦБ снова решит поднять ставку, чтобы бороться с инфляцией. Это приведет к еще большему охлаждению экономики, а инфляция при этом может не снизиться, а, наоборот, ускориться.
В условиях нестабильной геополитической ситуации такой сценарий станет серьезным испытанием. Регулятор и правительство окажутся перед сложным выбором: продолжать попытки замедлить инфляцию ценой стагнации экономики или отпустить контроль за ценами, но обеспечить экономический рост.
«Турецкий марш». Когда экономический рост важнее инфляции
Турецкая экономика наглядно демонстрирует последствия выбора в пользу экономического роста, даже если он ускоряет инфляцию. Около десяти лет назад экономика этой страны столкнулась с типичными «трудностями роста». Рынок труда пополнила волна молодых специалистов, на фоне активного развития экономики, растущих зарплат, уровня потребления и закредитованности выросла и инфляция. С точки зрения классической политики следовало повысить ключевую ставку для предотвращения перегрева экономики и замедления ее роста. Но такая остановка могла привести к росту безработицы и социальному напряжению. Власти отдали приоритет сохранению трудовой занятости и поддержали экономический рост. В результате турецкая лира стала быстро терять покупательскую способность и сильно обесценилась к доллару. Из-за этого инвестиции и экспорт непродолжительное время росли, а затем наступила экономическая турбулентность: инфляция подорвала веру в национальную экономику, а бизнесу стало все сложнее планировать расходы.
В российском контексте «турецкий сценарий» также означает приоритет экономического роста при риске ускорения инфляции. В условиях внешнего давления правительство может посчитать, что рост экономики важнее жесткого контроля цен. Если ситуация со стагфляцией начнет развиваться, переход к такому сценарию станет лишь вопросом времени.
«Будут знаки». На какие ориентиры опираться инвесторам
Для российской экономики и финансовых рынков ключевым ориентиром остается курс рубля. Крепкий рубль — необходимое условие для того, чтобы страна избежала стагфляции и пошла по базовому сценарию. Его ослабление, наоборот, станет тревожным сигналом: оно может привести к росту инфляции и падению интереса к рублевым активам. В такой ситуации валютные облигации будут оставаться одним из немногих защитных инструментов.
При этом сильный рубль сам по себе не гарантирует стабильности. Если при сильном рубле и высоких ставках цены будут расти — это признак того, что инфляция предложения набирает силу. Для рублевых активов это крайне негативный сигнал. Поэтому в ближайшие месяцы рынок будет внимательно следить за данными по инфляции.
Тем не менее даже стагфляция может открывать окно возможностей для терпеливых инвесторов. В такие периоды рынок акций часто закладывает в цену пессимистичные ожидания, и это создает точку входа для долгосрочных инвестиций. Если же экономика быстро перейдет от стагфляции к «турецкому сценарию», то сочетание экономического роста, высокой инфляции и снижения ставок может стать мощным драйвером для рынка акций.
Не является индивидуальной финансовой рекомендацией